Конспект урока по русскому языку на тему Слова-признаки (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа


Урок 5
Русский язык 1 класс
(Перспективная начальная школа)Тема: "СЛОВА-ПРИЗНАКИ"
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о словах-признаках, ознакомления со схематическим изображением слов-признаков; способствовать воспитанию культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся ставить вопросы к словам-признакам, различать слова-признаки в ряде других слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД: понимают важность изучения родного языка; принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Образовательные ресурсы: карточки со схемами слов для составления предложений, иллюстрация – изображение белки; карточки с загадками и отгадками.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, улыбнитесь друг другу. Садитесь!
Учащиеся. Начинаем урок.
Учитель. Руки?
Учащиеся. На месте.
Учитель. Ноги?
Учащиеся. На месте.
Учитель. Локти?
Учащиеся. У края.
Учитель. Спина?
Учащиеся. Прямая.
Учитель. Итак, начнем урок.
II. Чистописание.
– Сегодня на чистописании вам предлагается написать букву, но сначала отгадайте ее:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Это буква «О».)
Показ буквы: о о о.
– Эта буква у нас необычная, она умеет превращаться. А во что? Попробуйте ее превратить.
Дети подходят к доске и дополняют букву до любого рисунка. (Кот, поросенок, машина.)
Учитель записывает слова-предметы и слова-действия на доске. (Например, кот хрюкает, поросенок гудит, машина идет, собака лает, часы умывается.)
– Соотнесите слово-предмет и слово-действие.
– Запишите слова-предметы в алфавитном порядке.
– Что можете сказать об этих словах? (Они называют предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
– Подберите к словам-предметам слова-действия.

– Любое предложение по выбору запишите в тетрадь. Подчеркните слово-предмет одной чертой, слово-действие – двумя чертами.
 Игра «Узнай слово-действие».
– Послушайте стихотворение А. Барто.
– Хлопните в ладоши, когда услышите слово-действие.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу.
– Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду.
– Назовите слова-действия. На какие вопросы они отвечают?
III. Сообщение темы урока, постановка целей.
– На предыдущем уроке мы вернули животным способность действовать. А теперь надо вернуть животным признаки.
– Попробуйте узнать, о каком животном этот текст.
 У этого зверя шерсть … , мордочка … . Он умеет ловить мышей.
– О ком текст? Почему нет однозначного ответа?
– А сейчас я впишу в текст слова-признаки.
 У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая. Он хитрый и ловкий. Он умеет ловить мышей. (Лиса.)
– Какие слова помогли отгадать зверя?
– На какие вопросы они отвечают?
– Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов-признаков, то можно узнать его, даже не видя.
– О ком это?
 Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый. (Заяц.)
– Какие слова помогли узнать?
– А сейчас поиграем. Если я назову признак, который относится к зайцу, то вы подпрыгиваете, если к лисе – приседаете. (Проводится игра.)
Косой, рыжая, белый, хитрая, длинноухий, ловкая, осторожная.
IV. Изучение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.
1. Работа по учебнику (с. 15).
– Подберите к словам-названиям животных слова-названия признаков по схеме:

(Например: Медведь большой.)
Физкультминутка
Мы в строю шагаем браво
И науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это – левая рука,
Это – правая рука,
Ох, наука нелегка!
Это – правая нога,
Это – левая нога,
Ох, наука нелегка!
 Упражнение 5, с. 16.
Познавательные УУД: общеучебные – знаково-символическое моделирование; умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.
 Работа со схемами.
На доске схемы предложений:

или

– Отгадайте загадки. Придумайте предложения о животных по этим схемам.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик).
Примеры предложений:
– Колючий ежик топает.
– Бежит добродушный ежик.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
(Пчела.)
Примеры предложений:
– Веселая пчела летит.
– Прилетела домовитая пчелка.
2. Работа по тетради.
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.
 Упражнение 1, с. 8.
Запись: 1-е предложение с комментированием; 2–3-е предложения – самостоятельно; 4-е – с комментированием; 5-е – самостоятельно.
 Упражнение 2, с. 9.
Регулятивные УУД: осуществление действий согласно инструкции и установке учителя, самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей.
Личностные УУД: стремление к самостоятельному приобретению новых знаний и умений.
Дополнительное задание: придумайте слово-название предмета для каждого слова-названия признака. (Например: яркая лента, теплые валенки, солнечный день, синее небо.)
Физкультминутка для глаз
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
 Упражнение 3 (работа в парах).
I вариант – учащиеся работают с первым четверостишием.
II вариант – учащиеся работают со вторым четверостишием.
Взаимопроверка.
V. Итог урока.
– Каким животным мы вернули их признаки?
– На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? Приведите примеры.
– Как на схеме обозначены слова-названия признаков?
 Работа с деформированным текстом.
– Составьте из слов предложения в соответствии со схемами.
Ветер, сильный, подул.
Листья, закружились, золотые.
Скрылось, солнце.
Появилась, туча, темная.
Дождь, пошел.
– Урок окончен! Молодцы! Вы сегодня работали очень хорошо!