Программа деятельности волонтерского отряда


УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ гимназии № 11
_________________Л.Г.Камкова Программа
деятельности волонтерского отряда "Импульс"
МОУ гимназия № 11
Срок реализации 2014-2020 годы
Составитель: Герцен Елена Алексеевна, учитель физической культуры
 
Волгоград 2014
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка ........................................................... 3
Цели и задачи программы....................................................... 5
Паспорт программы…………………………………………..6
Организация и структура волонтерского отряда.................. 7
Направления деятельности..................................................... 7
Заповеди волонтеров гимназии.............................................. 9
Правила деятельности волонтеров………………………….. 9
Ожидаемые результаты работы.............................................. 10
План работы............................................................................. .11
Пояснительная записка
Изменим себя к лучшему.
Актуальность данного направления работы: в условиях постоянных изменений морально-нравственных и ценностных установок современного общества возросло число подростков, склонных к проявлению асоциального поведения.
Волонтерский отряд «Импульс» создан 2 сентября 2014 года на базе МОУ гимназии № 11 в состав, которого на добровольной основе входят обучающиеся 10-11 классов. Миссия нашего волонтерского отряда - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих интереснее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.
Накопленный мною большой опыт работы в Федеральном проекте «Беги за мной!» волонтерского движения, я хочу применить его на формирование и развитие активной жизненной позиции обучающихся в нашей гимназии. Волонтерский отряд «Импульс» может стать одной из таких форм работы. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи, и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности.
Стратегия модернизации содержания общего образования определяет основную конечную цель образования, как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования. Именно первую группу и составляет политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственном путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
-3-
Наша гимназия решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредной зависимостей всеми доступными способами, один из эффективных способов решения проблемы - это деятельность волонтерского отряда «Импульс». Волонтеры своим личным примером показывают сверстникам, ЧТО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЭТО МОДНО!
-4-
Цель программы:
Создание условий для развития волонтерского движения в гимназии, как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1.Создать механизм работы гимназии с окружающим социумом, через  деятельность социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска».
2. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголя, табака, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.
3.Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
4.Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
5.Расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.
6.Обучить волонтеров формам и методам профилактической деятельности.
-5-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Номинация, по которой предоставляется программа Программа по организации занятости несовершеннолетних
Полное название программы Программа деятельности волонтерского отряда «Импульс»
Участники программы -дети от 7 до 17 лет;
-дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан.
Сроки реализации программы 2014- 2020 года.
Цель программы Создание условий для развития волонтерского движения в гимназии, как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи 1.Создать механизм работы гимназии с окружающим социумом, через  деятельность социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска».
2. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголя, табака, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.
3.Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
4.Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
5.Расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.
6.Обучить волонтеров формам и методам профилактической деятельности.
Краткое содержание программы Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений через деятельность в волонтёрских отрядах
Ожидаемый результат Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму:
Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта;
Создание модели детского волонтерского движения внутри гимназии и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Название организации МОУ Гимназия № 11 г.Волгограда
Почтовый адрес учреждения, телефон 400117, г.Волгоград, ул. имени Константина Симонова,20а.
Тел.(8442)538876
ФИО руководителя учреждения Камкова Любовь Геннадьевна
ФИО автора программы Герцен Елена Алексеевна
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ:
1.Руководит работой волонтеров – Герцен Елена Алексеевна, учитель физической культурой;
2.Основой волонтерского движения является отряд обучающихся - добровольцев.
3.1 раз в семестр заслушиваются отчеты и подводятся итоги о выполненной работе волонтерским отрядом.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ВОЛОНТЕРОВ:
1.Валеологическое (пропаганда здорового образа жизни).
2.Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ подростками и молодежью)
3.Досуговое (организация полноценного досуга подростков и молодежи).
-7-
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап – 1 этап:
1.подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда;
2.установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры;
3.размещение информации об отряде на школьном сайте.
Организационный этап – 2 этап
1.сбор отряда;
2.знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда;
3.изучение патриотических установок и гражданской позиции;
4.привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, клубы, студии, по интересам и различные виды КТД.
Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы
1.реализация основной идеи программы;
2.организация деятельности органов детского самоуправления;
3.проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.
Заключительный этап - подведение итогов деятельности отряда .Информационный модуль
1.Беседы со специалистами.
2.Групповые занятия волонтеров.
3.Сотрудничество с гимназической газетой «Дом-2».
4.Акции волонтеров.
5.Игры.
6.Викторины.
7.Фестивали.
8.Проекты.
Тренинговый модуль
1.Обучающие занятия с волонтерам.
2.Мини-тренинги для учащихся.
3.Интерактивные игры.
-8-
4.Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Альтернативный модуль
1.Дни здоровья.
2.Игры, конкурсы.
3.Спортивные мероприятия.
4.Флэшмоб.
5.Фестивали.
Условия для организации волонтерского движения
1.Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
2.Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
3.Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Заповеди волонтеров гимназии:
1.Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2.Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3.Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Правила деятельности волонтера:
1.Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2.Будь генератором идей!
3.Уважай мнение других!
4.Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5.Обещаешь – сделай!
-9-
6.Не умеешь – научись!
7.Будь настойчив в достижении целей!
8.Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1.Быть здоровым – это модно!
2.Помагай всем, кому нужна помощь.
3.Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
4.Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”) 5.Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле!
6.Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в гимназии и не только.)
7. Не упрекай партнера за промахи, старайся поправить беду своими успехами.
Ожидаемые результаты:
*Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
*Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму:
*Увеличение количества детей и подростков в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
*Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на разных видах учета;
*Создание модели детского волонтерского движения внутри гимназии и вне ее, уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
*Участие в акциях по здоровому образу жизни, организуемых гимназией, районом, городом.
*Будет сформирован устойчивая потребность в ЗОЖ,
-10-
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ гимназии № 11
_________________Л.Г.КамковаКалендарный – тематический план работы волонтерского отряда «Импульс»
№ Мероприятия Сроки
1. Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. сентябрь
2. Составление плана работы на год сентябрь
3. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды 1 раз в четверть
4. День района « Семь ветров». сентябрь
5. Викторина «Школа безопасности» сентябрь
6. Флэшмоб «Энергия жизни» сентябрь
7. Фестиваль детского творчества «Дерзай, ты талантлив!» октябрь
8. Дни здоровья октябрь
апрель
9. Акция «Спорт вместо наркотиков» ноябрь
10. Пушкинская неделя. Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина «Сказка-ложь, но в ней намек». ноябрь
11. Мероприятия, посвященные Дню толерантности. ноябрь
12. Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Умей сказать – “Нет!” ноябрь
13. Сотрудничество с гимназической газетой «Дом-2» в течении года
14. Акция «День борьбы со СПИДом» декабрь
15. Ведение летописи работы волонтерской команды в течении года
16. Участие в районных , городских акциях ЗОЖ систематически
17. Акция «Ветеран живёт рядом»» (оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда) февраль
18. Презентация «Об отзывчивости и равнодушии» март
19. Всероссийский День здоровья. апрель
20. Фестиваль детских подвижных игр народов России. апрель
21. Участие в акциях проекта «Беги за мной!» в течении года
22. Мероприятие «Добродеяние» в рамках дня защиты детей». май
23. Акция “Здоровые каникулы» июнь
24. Подведение итогов работы 1 раз в семестр
Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализовываем данную программу в нашей гимназии.
-12-
Методическое обеспечение программы:
1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4.«Донорство» сайт: http://www.donors.ru 5.«Пропаганда безопасного секса» сайт:
6.http://www medportal.ru/mednovosti/news/2006/05/19/mex/
7.Видеоролики о вреде употребления ПАВ
8.Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России.
-13-
Литература:
1. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра»
ГУ «Мордовский республиканский молодежный центр»
2. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с.
3.Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
4. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
5. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2000г.
6. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917-февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург., Щит. – М.: 2003Г. – 456 с.
7. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта : Рик Страссман – Москва, ИГ – «Весь», 2010г. – 352 с.
8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2
-14