СМИ, как средство профилактики моббинга в подростковой среде.


СМИ, как средство профилактики моббинга в подростковой среде
Самым эффективным средством воздействия на мировоззрение, проявление активности и социализацию подростка в настоящее время оказывают СМИ и телевидение. Средства массовой информации стали серьёзными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. Г. Крайг говорил о том, что детская и подростковая психика по силе оказываемого на нее воздействия со стороны СМИ находится в более беззащитном положении, чем психика взрослого человека. «Подростки, физические и умственные способности которых развиваются быстро, особенно уязвимы, являясь пассивными потребителями средств массовой информации. Нередко они строят модели своего поведения на основе наблюдаемых ими повседневных или неординарных событий на экране и в жизни, тем самым, попадая под влияние тиражируемых средствами массовой информации форм поведения и норм жизни».
Но влияние СМИ носит неоднозначный характер: Интернет стал новым каналом социализации молодёжи. И в практике профилактической работы педагога-психолога самыми действенными методами становятся просмотр с дальнейшим обсуждением видеофрагментов, самостоятельно смонтированных видеороликов и художественных фильмов. Такие киноленты как «Дорогая Елена Сергеевна», «Чучело», «Повелитель мух», сериал «Простые истины», мультипликационный фильм «Гадкий утёнок», «Адажио» могут являться материалом для организации тренингов, занятий в форме ток-шоу и диспутов в рамках работы по профилактике моббинга.
Моббинг в подростковой среде приобретает сегодня наибольшую актуальность. Под моббингом принято понимать поведение, при котором другому наносится намеренно телесный или психический вред. Жертвой моббинга может стать любой подросток, и причиной может быть: стиль одежды, национальность, особенности речи, внешности, неловкая ситуация.
Кибермоббинг – моббинг, осуществляемый через инфомационное пространство. Чаще среди подростков кибермоббинг происходит посредством программ для мгновенного обмена сообщениями в социальных сетях, там, где нет контроля взрослых.
Моббинг и насилие часто начинаются со словестного хамства, к которым дети и молодёжь привыкли. Изменение языковой культуры очень часто является важным шагом на пути к предотвращению моббинга, насилия и приставаний.
Также причиной моббинга часто становятся: зависть, стиль поведения жертвы, желание унизить (ради самоутверждения), т.е. проявления психической и моральной незрелости подростка. Поэтому важнейшее условие работы по профилактике моббинга – это способствование развитию социальных и психологических компетенций.
Ежедневно каждый подросток, просматривая страницы интернета и телевизор, «впитывает» информацию, невольно принимая транслируемые образы и способы поведения как руководство к действию. Все эти факторы оказывают негативное влияние и на его мировоззрение, лишают волевых и интеллектуальных качеств. Грамотно подобранный репертуар телепередач и видеосюжетов может оказать совершенно противоположное действие. Например: видеосюжет о способах поведения в конфликтной ситуации, соответствующей тематики, помогает обучающимся эмоционально закрепить собственный практический опыт, отработанный в тренинговом занятии. Организация диспута после демонстрации сюжета или полнометражного фильма, позволяет проанализировать степень понимания подростком проблематики сюжета. Обсуждение таких вопросов: «В чём сила и слабость главного персонажа?», «Как можно было разрешить эту ситуацию по-другому?», «Какова была реакция окружающих на происходящее?» поможет обучающимся получить опыт конструктивного выхода из трудной жизненной ситуации.
Традиционным в плане работы по профилактике моббинга в ГБОУ СОШ №3 стал просмотр художественного фильма «Чучело» с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным в главных ролях. Главная героиня - девочка шестиклассница, стойко выстояла перед подлостью и предательством, класс объявил ей бойкот за то, что она взяла на себя чужую вину. Обучающиеся 5-8 классов, охотно вступают в роль эксперта и с лёгкостью определяют лидера класса, зачинщика конфликта, выявляют причины непонимания между одноклассниками и предлагают способы разрешения ситуации. Во время просмотра фильма происходит идентификация т.е. отождествление себя с персонажем фильма. Блестящая постановка и режиссура делают сюжет максимально приближённым к реальной ситуации, у каждого зрителя появляется возможность поставить себя на место главного и любого другого персонажа, таким образом, фильм учит лучше понимать других и принимать такими как есть. Нельзя не отметить, что такие вдумчивые просмотры оказывают неоспоримое положительное воздействие на формирование личности несовершеннолетнего и являются результативным.
Таким образом, средства массовой информации обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения значительных людских масс, побуждения их к определенному поведению.