Презентация к дипломной работе СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ


СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИдипломная работа Выполнила слушатель Зайцева Л.В. Цель работы – изучить и разработать модели социально – профилактической и коррекционной работы по предупреждению и снижению агрессивности, в целях помощи детям, имеющим трудности в усвоении программы обучения. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме агрессивного поведения детей2. Выявление мотивов и причин детской агрессивности в современных условиях3. Изучение модели работы социальных служб с агрессивными детьми 4. Представление модели работы с агрессивными детьми. Модели1. Инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.): источник агрессивности человека по отношению к другим – это проявление разрушительного начала в человеке. 2. Фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.): агрессия – это не врожденное и автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.): агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. 4. Теория социального научения (А. Бандура): агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. 5. Теория переноса возбуждения(Д. Зильманн и др.): в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддаётся контролю рассудка. Яков Гилинский: «Все свои действия человек совершает, в конечном счете, ради удовлетворения тех или иных потребностей: биологических или витальных – жизненно необходимых (в пище, питье, размножении); социальных (в статусе, престиже, самоутверждении, самореализации и др.); духовных или идеальных (поиск смысла жизни, цели существования, стремление к творчеству)». Антропоэкологический подход (Гильбурд О.А., Дерягина М.А., Корнетов А.Н. ): Как и любая форма поведения, агрессивность проявляется во взаимоотношениях со средой. Самохвалова В.П. и Егорова В.И. : Комплекс неполноценности порождает в человеке агрессивность. Поистине страшная проблема – насилие в отношении детей. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. Только вдумайтесь в эту цифру! Многие факты просто переворачивают душу. Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы. Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом.Д.А.Медведев Основные формы жестокого обращения с детьми физическоенасилие сексуальноенасилие психическое насилие пренебрежение основными нуждами ребенка 1533 1279 2618 1086 620 Развратные действия (ст.135 УК РФ) 3279 2541 1339 577 129 Половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет (ст. 134 УК РФ) 2074 2363 2502 2103 1964 Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ) 1479 1970 2327 2091 1853 Изнасилование (ст. 131 УК РФ) 8805 9678 7608 5981 4628 Детей, потерпевших от сексуальных преступлений 2786 3024 3233 3250 3585 Детей, здоровью которых причинен тяжкий вред 2496 2898 2982 3099 3254 Погибло детей 70380 80908 72530 50871 42985 Детей, потерпевших от насильственных преступлений 161598 194364 125079 112456 91070 Всего детей-потерпевших 2010 2009 2008 2007 2006 Годы Категории потерпевших Сведения о детях, ставших жертвами преступлений Нормативно-правовые документы Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года). Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года). Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года) Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г.) Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ Уголовный Кодекс РФ Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (№2202-1 от 17.01. 1992г.) Нормативно-правовые документы (продолжение) Разрешение конфликтных ситуаций по Р. Дрейкусу 1.Тактический уровень – адекватные реакции взрослых на конкретное проявление ребёнка 2. Стратегический уровень – коррекция поведения, помощь ребёнку в приобретении навыков успешного и адекватного взаимодействия с другими людьми и достижения своих целей Цель программы - снижение проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному. Модифицированная программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей в МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школе Принципы программы Принцип рефлексии Ценностно-ориентированный принцип Принцип осознанности Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка Принцип взаимного уважения Принцип симпатии и участия Принцип свободного участия Поэтапность педагогической работы Опора на возрастные возможности и сенситивные периоды детства Системность организации психики ребёнка Основные направления программы Работа педагогов с детьми Работа педагогов с родителями Самообразование педагогов Диагностический аппарат Методика «Несуществующее животное» Анкета для родителей на выявление агрессии у ребёнка Тест «Нарисуй историю» Р. Сильвер Результаты тестирования 18 человек 8 человекбез признаков агрессии 10 человекс признакамиагрессии 4 человека –явно выраженнаяагрессия 6 человек-вербальнаяагрессия Остальные родители считают, что их ребёнок ведёт себя вполне нормально, не проявляя агрессии. Результаты анкетирования родителей показали, что только 6 человек считают, что в поведении их детей присутствует агрессия. 10 человек с проявлениемАгрессивногоповедения 4 человека –явно выраженнаяагрессия 6 человек-вербальнаяагрессия 2 человекане справляются (или справляютсяплохо) с программой обучения 4 человека справляются спрограммойобучения 3 человекане справляются (или справляютсяплохо) с программой обучения 1 человекполностьюсправляется спрограммойобучения Таким образом, чтобы снизить высокую агрессивность у детей, и помочь, тем самым, справиться им с овладением школьной программой, необходимо:. проводить профилактическую работу, направленную на формированиекоммуникативных и личностных качеств детей проводить профилактическуюработу с родителями детей, имеющих признаки агрессивного поведения Снижение уровня агрессии в поведении детей Знание и применение детьми педагогически приемлемых способов выражения агрессии Владение детьми основами саморегуляции эмоций, поведения, деятельности Владение детьми навыками конструктивного общения Наличие у детей развитых личностных качеств: доброжелательности, сочувствия, дружелюбия Результативность программы Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей способствуетформированию социального доверия преодолению детской тревожностиснижению эмоционального напряжения формированию адекватных форм поведения снижению возбуждения и аффективных реакций повышает коммуникативные и личностные качества детейВсё это приводит к тому, что дети начинают легче усваивать учебную программу.