«Алкоголизм в подростковой среде и меры его профилактики



«Алкоголизм в подростковой среде и меры его профилактики »
З.М Цеева.
МБОУ «Мамхегская средняя общеоброзавательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежовича Андрухаева»


Переходный возраст — непростое время, когда подростки более всего подвержены постороннему влиянию, а значит, и легче всего попадают в разного рода зависимости.
Известно, что нарушения работы нервной системы напрямую связаны с концентрацией алкоголя в крови человека. Когда количество алкоголя составляет 0,04-0,05 процента, выключается кора головного мозга, человек теряет контроль над собой, утрачивает способность разумно рассуждать. При концентрации алкоголя в крови 0,1 процента угнетаются более глубокие отделы головного мозга, контролирующие движения. Движения человека становятся неуверенными и сопровождаются беспричинной радостью, оживлением, суетливостью.
Проблема в том, что даже в малых количествах спиртное наносит несформировавшемуся организму непоправимый вред. Многие специалисты сходятся во мнении, что в подростковом возрасте даже умеренный прием алкоголя равносилен злоупотреблению. Кроме того, доказано, что алкоголизм у подростки формируется в 3–4 раза быстрее, чем у взрослых.
Со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина. Ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить. Это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю. Еще сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают пробовать пиво или сладкое вино. Ребенок приучается к мысли, что это – вкусно.
Следующим фактором развития алкоголизма среди молодежи является доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза.
Психология подростков такова, что они стремятся быть похожими на своих кумиров и подражать их поведению. Глядя на экранных героев, которые курят, пьют и ругаются матом, молодые люди стремятся вести себя точно так. Подражание основано на том, что подростки стремятся выглядеть модными, лучшими, как их кумиры.
Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, за  слушаньем музыки и принятием спиртного. Подростки просиживают в кафе и барах или бесцельно слоняются по улицам. Для саморазвития и интеллектуальных занятий у них нет ни желания, ни времени. Учеба и чтение книг воспринимаются такими подростками как ненужная и скучная обязанность. По статистике, 50% пьющих подростков вообще не читают книги.
1.Причины подросткового алкоголизма.
Подростковый алкоголизм, как говорит статистика, в большинстве случаев, начинается с семейных застолий. Когда в дом приходят гости и усаживаются за щедро накрытый стол, то, прежде чем начать трапезу, они наливают себе в рюмки или бокалы спиртное, говорят какой-либо тост, пьют и только после этого принимаются за еду. Тосты во время застолья следуют один за другим, и временной промежуток между ними становится все короче. Когда темы для тостов заканчиваются, выпивающие просто говорят «будем здоровы!» и пьют очередную рюмку.
В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим. В поведении молодых людей отчетливо начинают прослеживаться особенности домашнего уклада. Из своего еще не большого жизненного опыта ребенок  уяснил, что пить просто необходимо, а когда выпивки не хватило, нужно срочно бежать за добавкой. Понаблюдав за взрослыми, ребенок понял, что пить нужно большими порциями и сразу всю рюмку. Поэтому все выпивки в среде подростков так и происходят – большими дозами, чтобы ничего не осталось из того, что удалось достать. При этом еда присутствует в чисто символическом виде, ведь она в данный момент не является едой, а играет роль закуски. Страх перед пьянством у подростков отсутствует напрочь, как и опыт употребления спиртного. А вот бравада перед ровесниками присутствует в максимальном количестве.
Еще одна причина подросткового алкоголизма – безнадзорность и уличное воспитание. Это происходит, в основном, если ребенок растет в неполной семье и предоставлен сам себе. Гиперопека ребенка также может привести к тому, что подросток станет увлекаться алкоголем. Стремясь оградить свое чадо от жизненных трудностей, родители всячески ему потакают, и в результате воспитывают безвольное и морально слабое существо, которое попав в иную среду и не имея «моральных тормозов», легко поддается плохому влиянию.
Большую роль играет в приучении подростков к алкоголю оказывает телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, привязывая к весёлому «пивному» образу жизни. 
2.Токсическое воздействие алкоголя на организм.
Систематическое употребление спиртных напитков даже в небольших дозах приводит к нарушению важнейших функций организма и тяжелейшему поражению всех органов и тканей без исключения, вызывает органические заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем, печени, почек желудочно-кишечного тракта, ведет к моральной и психической деградации личности. Степень повреждения, различная частота и темп прогрессирования поражения органов зависят от дозы и частоты приема алкоголя.
Очень большое токсическое воздействие оказывает алкоголь на состояние крови. Активность лейкоцитов снижается, движение эритроцитов замедляется, изменяется функция тромбоцитов. Отсюда следует ослабление памяти, психическая деградация. В нервных клетках мозга вырабатывается алкогольная зависимость.
Примерно 10% алкоголя удаляется из организма человека через легкие, оказывая токсическое воздействие на эпителий бронхов подростков, последствия чего непременно приведут к заболеваниям органов дыхания.
95% алкоголя обезвреживается в печени, а значит этот орган страдает страдает больше других. В нем возникают воспалительные процессы, что может привести к циррозу печени.
Подростку кажется, что употребляя спиртные напитки, уходят или решаются жизненные проблемы, все вокруг становится «ярче и интереснее» - это ложное и отрицательное влияние алкоголя на организм подростка может привести к тяжелым заболеваниям уже в юношеском возрасте.
Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма. Организм человека устроен так, что ни в каком виде и ни в каком количестве алкоголь ему не нужен. Обменные процессы в организме не нуждаются в экзогенном (поступающем извне) алкоголе, а реакции, в результате которых вырабатываются микродозы эндогенного алкоголя, и реакции, использующие этот спирт, работают без нашего вмешательства. Даже наоборот, если периодически подливать в организм экзогенный алкоголь, то выработка внутреннего спирта прекращается (как защита от избыточных его количеств). В этом, по мнению ученых, суть появления алкогольной зависимости: отучив свой организм производить нужное количество спирта, мы вынуждены регулярно снабжать его путем возлияний. 
У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании. 
Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам. 
Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка. Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. Изменение состава крови, анемия и т.д. Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.
Особо следует сказать о вреде употребления широко распространенных в молодежной среде пива и, так называемых, энергетических напитков.Специалисты-наркологи считают пиво самым коварным алкогольным напитком.
Бутылка 5% пива оказывает на организм такое же действие, как 60 мл водки. А так как молодежь употребляет, как правило, не одну бутылку – идет постепенное привыкание к пиву, как к любому другому алкогольному напитку. Причем у подростков, в отличие от взрослых, пивная зависимость развивается уже через несколько месяцев регулярного употребления пива.Главная опасность пива – не только в процентах алкоголя. Хмель, на основе которого готовят пиво, - наркотическое растение из семейства коноплевых. При варке хмеля в раствор пива, даже безалкогольного, выделяются фитоэстрогены. В желудочно-кишечном тракте под действием пищеварительных ферментов фитоэстрогены пива превращаются в женский половой гормон эстрадиол. Последний вызывает феминизацию организма юноши и повышение эстрогенового фона в организме девушки. Искусственно создаваемый пивом гормональный дисбаланс наносит сокрушительный удар по репродуктивному здоровью подростков, чреват снижением либидо и бесплодием.
Подытоживая изложенное - алкоголь для человека в любом возрасте, а тем более подростка, является ничем иным, как средством самоуничтожения.
3.Профилактика подросткового алкогализма.
Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно! 
Профилактика подросткового алкоголизма во многом связана с психологией. Наступает возрастной период, когда формируется личность человека, а также – его организм, здоровье и др. В этом время нежелательно употреблять вредные вещества, способные привести к интоксикации. Среди таких составов – алкоголь и спиртные напитки.
Под влиянием алкоголя организм подвергается пагубному воздействию. К профилактике этого заболевания надо приступать с раннего возраста, начиная с психологического подхода. Базой для нее служат меры, которые помогают сформировать правильное представление о данной опасности.
Важно, чтобы личность формировалась правильно с психической и физической точки зрения. Нужно найти способы занять подростка на свободное время, поощрять его увлечения, вырабатывать желание учиться и добиваться успеха во взрослом возрасте.
Важно вовремя выявить заболевание, если наступил алкоголизм. Лечение нужно проводить у специалистов медицинского профиля, это поможет избежать рецидива и достигнуть желаемого результата.
Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы. 
Отсутствие навязчивой рекламы, запрет на продажу спиртных напитков несовершеннолетним, доступность информации и психологической поддержки — вот что необходимо, чтобы создать здоровую атмосферу, в которой будет комфортно взрослеть и развиваться без дополнительных допингов.
Разумеется, свой весомый вклад должны вносить и родители, на собственном примере демонстрируя, что жить интересно и полноценно можно и без алкоголя. Главное — избежать морализаторства и нотаций, чтобы не вызвать естественный подростковый протест.
Библиографический список
Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. – М.: Просвещение, 2006.- 45 с.
Братусь В.С. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма / Братусь В.С., Сидоров П.И. - М.: Академия, 2005. – 375 с.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006. - 144 с.
Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. - Минск: Высш. шк. 2005. – 317 с.
Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота Н.А., Ялтинский В.М. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
Скворцова Е.С. Алкоголь, женщины, подростки / Скворцова Е.С. - М.: Медицина, 2005. - 40с.
Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. - М.: Медицина, 2006. – 80 с.