Разработка Урока мужества, совмещенного с уроком письма

Заявка


Фамилия имя отчество: Фаррахова Альбина Фанильевна
Год рождения: 1970
Учебное заведение : БГПИ
Место работы : МБОУ «Аксаковская гимназия №11»
Должность: учитель русского языка и литературы
Стаж работы : 9 лет
Адрес: г. Уфа ул. Менделеева 7/2 тел 256-71-21
Контактный телефон: 8-919-148-08-90



МБОУ «Аксаковская гимназия №11»





Разработка урока
«Урок мужества, совмещенный с Уроком письма»





Разработала: учитель гимназии
Фаррахова А.Ф.

















2016г.

Пояснительная записка
На мой взгляд, в воспитании патриотизма, гражданственности и приобщения детей к духовно-нравственным историческим ценностям, в условиях возрождения эпистолярного жанра наиболее эффективным видом работы будет использование краеведческого материала музея гимназии.
Такой вид работы делает исторические события более близкими и понятными, развивает у учащихся интерес к героическому прошлому и настоящему родного края, к Родине.
В ходе подготовки и проведения урока мужества учащиеся знакомятся с героическими традициями уфимцев, с подвигами наших земляков в годы Великой Отечественной войны. В результате поисковой работы обогащается опыт исследования воспоминаний, документов; развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками; появляется умение наблюдать и анализировать наблюдения. Учащиеся выступают в роли организаторов экскурсий (сами выступают в роли экскурсоводов), участвуют в подготовке и проведении конференций, викторин и устных журналов на патриотические темы. На уроке мужества историко-краеведческий материал используется как учителем, так и учащимся, которые делают доклады и сообщения о героях борьбы с фашизмом, обсуждают вопросы ратной и трудовой славы российского народа.
Эпистолярный жанр, к которому мы будем обращаться, позволит установить эмоциональную связь с поколениями военных лет, даст уникальную возможность почувствовать дыхание войны, услышать живое искреннее слово простых людей, прошедших страшные испытания.
Таким образом, «Урок мужества, совмещенный с уроком письма» обогащает знаниями учащихся о героическом прошлом своей страны и своего родного города; вызывает глубокое эмоциональное переживание учащихся, обеспечивает интерес к историческому прошлому края и страны в целом, формирует личность гимназиста. Воспитательный эффект урока высок
Цели и задачи:
- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- показать, какой вклад внесли уфимцы в победу над фашизмом в период Великой Отечественной войны;
- вызвать чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги земляков;
- способствовать формированию у гимназистов гражданских качеств; - формировать высокий образовательный уровень и читательский кругозор учащихся;
- закрепить навыки и умения работы с поисковым материалом, стремление к продолжению поисковой деятельности.
Содержательная часть.
Тема: «Урок мужества, совмещенный с Уроком письма»
Провела: учитель русского языка и литературы МБОУ «Аксаковская гимназия №11» Фаррахова А.Ф.
Урок разработан для учащихся 5-х классов
Форма проведения : эвристическая беседа.
Место проведения : краеведческий музей школы
Цели: развитие патриотических чувств и формирование чувства гордости за свою Родину, за свой народ, воспитание уважительного отношения к историческому наследию. Задачи: - формировать у учащихся представление о Великой Отечественной войне; - познакомить с героями ВОВ; - воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою Родину; -воспитывать уважение к старшему поколению; - формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный советским народом
Ход урока.
Орг.момент
Беседа по теме урока с показом презентации c объявлением темы урока.

– В ходе всего урока я буду читать стихи, беседовать с вами, а вы записывайте те слова или словосочетания, которые вам понравились, тронули вашу душу, старайтесь их записывать, или просто внимательно слушайте и запоминайте. Эту запись вы будете использовать в конце урока в своих творческих работах.

 Дорогие ребята! Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране. Вот уже скоро  71 год  отделяет нас от 9 мая 1945 года- дня, когда прозвучали последние залпы Великой Отечествен-ной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь так просто оборвать, как утренний сон. Для нас война- история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний урок мужества.
История – невероятная мозаика людских судеб, ярких, значительных, драматичных, счастливых, героических, и не очень
Тысячи, миллионы жизней сплела в одну судьбу война. Весь народ стал единым пред лицом войны. В этом единении была его великая сила.
Если расплести эти ниточки-судьбы, рассказать обо всех, от мала до велика., не хватит жизни. Но по-другому нельзя.
Сегодня, благодаря кропотливой работе нашего школьного музея, мы узнали о судьбе двух наших земляков - Щепкина Георгия Яковлевича, Баишева Сагита Тагировича
Ученик : Из нашей школы №11 ушли на фронт учителя и 77 выпускников. Материалы обо всех собраны и хранятся в нашем музее, и сегодня продолжается поиск. Такой пример. Наши краеведы, установили, что Щепкин Георгий Яковлевич, выпускник нашей школы, а в 1941 году- выпускник Ленинградского военно-морского хозяйственного училища, погиб в составе 8 армии, которая вела ожесточенные бои и сдерживала рвавшихся к Ленинграду фашистов .Это стало известно через 70 лет. Краеведы добились, что имя Георгия Яковлевича будет высечено на памятнике «Якорь» , сооруженном на месте боев сентябре-ноябре 1941 года. Этот памятник включен в Зеленый Пояс Ленинграда. По словам, однополчанина, любимой песней Георгия Щепкина была : «Ты конек-горбунок»
Другой ученик: К 70-летию Победы в музее был обновлен стенд, посвященный погибшим выпускникам, и вдруг получаем письмо из Москвы: «Мой дядя, Баишев Сагитт Тагирович, учился в вашей школе, тогда она носила имя Л. А. Галановой. Он погиб в 1943году в боях под Прохоровкой, вынося из боя раненых, будучи военфельдшером. Его история :В 1937 году после 9 класса он поступает в Ленинградское Хореографическое училище. Он стал артистом балета, танцевал на сцене вместе с Григоровичем, но война в один миг все изменила.»
С фотографии на стенде смотрит на нас совсем молоденький солдат, застенчиво улыбается.
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов
Зарастают травой раны Земли, но никогда, никому не заровнять рубцов, оставленных войной в людских сердцах, народной памяти

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.
Люди уходили на войну, покидали своих близких и родных на долгие годы. Но
 расстояние и время не может убить любовь. Если нет возможности высказать слова
любви и заботы, их  можно  написать  и отправить  письмом  по  почте. А  в  годы Великой  Отечественной  войны  это  был единственный  способ  связи. Предлагаю вашему вниманию «Письма с фронта». На этих фотографиях
 люди, на долю которых выпали тяжкие военные испытания. Мы не знаем историю
 их судеб, но, глядя на них, понимаем, что все они любили, верили, надеялись и
 ждали.   

     Учитель: Я держу в руках книгу «Фронтовые письма». Каждая ее страница-отрывок невыдуманной судьбы человека, жившего в далекие 40-ые г. Эти письма бережно хранят родственники  и близкие фронтовиков. Для них это самое сокровенное богатство. А для страны - национальное достояние.
 
В этой книге - письма фронтовиков и их родных. Это самые живые и достоверные свидетельства военной истории. За каждым - судьба конкретного человека, его семьи, история человеческих чувств и переживаний. Любой человек в разлуке ждет с нетерпением  весточки от близких и родных. В этой книге – письма, авторов   которых разлучила война. Они пишут друг другу  слова любви, поддержки и заботы друг о друге. При этом авторы писем не знают, когда встретятся и встретятся ли вообще. Многие авторы этих пронзительных писем  не вернулись домой
Добрый день! Здравствуйте, дорогие мамаша и сестрен-
ки: Рая, Лида и Тома. Шлю я вам свой горячий привет и же-
лаю всего хорошего в вашей жизни. Дорогая мамаша, я вам
выслал 350 рублей денег 9 января 1944 года. Затем высы-
лаю вам еще групповую фотографию своего подразделения.
Писать много нечего. Отправляемся на выполнение боевой
задачи. До свидания. Жду ответа. Передавайте мой привет
всем знакомым и родным. До свидания. С сердечным приве-
том ваш сын Вася.
24 января 1944 года   
 Вахрушев Василий Иванович
Тяжело ранен и умер от ран 13 февраля 1944 года в
отделении медсанбата.
ПИСЬМО
10 января 1944 года
___________________________________________________________
2
Добрый день! Здравствуйте, мои дорогие родные: лю-
бимая жена, братья и милые мои сестренки! Шлю я вам всем
по огромному привету. Вначале о себе. Как вы уже знаете, я
был ранен и сейчас нахожусь в госпитале. По слухам, нас,
всех здесь выздаравливающих, хотят отправить на Ленин-
градский фронт. Но это будет еще не очень скоро, а только
после того, как у меня заживет рана. Я вам писал, что меня
ранили в лоб, так что рана заживает медленно. Раненых здесь
вообще очень много. А как вы живете? Все ли у вас в поряд-
ке? Дорогая жена, ты береги детей, возьми жить к себе свою
маму. Она поможет тебе с хозяйством, с дровами, чтоб мои
дочки не мерзли. Пишите мне чаще. Мне очень нелегко жить
в разлуке с вами. Днем и ночью я тоскую и скучаю по вам,
мои дорогие. Нахожусь я от вас вдалеке. Но думаю, что скоро
кончится эта проклятая война, поэтому терпите. А пока ведь
всем нам нелегко. Пишите мне чаще письма.
Целую вас всех. Ваш любящий муж.
Бажин Иван Андреевич
Пропал
без вести в январе 1942 года
ПИСЬМО
от 26 сентября 1941 г.
3
Добрый день, Таня и дочка Галечка! Шлю я вам свой
сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни.
Таня, передай привет бабушке Тасе, Павлу Петровичу и Ва-
се, если они живут у нас. Милая Таня, я нахожусь на фрон-
товой полосе. Таня, обо мне не беспокойтесь. Я живу хоро-
шо. Таня, я пишу тебе уже пятое письмо, а от тебя не полу-
чил ни одного. Мне очень хочется получить от вас письмо.
Как вы живете? Как учится Галя? Что есть нового у вас?
Таня, по силе возможности, Галю корми получше, поку-
пай то, что ей нужно. Таня, я посылаю вам 270 рублей. Как
получишь - сразу же напиши. Убрана ли картошка и пшеница
в огороде? А сейчас, до свидания. Больше писать нечего. Ос-
таюсь жив и здоров, чего и вам желаю. Крепко целую. Ваш
муж Шура. 
Катаев Александр Александрович
 Погиб на фронте 2 января 1942 года.
ПИСЬМО
29 сентября 1941 г.
________________________________________________________________
4
Здравствуй, многоуважаемая сестра Тоня! С приветом к
вам брат Саня. Тоня, я ваше письмо получил, которое меня
очень взволновало, особенно некоторые фразы, сказанные о
сестре Саше. Пусть она не сомневается в том- надо или нет
ей прислушиваться к моим советам. Тоня, ты мне писала, что
вы очень ждете меня домой, но увидеться не придется до де-
кабря месяца. Сейчас же писать мне вам нечего, а вас я про-
шу сообщать мне все плохие и хорошие новости.
Тоня, ты еще писала, что ваши письма до меня не дохо-
дят. По-моему, те, которые вы напишите, они доходят. Те же
письма, о которых вы помечтаете написать, но не написали-
то они, наверняка, и не дойдут. А сейчас, до свидания, шлю
всем приветы: папе, маме, брату Коле, Раисе, Вале, Зине, Зое,
деду и бабушке. Жду ответ.
Мутных Александр Николаевич
скончался от ран в полевом госпитале
ПИСЬМО
21 октября 1940 г.
________________________________________________________________________
Учитель
      Мы читаем строки из писем и ощущаем любовь к Родине, веру в Победу, надежду
 на  Жизнь!  Эта  переписка  отражает мощь,   героизм  войны  И
 одновременно – великую силу любви. Благодаря именно таким простым людям наша
 страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Любовь к родине, к родной
 земле, к дому дала им силы победить!
    Я держу в руках книгу, которая посвящена фронтовым письмам наших земляков. В
 ней письма, которые были переданы создателям этой уникальной книги близкими и
 родственниками  фронтовиков.  К  сожалению, как оказалось,  в  наших с вами
 семейных архивах  не  хранятся фронтовые письма.
 письма. А ваши прадеды???
     Поэтому сегодня я предлагаю вам использовать полученные на уроке сведения и
рекомендации и написать письмо от вашего прадеда-фронтовика. Поговорите об этом
с вашими родителями, бабушками, дедушками. Представьте, кому и о чём  мог
написать ваш прадед с фронта.
      На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и пусть они хранятся в ваших
 семейных архивах. Желаю вам удачи!
                        К сожалению, в нашей семье не сохранились военные письма. Но я знаю от своих родителей, что все мои прадеды воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Один из них Тимофеев Иван Тимофеевич.                                                                      
                       Я представила, какое письмо он мог написать своим родным с фронта:
                       «Здравствуй, Катя, Саша, Вова!  Шлю я вам свой горячий привет! Дорогие мои, письмо пойдет долго, пишите сразу ответ. Жизнь моя воинская тянется без вас медленно. Дом очень далеко, и мне тяжело, но это меня и моих товарищей не остановит. Я по вам очень скучаю. Саша, сынок,  так как ты старше Володи,  посматривай за ним, а то мало ли убежит на фронт. Помогайте маме, поддерживайте её  во всем. Я постоянно думаю о вас. Погода у нас тут теплая. Свободного времени мало для того, чтобы  все вам рассказать.  Катюша, не плачь, не скучай. Я очень тебя люблю и уважаю. Пишите больше. Что выросло на огороде? Как работается в колхозе?  Мне часто приходилось  наблюдать, как солдат огорчался, когда почта не приносила ему письма. Наверное, сыновья уже взрослые, выросли?  Как они учатся? Хорошо?  Живем мы в лесу. Бывает тяжко, но мы знаем, за что боремся и ради чего можем погибнуть. Писать больше нечего. Целую вас крепко-крепко.
                                                                                              Ваш  муж и отец Иван Т.Т.»
                      Война закончилась.  Володя и Саша выросли. У Володи родилось двое детей, а  у Саши – трое: сын и две дочери. Одна из них – моя мама. А неё – восемь детей! Значит, у меня - пять сестёр и два брата. Ради этой жизни  воевал и побеждал мой прадед!  
                      С п а с и б о    д е д у    з а   П о б е д у ! ! !


"Литературная газета" № 18, 2000г. - "Треугольник /Фронтовые письма/".



3.Рефлексия.
Анализ проведенного мероприятия:

15