Мастер-класс Работа с агрессивными детьми


МАСТЕР-КЛАСС
«РАБОТА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
Цели и задачи: 
Обучить педагогов методике работы с агрессивными детьми;
Обеспечить осознание педагогов о необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка дошкольника и оказания своевременной помощи ребенку.
Ход:
Вступительное слово.
В последнее время число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет и является актуальной проблемой для педагогов и психологов. Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он всех задирает, обзывает и бьет их, не может себя контролировать, мешает в процессе реализации образовательной деятельности, изводит других детей, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Практическая часть.  
Пути профилактики и преодоления агрессивного поведения школьников.
Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей, выделяют следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей школьного возраста.
1. Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Как ведущая деятельность, она не только предоставляет особые возможности для изучения эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением, но и является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.  На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом. Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.
"Мешочек криков"
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
"Зайчики"
(подвижная игра для агрессивных детей)
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Ход игры: взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения".
«Путешествие в волшебный лес»
«Сядь удобно, можно закрыть глаза. Ты видишь перед собой лес, деревья и разные цветы. В самой чаще стоит скамейка. Присядь на неё, прислушайся к звукам и насладись запахами. Пахнут влажная земля, сосны. Ты слышишь пение птиц. шорохи. Они рассказывают секреты, смешат тебя. Подружись с ними… а теперь тебя ждет дорога из сказочного леса домой».
2. “Волшебные шарики” *(Павлова Я.А.)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Содержание: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – “болтик” – и дает инструкцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у нас во время выполнения упражнения.
«Путешествие на облаке»
  Лягте поудобнее на ковер и закройте глаза.
 Прыгните на белое, пушистое облако.  Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположилась на этой большой облачной подушке. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Оно везет вас назад, домой. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас прокатило… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растворяется в воздухе…
Подведение итоговВ конце встречи педагогам вручаются памятка «Профилактика и преодоление агрессивного поведения».
"Детская агрессивность":
Причины детской агрессивности:
Разрушение эмоциональных связей в семьеВлияние продуктов питанияНеуважение к личности ребенкаСитуативные причиныСоциально-биологические причиныВиды агрессии:
Физическая агрессияКосвенная агрессияВербальная агрессияСклонность к раздражениюНегативизмТипы человеческой агрессии:
ДоброкачественнаяЗлокачественнаяПсевдоагрессияОборонительная агрессияРекомендации по общению с агрессивным ребенком
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.