Презентация Аспекты позитивной профилактики в подростковой среде


Романова Наталия АлексеевнаПедагог-психолог Общесоциальная (неспецифическая профилактика) – сфера деятельности направленная на формирование здоровья, не затрагивающая непосредственно проблему злоупотребления ПАВ, а влияющая на нее косвенно – педагогическими средствами. К этому типу относятся программы и мероприятия по организации альтернативного досуга подростков и молодежи работа подростковых клубов, спортивные соревнования и тематические праздники и др. Создается альтернатива приему наркотиков, организуется занятость детей и молодежи в свободное время. Специфическая профилактика – мероприятия и программы этого типа призваны влиять на те или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия. К таким программам относятся специализированные кампании (акции), уроки c компонентами профилактики, психологические тренинги, тематические дискуссии,дебаты на острые темы,ролевые игры и др. Подростки ПЕДАГОГИ И СПЕЦИАЛИСТЫ ЗНАЧИМОЕ ОКРУЖЕНИЕ Позитивная профилактика ориентируется не на патологию, а на потенциал здоровья - освоение ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ. Профилактические мероприятия позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ, акцент переносится на получение знаний, умений и навыков с ориентацией на нормативное функционирование личности в обществе. Несовершеннолетним необходимо знать свои потребности и способы их удовлетворения, должны понимать источники своих переживаний Важно разобраться, какие потребности приоритетны, жизненны, достижение каких целей является задачами возрастного развития. 2. Несовершеннолетним необходимо приобрести позитивный опыт успешного самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей и купирования негативных переживаний, связанных с их неудовлетворенностью. Несовершеннолетнего необходимо вооружить эффективными и социально – приемлемыми навыками удовлетворения собственных потребностей, которые одновременно послужат и целям развития личности и целям укрепления психического здоровья. 3. Несовершеннолетним необходимо научиться справляться со своим состоянием в случае, когда по каким–либо причинам удовлетворение собственных потребностей невозможно. Это подразумевает овладение способами деятельности ведущей к разрядке, эффективными формами психологической защиты и адекватными формами психической саморегуляции. Однако, чаще всего, в рамках профилактических программ для несовершеннолетних недостаточно учитываетсядифференцированность самих целевых групп по возрасту, степени вовлеченности в проблему наркотизации и форм профилактических воздействий. Используются технологии запугивания и устрашения на прием ПАВ, данный вид относится ко вторичной или третичной профилактике ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 годаО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ,ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ Проводить конкурсы плакатов в образовательных учреждениях с использованием наркоманской атрибутики:- конкурсы плакатов с использованием тем о наркомании, например, «класс против наркотиков», «школа против наркотиков», рисовать или клеить сигареты, бутылки, шприцы, макеты наркотиков, и т.д. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ! Предоставлять воспитанникам информацию о действии психоактивных, в том числе наркотических веществ ; способах приготовления или приобретения ПАВ; демонстрировать наркоманскую атрибутику; упоминать названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков); обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики; использовать наркоманский сленг. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ! Приглашать «бывших» наркозависимых молодых людей в целях профилактических бесед (что только вызывает интерес к наркотическим веществам и поддерживаетмифы о самих наркотиках) НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ! Театрализация «антирекламы» с использованиематрибутики ПАВ (банок/бутылок из под пива, алкогольных тоников, пачек для сигарет) НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ! Театрализация «антирекламы» с использованиематрибутики ПАВ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ! Театрализация «антирекламы» с популяризациеймифов о разумном употреблении ПАВ – «пить с умом» Осуществлять «суды» над ПАВ с использованием макетов гипертрофированных сигарет, бутылок или обменивать сигареты на конфеты. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ! Этическая и нравственная сторона предоставляемой информации Не стоит в каких-либо «воспитательных» целях использовать психотравмирующую информацию. Сюда относятся сюжеты, связанные со смертью наркозависимых, непосредственные ритуалы с приемом наркотиков, сцены насилия. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ! ВЫВОД Проводя профилактику с детьми и подростками необходимо опираться не на патологию, а на резервы личности человека.