Круглый стол по теме «Эффективные формы работы с семьей»

Круглый стол по теме «Эффективные формы работы с семьей»

Цель: выявить эффективные формы и методы взаимодействия «семьи и техникума» с позиции психолого-педагогического сопровождения студентов и их родителей.
Задачи: 
рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса;
проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и техникума;
наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива техникума с контингентом родителей студенов;
использовать полученные теоретические знания на практике.
Категория участников: классные руководители.
Форма проведения: «круглый стол».
Продолжительность работы: 35 минут.
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод проекта;
- метод групповой дискуссии.
Принципы работы: 
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия;
- принцип обратной связи.
Используемый материал:
- чистые листы ватмана;
- маркеры или фломастеры;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Структура мероприятия:

Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса);
Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»; «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
Подведение итогов, рефлексия.
Ритуал прощания.
Ход работы.

Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу. Упражнение «Ассоциации».
Время работы: 6 минут.
Ведущий называет последовательно три понятия: «студент», «техникум», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например:  «студент» - «лекция» - «конспект» - «сессия» и т.д.).
II. Теоретическая часть.
Время работы: 2 минуты.
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. Эбнер-Эшенбах.

Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «студент», «техникум», «семья», имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько тесно взаимодействуют образовательная организация и семья.  Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединенные усилия родителей и педагогов создают благоприятные условия для развития подростка.
Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный путь человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, чтобы ребёнок научился преодолевать проблемы, с которыми встретится на своём пути. 
На сегодняшний день огромное значение в работе с родителями студентов имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся можно организовать посредством как индивидуальных, так и групповых форм работы. 
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, экспресс-диагностика, переписка с родителями, анализ деятельности ребенка, посещения на дому. 
К групповым  можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов, родительские университеты, родительские клубы, педагогические дискуссии (диспуты), ролевые игры, родительские тренинги. Самой распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

III. Практическая часть – работа «круглого стола».

Упражнение «Интервью».
Время работы: 5 минут.
Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессиональной деятельности?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся. 

Упражнение «Обмен мнениями».
Время работы: 7 минут.
Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями студентов. После этого присутствующие делятся своими мнениями.
По завершению обсуждения, на доске фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем. 

Упражнение «Три видения».
Время работы: 10 минут.
Все участники делятся на три группы и в течение пяти минут создают совместный проект видения одной заявленной проблемы в трех различных ракурсах.

Тема обсуждения – эффективные формы работы с семьей с позиции:

- тесного сотрудничест
·ва классного руководителя с родителями;
- тесного сотрудничества классного руководителя с психологом;
- тесного сотрудничества классного руководителя с административным корпусом (администрация техникума, Совет отделения, Совет профилактики, КДН и ЗП, ПДН и др.).

По истечению времени представители каждой группы самопрезентуют собственные проекты. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы педагога-психолога с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности психологической службы.
IV. Рефлексия. Упражнение «Сердце».
Время работы: 5 минут.
Участникам раздаются цветные листы бумаги в форме «сердечка» и просят поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии, о пользе проделанной работы, о собственном восприятии новой информации, зафиксировав все это в письменной форме. По завершению работы, полученные «сердечки» вывешиваются на доске в виде цветов (по четыре сердечка). Ведущий акцентирует внимание участников на том, что только раскрыв собственное сердце, возможно достичь полного и гармоничного контакта с окружающими, и только с открытым сердцем возможно понимание детской души, похожей на прекрасный, распустившийся цветок.

V. Ритуал прощания.
Время работы: 2 минуты.
Ведущий благодарит всех присутствующих за активное и творческое участие. 

Список используемой литературы:
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
Помощь родителям в воспитании детей/Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Приложение 1.
Раздаточный материал
Круглый стол «Эффективные формы работы с семьей»

Цель: выявить эффективные формы и методы взаимодействия «семьи и техникума»
Задачи: 
рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса;
проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и техникума;
наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива техникума с контингентом родителей студентов;
использовать полученные теоретические знания на практике.


«Ассоциации»
«студент», «техникум», «семья»
II. Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. Эбнер-Эшенбах.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, экспресс-диагностика, переписка с родителями, анализ деятельности ребенка, посещения на дому. 
К групповым  можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов, родительские университеты, родительские клубы, педагогические дискуссии (диспуты), ролевые игры, родительские тренинги. Самой распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

III. 
1. «Интервью». В течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессиональной деятельности?».

2. «Обмен мнениями». В течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями студентов.

3. «Три видения». Три группы и в течение пяти минут создают совместный проект видения одной заявленной проблемы в трех различных ракурсах:

Тема обсуждения – эффективные формы работы с семьей с позиции:
- тесного сотрудничества классного руководителя с родителями;
- тесного сотрудничества классного руководителя с психологом;
- тесного сотрудничества классного руководителя с административным корпусом (администрация техникума, Совет отделения, Совет профилактики, КДН и ЗП, ПДН и др.).

Самопрезентация проекта.
IV. Рефлексия.
Приложение 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Как нарисовать сердце на фотографии Учитесь рисоватьКак нарисовать сердце на фотографии Учитесь рисоватьКак нарисовать сердце на фотографии Учитесь рисовать Заголовок 115