Рекомендации психолога (Тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с трудными и их семьями)


Рекомендации психолога
(Тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с "трудными" и их семьями)
- Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.
- Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
- Нельзя относиться к "трудным" с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.).
- Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
- Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
- Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал" особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время.
- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
Рекомендации по формированию нравственных ценностей
Общим объектом педагогической коррекции детей и подростков с нарушениями поведения является альтруистическая направленность. Она выступает условием, предпосылкой предубеждения трудновоспитуемости и результатом эффективного воспитательного процесса. Процесс воспитания нравственности включает:
- становление идеалов, целей жизни, ценностных ориентация при одновременном преодолении анти идеалов;
- развитие здоровых интересов и потребностей, на основе которых устраняются нездоровые и исправляются искаженные;
- формирование критериев оценки и самооценки положительных и отрицательных явлений в окружающем мире и в своем поведении, воспитание на этой основе объективной самооценки и нетерпимого отношения к своим личностным недостаткам, к отрицательным свойствам других людей.
Главным источником формирования нравственных ценностей выступает социально ценный жизненный опыт, который в предупреждении трудновоспитуемости выполняет следующие функции:
- усиливает влияние коллектива и социальных институтов на перестройку поведения личности;
- активизирует стремление воспитанника вести нравственный и трудовой образ жизни в соответствии с общественными ценностями и идеалами;
- ограничивает возможности проявления личностных недостатков;
- ускоряет процесс формирования положительных качеств личности;
- усиливает социальную мотивацию поведения;
- формирует адекватную самооценку и повышает требовательность к себе, т.е. способствует переходу перевоспитания и воспитания в самовоспитание.
Социально ценный жизненный опыт выполняет указанные функции в формировании целостной личности. Главное направление в этой работе - включение воспитанника в разнообразные, общественно значимые виды деятельности, которые формируют новые полезные привычки, умения, навыки, вырабатывают здоровые духовные потребности.
Цель воспитания - формирование таких потребностей воспитуемого, которые наиболее благоприятны для развития общества и реализации личности во всем богатстве ее потенциальных возможностей (П.В. Симонов, 1987). Следовательно, важнейшая задача педагога состоит в том, чтобы вооружить ребенка теми средствами удовлетворения его естественных, неустранимых, органически присущих ему потребностей, которые были бы полезны как для общества, так и для самого субъекта. Пусть он соперничает с другими, но в труде и спорте, а не в уличной драке, пусть утверждает себя в глазах сверстников благородным поступком, а не хулиганской выходкой, пусть демонстрирует свое взросление зрелостью принимаемых им решений, а не курением и опытом общения с бутылкой. Необходимость социально приемлемой канализации потребностей ребенка, вместо бессмысленной борьбы с самими потребностями афористично сформулировал Януш Корчак: "Ты вспыльчив, - говорю я мальчику.- Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день. Если хотите, в этой одной фразе, я изложил весь педагогический опыт, которым я пользуюсь (Я. Корчак, 1990).
Удовлетворение потребностей в желательном для общества направлении достигается двумя путями:
1) Непосредственным воздействием на сознание и подсознание ребенка с помощью имитационного воспроизведения поведенческих эталонов, иначе говоря, силой непосредственного примера, базирующегося на потребности в подражании. Если бы ребенок с раннего детства находил вокруг себя примеры поведения только соответствующего нормам, воспитание социально ценной личности перестало бы быть предметом специальных забот. Однако реальная действительность далека от идеала, особенно для воспитанников детских приютов.
2) Вооружением ребенка социально ценными способами и средствами удовлетворения его потребностей.
Удовлетворение потребностей в просоциальном направлении облегчается тем обстоятельством, что дополнительная потребность в вооруженности как таковой занимает доминирующее положение в иерархии мотивов детей и подростков. Например, тренируя свои двигательные навыки в "бесцельной" с нашей точки зрения "возне" ребенок непрерывно вооружается ради самой вооруженности, несознательно накапливает навыки и умения, большая часть которых ему понадобится лишь в дальнейшем. К сожалению не всегда потребность "мочь" и ."уметь" используется по назначению в педагогической практике. Тем более важно целеустремленное развитие у детей способности к сопереживанию, состраданию, сочувствию. Важно, чтобы ребенок не просто ощущал некий эмоциональный дискомфорт при виде больного или несправедливо обиженного человека, не просто стремился к устранению этого тягостного для него самого сопереживания, но и приходил на помощь и переживал положительные эмоции, которые приносят успех в действиях, направленных на облегчение участи другого. Формирование нравственности требует особой индивидуализации воспитательных воздействий. Ведь каждый воспитуемый -уникальная, неповторимая личность, а процесс ее формирования напоминает создание единственного в своем роде "произведения" ума и таланта воспитателя. .
Поскольку воспитание нравственности, в первую очередь, предполагает оздоровление окружающей обстановки, нормализацию отношений в зоне ближайшего социального окружения, внимание педагогов должно быть также обращено к малым группам, микроколлективам.
Изучая обстановку в группе, надо, прежде всего, выяснить:
а) направленность группы, главенствующие в ней интересы, желания, цели;
б) структуру группы, взаимоотношения, положение основной массы группы, их отношение с лидером группы, мотивы ее членов;
в) деятельность группы, вид ведущей деятельности, объединяющей группу, мотивы участия каждого из членов группы в этой деятельности;
г) характер отношения группы с окружающим миром (замкнутость, кастовость, враждебность и т.п.), отношение к реабилитационному учреждению, событиям в стране; отношение группы с другими группами, детским коллективом ( невмешательство или активность, стремление верховодить или быть равными, отчужденность или солидарность интересов с 'интересами других).
Оздоровить малую группу при ее антиобщественной направленности можно включением ее в социально ценную деятельность. Создание на основе сложившихся групп клубов, спортивных секций, технических кружков способствует перестройке ценностных ориентаций. Это один путь. Другой - перестройка отношений в группе, включение в ее состав воспитанных подростков, что, впрочем, весьма затруднено в условиях детских приютов и реабилитационных центров. Малая группа при определенной педагогической коррекции может интенсивно менять эгоистическую направленность ребенка, преодолевать лень, недисциплинированность.
Педагогический опыт указывает и другие пути работы с малыми группами в интересах перевоспитания трудных детей и подростков:
- постановка перед малыми группами целей и задач, которые могут увлечь всех и одновременно потребуют от каждого нравственного поведения, активизируют социально ценную деятельность и исключат отрицательные потребности (например, занятия спортом. несовместимы с алкоголизмом, нарушением режима);
- оздоровление атмосферы в группе путем переключения ее сомнительной деятельности на социально значимую;
- учет особенностей каждой малой группы в воспитательном процессе.
Данные показывают, что объединения трудных подростков создаются по разным причинам (дефицит в общении, потребность в увлекательной .часто рискованной, деятельности), а потому подход к ним должен быть нестандартным, учитывающим эти причины. Надо подбирать интересную, увлекающую трудных детей деятельность, общественно ценную по своей сути.
В педагогической коррекции трудновоспитуемости все методы действуют во взаимосвязи друг с другом, обеспечивая согласованную перестройку сознания и поведения, воспитание положительных и преодоление отрицательных качеств, координируют разнообразные стихийные и организованные влияния на личность, регулируют отношения к себе и другим
В целом методы преодоления трудновоспитуемости выполняют организующую, связующую и координирующие функции между развитием ребенка как субъекта деятельности, между формированием коллектива и развитием личности, между процессом воспитания, перевоспитания и самовоспитания.
Все функции методов перевоспитания так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. С учетом этого можно выделитъ такие группы методов перевоспитания:
- методы разрушения отрицательного типа характера: метод взрыва и метод реконструкции характера. Суть "метода взрыва" эаключается в том, что при неожиданном стечении обстоятельств ребенок или подросток оказывается в критической ситуации, когда конфликт достигает наибольшей остроты и встает неотложный вопрос, как быть дальше. Происходит нечто вроде стихийного бунта в подростке: они видит неприглядность своего поведения, у него возникает недовольство собой, отвращение к прежнему образу жизни, неприязнь к своим недостаткам и потребность стать лучше. Однако этот естественный взрыв лишь расчищает сознание подростка от неправильных представлений, следом за ним должна идти работа по формированию правильных убеждений, полезных привычек, положительных качеств. Метод реконструкции характера логически вытекает из концепции A.C. Макаренко о том, что при перевоспитании нельзя вместе с отрицательным разрушать положительное в личности воспитанника. В методе реконструкции характера первая и главная задача - нахождение точки опоры в нравственном мире ребенка, которая может послужить исходным направлением перевоспитания;- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) переориентация самосознания; б) переубеждение, в) прогнозирование последствий отрицательного поведения; - методы перестройки жизненного опыта: а) предписание, б) ограничение, в) переучивание, г) переключение, д) регламентация образа жизни;- методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения: а) поощрения и наказания, б) соревнование, в) положительные перспективы.
Каждый метод перевоспитания осуществляется в единстве с общими методами формирования личности. Изменение самосознания, его перестройка на социальной основе предполагает разрушение оправдательных мотивов неправильного поведения, оздоровление всей мотивационной сферы личности, формирование социальной ответственности.
Формирование нравственных ценностей имеет первостепенное значение для всех видов трудновоспитуемых , но особенно актуально оно для детей отклоняющегося поведения по типу задержки психического развития при преимущественном недоразвитии личностных структур, недостаточности таких высших компонентов личности, как система интересов и идеалов, нравственных установок, которые обусловлены .чаще всего безнадзорностью.
Рекомендации по формированию саморегуляции самоконтроля и адекватной самооценки
Работа по развитию саморегуляции, самоконтроля и адекватной самооценки имеет доминирующее значение при коррекции отклоняющегося повеления по типу эмоциональной неустойчивости с преобладанием черт возбудимости. При работе с возбудимыми детьми особенно важна коррекция их отношений с окружающими и преодоление свойственных им эгоцентризма и аффектной возбудимости. Для этого крайне важным является выбор интересной и доступной эмоционально-насыщенной доминанты, т. к. развитие стойкого и выраженного интереса к какому-либо виду деятельности. Кроме того, важной задачей является воспитание волевых черт личности, умения доводить до конца начатое, добиваться поставленной цели и произвольно сдерживать себя при возникновении различных конфликтных ситуаций.
Важно воспитать у детей спокойствие, терпеливость, тренировать устойчивость активного внимания. В качестве различных видов деятельности могут быть рекомендованы: конструирование, моделирование, шитье и различные виды рукоделия, выжигание, резьба по дереву, фотографирование и фотопечатание.
Детям с подобными характерологическими особенностями нельзя давать задания, в которых требуется осуществление некоторой власти над сверстниками или детьми более младшего возраста. Это будет способствовать предупреждению у них возможности проявления жестокости, агрессивности,
При наличии истероидных черт личности полезно тренировать у детей способность к выполнению не только привлекательной, но и необходимой работы. Желательно исключить возникновение преобладающей привязанности этих детей к какому-то одному взрослому, так как в дальнейшем они могут постоянно требовать к себе его внимания и при отсутствии такового давать аффективные вспышки протеста. При работе с этими детьми особо важное значение имеет воспитание у них адекватной самооценки. С этой целью следует подбирать такие игры и задания, в которых победителем является группа участников.
Для детей с проявлениями неустойчивости и психического инфантилизма первостепенное значение имеет четкий режим с. регламентацией поведения в определенное время, Эти дети нуждаются в организации своего поведения, для них важно, чтобы в свободное время они были заняты интересным делом, так как все виды нарушений поведения возникают у них обычно при недостаточной эанятости.Все предлагаемые интеллектуальные задания должны быть доступны детям и строго дозированы. При этом от ребенка следует требовать полного завершения небольшого по объему задания.
Проблема регуляции самоконтроля, произвольности поведения выступает как недостаточность волевого поведения, трактуемого в широком смысле как неумение преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, в узком - как несформированность моральной саморегуляции, осуществляемой на основе сознательного выбора мотивов в ситуации нравственного конфликта.Таким образом, психологическими причинами неорганизованности ребенка могут выступать несформированность основных блоков структуры деятельности: мотивационного блока - неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия, операционно- регулятивного блока - неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени, неумение контролировать и вносить необходимые коррективы по ходу его выполнения.
В основе дефицита организованность может лежать как одна из причин, так и их сочетание. Способы коррекции произвольности поведения должны соответствовать выделенным блокам структуры деятельности.
При коррекции мотивационно-целевого блока необходимыми условиями организации деятельности ребенка являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее ребенком. Основными требованиями к выделению цели выступают представление цели по возможности в объективированной форме в виде результата действия и словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном ребенку языке.
При организации коррекции необходимо исходить из возможностей ребенка справиться с предложенным заданием - оно должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным для ребенка. Это важно, поскольку на первых этапах коррекции необходимо обеспечить ребенку субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям произвольной регуляции. Выбор цели осуществляется таким образом, чтобы ее достижение не было слишком отдалено во времени от момента принятия задачи. В тех случаях, когда время выполнения действительно велико, необходимо выделение подцелей, ясно отражающих для ребенка последовательность приближения к конечной цели. Принятие цели может быть обеспечено за счет увязывания ее со значимыми для ребенка мотивами, эксплицирования связи между мотивом и целью. При организации коррекционной деятельности необходимо создание дополнительной стимуляции, усиливающей. основной мотив. Такими стимулами могут стать похвала взрослого, отражающая успехи ребенка на пути достижения цели, стремление ребенка занять место в коллективе, соревновательный, престижный мотивы.
Для обеспечения переноса успехов, достигнутых ребенком на коррекционных занятиях, необходимо всемерно поощрять самостоятельную активность и инициативность ребенка вне ситуации занятий. Гиперопека и чрезмерная регламентация взрослыми действий ребенка в повседневной жизни приводят к задержке развития волевого поведения и способности к произвольной регуляции действий. Специальное внимание должно быть уделено формированию у ребенка мотива преодоления трудностей и способам правильного реагирования на фрустрирующую ситуацию.
Коррекция операционно-регулятивного блока включает две задачи - формирование умения планировать по содержанию и во времени..Началу выполнения любого задания, предлагаемого ребенку на коррекционных занятиях, предшествует этап совместного со взрослым планирования содержания и последовательности операций по достижению цели. В качестве важнейшего приема выступает предметное и знаковое моделирование ребенком пути и способа получения заданного образца. В зависимости от возраста и индивидуально-психологических особенностей ребенка (активности, инициативности, уровня интеллектуального развития) могут использоваться различные способы организации планирования: готовая схема выполнения, моделирование последовательности операций для получения требуемого, самостоятельный или в сотрудничестве со взрослыми поиск пути достижения цели и его фиксации в план-схеме.
Необходимой предпосылкой начала коррекционной работы является формирование у ребенка мотивационной готовности принять предлагаемые средства деятельности. Решение этой задачи достигается за счет создания ситуации - разрыва - между тем продуктом, который должен быть получен, и реальными достижениями. Психологическими условиями создания этой ситуации является: 1) принятие ребенком цели получения продукта деятельности с заданными характеристиками - идеального продукта; 2) наличие "разрыва" между идеальным продуктом и реальным результатом; 3) наглядная демонстрация имеющегося “разрыва” ребенку и осознание им этого "разрыва"; 4) введение взрослым новых средств деятельности для ликвидации "разрыва”; 5) создание необходимых условий для овладения средствами организации деятельности. Таким образом, важнейшим условием формирования организованности деятельности выступает предварительная организация ориентировки ребенка, раскрывающей необходимость и функции предлагаемых ему средств
Основными недостатками самоконтроля, подлежащими коррекции, являются низкий уровень контроля по результату действия, не сфомированности контроля по ходу исполнения и корригирующего опережающего контроля. Причинами трудностей при осуществлении ребенком контроля могут быть невыделенные функции образца как эталона для оценки успешности своей деятельности, несформированной операции сопоставления результата действия с образцом, вычленение правил контроля (последовательности и содержания операций контроля). Известно, что дети дошкольного возраста часто не могут адекватно оценивать свою деятельность даже по результату, хотя операцией сопоставления они уже владеют причиной этого является нередко встречающаяся практика разделения функций в деятельности между ребенком и взрослым, когда взрослый является не только носителем образцов оценки, но и единственным и непререкаемым авторитетом. Предоставление ребенку зон компетентности - для самостоятельного оценивания своей деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой взрослого и полученным ребенком результатом способствует развитию ориентации ребенка на образец как эталон для контроля и оценки. .Наиболее благоприятными для коррекции способности контроля являются продуктивные виды деятельности, специальные, дидактические игры, а также начальные формы учебной деятельности. Формирование действия контроля осуществляется в соответствии с основными принципами теории планомерного формирования П.Я. Гальперина. Существенной для развития самоконтроля является переориентировка с контроля по результату на контроль по способу действия.
Общими требованиями для коррекции организованности выступают обеспечение взрослым режима с постоянным и относительно небольшим количеством требований к его выполнению, такая организация повседневной жизни ребенка, при которой исключается возможность незавершения начатых действий и, наконец, последовательная передача ребенку функций планирования, контроля и оценки в совместной деятельности со взрослым, а также широкое использование кооперативных форм деятельности со сверстниками.
Материал сайтов:
http://on2.docdat.com/docs/4444866/index-39661.htmlhttp://ak-dovurak-3.ucoz.ru/blog/sovety_psikhologa_tem_kto_neposredstvenno_uchastvuet_v_prakticheskoj_vospitatelno_profilakticheskoj_rabote_s_trudnymi_i_ikh_semjami/2012-01-15-9http://www.proshkolu.ru/user/nadegda797/folder/36241/page/2/