СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО


Управление образования Администрации г. СимферополяМБУ ДПО «ИМЦ»СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО г. Симферополь, 2016Могилова Инна Валериевна, методист МБУ ДПО «ИМЦ» В соответствии с принятой разработчиками идеологией ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.Александр Асмолов Основная задача деятельности педагога-психолога: участие в создании психолого-педагогических условий реализации Программы ДОУК психолого-педагогическим условиям относится: Педагог-психолог должен чётко определить свою роль в образовательном процессе, уметь конкретизировать свои функциональные обязанности.Содержание деятельности педагога-психолога в ДОУ определяет ФГОС дошкольного образования Субъекты взаимодействия с педагогом–психологом в дошкольной образовательной организации Психологическое сопровождение образовательного процесса предполагает:• повышение уровня психологической компетентности всех взрослых: взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;• принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка;• умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать. Участие педагога-психолога в образовательном процессе направленном на:• психологическое просвещение персонала;• гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;• адаптацию ребенка к детскому саду;• организацию разновозрастного общения. Основания психологического сопровождения • амплификация детского развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми;• психологическая безопасность образовательной среды;• принцип ведущей деятельности;• принцип системно-деятельностного подхода;• принцип личностно- ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком;• интеграция, взаимопроникновение разных видов деятельности;• открытость системы дошкольного образования - систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников. Направления деятельности дошкольной психологической службыПсихологическая диагностикаКоррекционно-развивающая деятельностьПсихологическое просвещение и психологическая профилактикаПсихологическое консультированиеПсихологическая экспертизаПроектирование Функциональные обязанности педагога-психолога ДОУ в соответствии с новым законодательствомРеализация мероприятий, обеспечивающих психологическое развитие детей и оказание им коррекционно-развивающей помощи I.Функциональные обязанности педагога-психолога:Было:Психологическая диагностика. Получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям, педагогам.(Приказ Мин. Обр. РФ № 636 от 22.10.1999г.)Стало: Психологическая диагностика. Выявление и изучение индивидуально-психологическихособенностей детей. Результаты психологическойдиагностики могутиспользоваться для решениязадач психологическогосопровождения и проведенияквалифицированнойкоррекции и развития детей(ст. 3.2.3 ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ № 1155 от 17.10.2013 г. ) Ребёнка должны ценить, а не оценивать!Определяет зону ближайшего развития.Составить индивидуальные программы развития. Направления психологической диагностики Психолого-педагогические условияМожет проводиться мониторинг индивидуального развития детей 1) индивидуализации образования - поддержка ребёнка, - построение его образовательной траектории,- профессиональной коррекции особенностей развития.2) оптимизации работы с группой детей.При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).!!! Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).!!! Результаты психологической диагностики решения задач психологического сопровождения проведения квалифицированной коррекции развития детей.Диагностика (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)ЗАДАЧИ Основной метод диагностики в практике работы детского психолога – психолого-педагогическое наблюдение Метод наблюдений в процессе игровой, продуктивной, учебной деятельности детей в группе позволяет оценить психомоторное, сенсорное и коммуникативно-личностное развитие ребёнка. Этот метод особенно подходит для диагностики развития детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста в довербальный период или для детей с задержкой речевого развития. Анкетирование родителей Диагностика общего развития ребёнкаДетско-родительские отношенияАнкета готовности ребёнка к поступлению в детский сад (К.Л. Печора, Сотникова В.М.) Модифицированный материал по работе с детьми от 1,5-3 лет- «Дневник развития ребёнка» (Казьмин А.М., Казьмина Л.В.)Анкета психолога детского сада для родителей при поступлении ребёнка в детский сад Родительское сочинение «История жизни моего ребёнка»«Тест родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.) Тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер)Рисуночный тест «Моя семья» (В.В. Ткачёва )Опросник «Стиль воспитания ребёнка в семье» (Арнаутова Е.П.) II. Функциональные обязанности педагога-психолога:Было:Психологическая профилактикаОбеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации.(Приказ Мин. Обр. РФ № 636 от 22.10.1999г.)Стало: НОВАЯ ПОЗИЦИЯ!Психологическоепроектирование иэкспертиза бразовательной среды, соответствующей индивидуальным, возрастным, психологическим и физиологическим особенностям детей (п. 8 ст.1.6, ст. 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3., 3.3.4 ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ № 1155 от 17.10.2013 г. ) Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. «Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребёнка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребёнка, и с их учётом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы.При построении развивающей предметно-пространственно среды должна учитываться «Зона ближайшего развития» детей конкретной группы Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: ● возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. III. Функциональные обязанности педагога-психолога:Было:Психологическое просвещение родителей и педагоговФормирование у родителей, педагогического персонала потребности в педагогических знаниях, Создание условий для полноценного развития воспитанниковсвоевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллектаПсихологическая профилактикаРазработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детейПсихологическое консультированиеАдминистрации, педагогов, представителей других служб и государственных органов по вопросам развития, обучения и воспитания детей(Приказ Мин. Обр. РФ № 636 от 22.10.1999г.)Стало:Развитие компетентности родителейОбеспечение поддержки семьиФормирование умения и навыков в процессе семейного воспитания развивать ребёнка, укреплять его психическое здоровье.Включение в работу с родителями практико-ориентированных методов. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников (п. 9 ст.1.6 ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ № 1155 от 17.10.2013 г. ) Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями: индивидуальные и групповые консультации,родительские собрания, тренинги.«Адаптационный период в детском саду»«Педагогическое мастерство родителей» «Кризисные периоды в развитии ребёнка» «Игра в жизни ребёнка» «Почему дети капризничают?»«Правила поощрения и наказания»«Эмоциональное выгорание родителей»«Первый раз - в первый класс!» Примерные темы групповых консультаций : -осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку; -выявление собственного уровня родительской компетенции; -коррекция старых и развитие новых установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми.Цель групповых консультаций: повышение педагогической компетенции, гармонизации детско-родительских отношений через решение конкретных задач: Повышение психологической компетентности педагогического коллектива Повышение психологической компетентности педагогического коллектива Индивидуальные и групповые консультации«Психологическая безопасность»«Педагогическое мастерство в кризисные периоды развития ребёнка» «Игровые методы развития интеллектуальных способностей детей » «Проектная деятельность в детском саду»«Эмоциональное выгорание воспитателей»« Гиперактивный и агрессивный ребёнок»«В группе новый ребёнок»«Коммуникативные игры в группе» IV. функциональные обязанности педагога-психолога:Было:Развивающая и психокоррекционная работаАктивное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развитияУчастие в разработке и внедрении коррекционных программ, реализация комплекса мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии детей(Приказ Мин. Обр. РФ № 636 от 22.10.1999г.)Стало: Реализация мероприятий, обеспечивающих психологическое развитие детей и оказание им коррекционно-развивающей помощиПроведение занятий, обеспечивающих овладение детьми такими видами деятельности, как общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ № 1155 от 17.10.2013 г. ) V. Функциональные обязанности педагога-психолога:БылоРазвивающая и психокоррекционная работаАктивное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развитияУчастие в разработке и внедрении коррекционных программ, реализация комплекса мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии детей(Приказ Мин. Обр. РФ № 636 от 22.10.1999г.)Стало Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровьяЭффективное решение задач диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации данной категории детейУчастие в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ (ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ № 1155 от 17.10.2013 г.№1155 ) Психолого-педагогические условия1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия;8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Психолого-педагогические условияПолучение без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровьясоздаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению:- дошкольного образования- социального развития в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Условия для создания социальной ситуации развития детей РЕБЕНОКрадуется первым дружескими отношениямивходит в жизнь взрослыхреализует себя в игровой деятельностиСправедливо, очень хорошо к себе относится.Суть социальной ситуации - ребенок включается в систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми. Условия для создания социальной ситуации развития детей предполагают:1) обеспечение эмоционального благополучия:непосредственное общение с каждым ребёнком;- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Условия для создания социальной ситуации развития детей предполагают:2) поддержку индивидуальности и инициативы детей:создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Условия для создания социальной ситуации развития детей предполагают:3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные, в том числе ограниченные возможности здоровья;- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;- развитие умения детей работать в группе сверстников.

Условия для создания социальной ситуации развития детей предполагают:построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка) - создание условий для овладения культурными средствами деятельности;организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;оценку индивидуального развития детей.

Условия для создания социальной ситуации развития детей предполагают:5) взаимодействие с родителями (законными представителями) - вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»                                                       Л.С.Выготский Спасибо за внимание!