Конспект урока литературного чтения на тему Шарль Перро. Красная Шапочка


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Ш.ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Цели:научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи; развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр ,тема, автор, заглавие;обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;воспитывать нравственные качества;совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Дидактическая цель: введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.
Оборудование: портрет Ш.Перро, выставка книг со сказкой Ш.Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка,  картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки- самоделки.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у нас не  обычный урок литературного чтения, а урок слушания, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Как ваше настроение в начале урока, улыбнитесь друг другу
-Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
-Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня  нужен?
- С чтением  кто дружен,
Нам сегодня  нужен?
-Таким ребятам хвала и честь,
-Такие ребята в классе есть?
II. Актуализация знаний.
Как бы мне хотелосьЖить в волшебном доме,Где хранятся сказки,Как стихи в альбоме,Где старушки-стеныСплетничают ночьюОбо всём, что в сказкахвидели воочию,
Где огонь в каминеСоздает уютИ на книжной полкеЧудеса живут,Где в старинном кресле,Чуть скрипя пером,Сочиняет сказкиДруг мой – Шарль Перро
Сегодня  наш урок посвящен замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.
II. Биография Шарля Перро.
Давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.
Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира.                 Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника.
Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.
Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, станем знатоками его сказок.
III. Творчество Шарля Перро.
Кто из вас знает, какие сказки написал Шарль Перро:
1. Волшебница (Подарки феи).
2. Золушка.
3. Кот в сапогах.
4. Красная шапочка.
5. Мальчик-с-пальчик.
6. Ослиная шкура.
7. Пряничный домик.
8. Синяя борода.
9. Спящая красавица.
10. Хохлик (Рике с хохолком).
Эти сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.
IV. Игра “Узнай героя”
- Смотрите внимательно! Для чего нужны нам сказки? Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, или опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах – помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, которые пришли к нам из сказки и к которым мы уже привыкли.
Гусли-самогуды (mp3)
Ступа (ракета, самолет)
Чудо-зеркало (телефон, компьютер, планшет)
Перо Жар - птицы (фонарик)
Печь (электромобиль)
Клубок ниток, указывающий дорогу (GPS новигатор).
Может быть, добро и ласку.Может быть, вчерашний снег.В сказке радость побеждает,Сказка учит нас любить.В сказке звери оживают,Начинают говорить.В сказке все бывает честно:И начало, и конец.Смелый  принц ведет принцессуНепременно под венец.Белоснежка и русалка,Старый карлик, добрый гном –Покидать нам сказку жалко,Как  уютный милый  дом.Прочитайте сказки детям!Научите их любить.Может быть, на этом светеСтанет легче людям жить
V. Определение темы и целей урока.
Бабушка девочкуОчень любила,Шапочку краснуюЕй подарила.Девочка имя забыла свое.А ну, подскажите имя ее!
Тёмным лесом шла девчушкаК доброй бабушке – старушкеБашмачки, жилетка, шапка,А в руках цветов охапкаИ корзинка с угощеньемС пирогами и вареньем.          (Красная шапочка)
 
-Ребята, как вы думаете, какова  тема урока? – Сказка Ш.Перро
«Красная шапочка»
А какие задачи  мы должны поставить перед собой на уроке? –
1.Узнать о  биографии и творчестве  Шарля Перро,
2. научиться слушать сказки, развивать свою устную речь и обогащать словарный запас;
3.ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ КНИГ,. воспитывать нравственные качества
4.оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач.
VI. Изучения нового материала.
 Работа по теме.- Приготовьтесь слушать.
1.Чтение учителем произведения.(АУДИОСКАЗКА)
2.Эмоционально - оценочная беседа.
- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?
- Докажите, что прослушанное произведение сказка?
  -Эта сказка  народная или авторская?
 Объясните (авторская, литературная, ее  придумал писатель, сказочник)         
- Почему сказка называется “Красная Шапочка?”                                                                                      Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)
Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)
Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)
Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)
Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)
Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)
                             
                                                  Физкультминутка
Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”. 
4.Словарная работа.
- Вспомните и назовите слова, которые вам особенно  запомнились, непонятны для вас.
На доске  запись:
деревнядровосекимельницабашмачкиКрасная Шапочкабабушкаволк
Некоторые слова ВАМ непонятны, как вы объясните ИХ?
(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)
- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”
5. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.
Вспомните, с чего все началось
- Что произошло потом?- Как заканчивается сказка?
- Охарактеризуем героев сказки.- Какой представляете Красную Шапочку?- Каким показался Волк?- Какие дровосеки, бабушка?
(ответы детей)
Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.
6. Характеристика поступков героев
-В любой сказке есть сказочные герои, давайте назовем:
-Какие из них положительные, а кто отрицательные?
_Выберете из данных слов, слова для характеристики Красной Шапочки
(1. Доверчивая. 2. Легкомысленная. 3. Умная. 4. Несмышленая. 5. Глупая.
6. Бесстрашная. 7. Беззаботная.)-Давайте самостоятельно попробуем дать характеристику другим героям сказки.
6. Упражнение в чтении.
- Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?- А ответы Волка?
- Предлагаю задания на выбор.
1) Прочитать отрывок на стр.50 , постараться передать характер Красной Шапочки и Волка.2) Прочитать слова и предложения из сказки на странице 51.3) Кто только учится читать, предлагаю собрать слоги. Проверка чтения.
VII. Работа с книжной выставкой.
- На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.
VIII. Итог урока.
Чтобы сказки не обидеть –Надо их почаще видеть.Кому понравился урок и что в нем было интересного?- Над каким произведением мы сегодня работали?- Кто автор этого произведения?- Чему учит нас эта сказка?- Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.
КАКОЕ У ВАС НАСТОЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА?ВЫПОЛНИЛИ ЛИ МЫ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ В НАЧАЛЕ УРОКА?
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ?