Классный час Конституция Российской Федерации

Классный час для учащихся 5-6 классов
на тему: «Конституция Российской Федерации»
Цель: познакомить детей с главным законом России.
Оформление и оборудование: выдержки из Конституции России, магнитофон

Ход мероприятия
Звучит песня о Родине.
Педагог:
Страна моя, страна родная, И светит всем народам в мире
Краса земли, ее весна, Судьба высокая твоя.
Ты вся - от края и до края - Ты знамя правды водрузила,
Вперед и ввысь устремлена. Народам счастье принесла.
Ты всех светлей, раздольней, шире, - И тех людей, что ты взрастила,
Такой другой не видел я. Лишь только ты взрастить могла.
Педагог: Родину имеет каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, разделяет ее горести, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для Вас -Родина?
Ученик: Место, где ты родился и вырос.
Ученица: Родные тебе люди.
Ученик: Это место, где тебя всегда поймут и примут в свой круг.
Ученик: Это место, куда всегда хочется возвращаться.
Ученица: Это люди, которыми ты гордишься.
Педагог: О чувстве любви к Родине можно говорить много. Но есть еще одно чувство, которое хотелось бы испытывать каждому. Это чувство, что твое государство защищает тебя. Чтобы обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, была принята Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации - это основной закон, и ему не может противоречить ни один закон или кодекс, которые выходят в нашей стране.
Но начнем мы, как и полагается, с принятия Конституции.
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Начинается она словами:
Мы, многонациональный народ
Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся
государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству,
веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России
и утверждая незыблемость
ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие
и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину
перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем
КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Педагог: Сегодняшнее наше мероприятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди - и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?
Ученик: Чтобы был порядок.
Ученица: Не будет закона, будет много преступлений.
Педагог: Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а это может привести к катастрофам. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году. А знаете, с чего начинается Конституция?
Ученики: Нет.
Педагог: На первой странице Конституции - гимн нашей страны.
Гимн - это главная песня страны, которая звучит при всех основных событиях страны.
Звучит Государственный гимн Российской Федерации.
Педагог: Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
Ученица: Наверное, имеет.
Педагог: Да. Имеет.
Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?
Ученик: Право учиться.
Педагог: Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказываний, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее, с 18 лет вы будете обладать всеми правами, записанными в Конституции. Ребята, скажите, а человек только правами обладает?
Ученица: Нет. Есть и обязанности.
Педагог: Очень верно. И какая наша главная обязанность?
Ученик: Соблюдать законы.
Педагог: Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.
Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право?
Ученица: Выбрать профессию.
Педагог: Профессия должна быть не противозаконной.
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.
Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
Вопросы всему классу
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища?
Ответ: Нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц».
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение?
Ответ: Лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный
труд за вознаграждение и держал героев в рабстве?
Ответ: «Приключения Буратино». Карабас-Барабас.
4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате?
Ответ: Баба Яга.
5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном
плену?
Ответ: Снежная королева.
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и
вырастил гигантский урожай?
Ответ: Дед из сказки «Репка».
7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на...
Ответ: Бесплатное образование.
8. У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять
деньги и лишить Буратино права...
Ответ: На имущество.
Педагог: Молодцы. Я вижу, вы неплохо разбираетесь в правах.
Но наша беседа еще не закончилась. Ребята, а каждый ли человек имеет права и обязанности, записанные в Конституции, или нет?
Ученик: Каждый.
Педагог: Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
А теперь проведём Конкурс «Права человека»
Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает отрывки из сказок и в течение 5 минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим. А через 5 минут они нам об этом расскажут.
Конкурс «Права человека»
О каких правах человека идет речь в этих отрывках?
1. «Колобок»
«Колобок, колобок! Я тебя съем.
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою:
«Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На окошке стужен,
я от дедушки ушел,
я от бабушки ушел и от тебя уйду».
Ответ: Право на жизнь и личную неприкосновенность.
2. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде»
Ответ:Балда нанимается на работу к попу. Это значит, он воспользовался правом на труд. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.
3. Сказка К. Чуковского «Айболит»
«Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит».
Ответ: Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
4. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
«Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
С копытечка на сыру землю».
Ответ: Право на свободу и личную неприкосновенность.
5. Русская народная сказка «Три медведя»
«В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой 5ольшой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех».
Ответ: Право на неприкосновенность частной жизни.
6. С. Маршак. «Почта»
«Письмо само
Никуда не пойдет
Но в ящик его опусти
Оно пробежит,
Пролетит, проплывет
Тысячи верст пути».
Ответ: Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.)
7. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
«Утенок взмахнул крыльями и полетел.
Полечу-ка я к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем.... А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами».
Ответ: Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
8. Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка»
«Жила-была женщина, очень ей хотелось ребеночка, совсем Крошку. Старая колдунья дала ей ячменное зерно, да не простое, и вырос из него чудесный цветок, совсем как тюльпан.
Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом стульчике сидела девочка, совсеона нелепая и хорошенькая, и росточком-то всего в дюйм, что ее так и прозвали Дюймовочка». (Материнство и детство находятся под защитой.
Звучит музыка, ребята обсуждают.
Педагог: Настало время рассказать про наших героев. Начинает первая команда.
Ребята по очереди рассказывают про нарушенные права. Учитель подсказывает.
Учитель: Вот и молодцы! На этом наше мероприятие заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность какая?
Ученица: Хорошо учиться.
Педагог: А право?
Ученик: Бесплатно учиться.
Педагог: Молодцы. Вижу, все вы усвоили. Желаю удачи! До свидания!








13PAGE 15


13PAGE 14215




15