Статья по биологии Проведение уроков-семинаров,как способ активизации интереса к урокам биологии

Проведение уроков-семинаров – один из способов активизации интереса к урокам биологии

Игнатова С.К.
ГУ «Вечерняя общеобразовательная школа №3»
Абайского района

В настоящее время биология, к сожалению, не является наиболее востребованным предметом, изучаемым в общеобразовательных учебных заведениях. Но, тем не менее, эта наука относится к основополагающим областям естествознания. Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют биологические дисциплины. Уроки, лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать научно-материалистические взгляды на природу. В старших классах интерес к биологии резко снижается. Поэтому не секрет, что к изучению этого предмета старшеклассники относятся формально. Перед педагогом стоит сложная задача – заинтересовать учащихся в изучении биологических дисциплин. Каким образом можно повысить интерес учащихся к изучению биологии?
Развитие интереса – это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.
Результаты опроса учеников 6- 11 классов.


класс
Количество опрошенных
Биология нравиться (%)

1.
6
15
100

2.
7
12
92

3.
8
14
57

4.
9
18
28

5.
10
15
27

6.
11
18
22


В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
В данном исследовании применялась одна из известных форм организации учебного процесса – уроки-семинары. Такие уроки требуют немало времени для подготовки, участия всех учеников класса и вовлекают в работу двух и более педагогов. При этом трудно переоценить ее роль в воспитании самостоятельности учащихся, формировании умения работать со справочной литературой и развитии навыков монологической речи.
Проведение семинара состоит из трех этапов:
Подготовительного;
Основного;
Заключительного.
Семинар приобретает творческий характер, когда для более глубокого рассмотрения проблемы учащиеся подбирают материалы газет, радио - и телепередач, научных журналов, научно-популярных книг, Интернет-ресурсов и т.д.
Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений и навыков, поскольку требует от учащихся большой предварительной работы, самостоятельности, мыслительной активности в ходе обсуждения и умения отстаивать свои взгляды и убеждения.
Роль учителя, во время подготовительного периода заключается в том, чтобы организовать учащихся в рабочие группы, указать список дополнительной литературы, помочь ее разыскать, составить план выступления, откорректировать его, проконтролировать ход работы и готовность к уроку. При подготовке к семинару необходимо продумать систему вопросов (репродуктивного и проблемного характера) для самостоятельной подготовки учащихся, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения.
Работа в группах, как показывает накопленный опыт, может строиться по-разному (и это нужно учитывать в момент их формирования): одни ученики предпочитают готовиться к семинару самостоятельно, и только накануне урока они собираются, обсуждают полученные результаты, систематизируют собранные материалы для группового выступления, распределяют роли; другие изначально выбирают совместную деятельность. В любом случае на уроке от групп выступает несколько человек: один знакомит класс с теорией, другой организует поисковую деятельность, третий руководит выполнением упражнений, четвертый подводит итог работы, выступает в роли оппонента и т.п. Элемент игры делает семинар особенно привлекательным, ведь школьникам интересно побыть в роли ученого-исследователя, учителя, т.к они имеют возможность сделать маленькое открытие и доложить о результате своего поиска одноклассникам, вызвать к доске ученика, поставить ему оценку и прокомментировать его ответ, а осознание того, что добытые сведения не содержатся в учебнике, повышает самооценку даже у самых слабомотивированных учеников.
Во время проведения семинара учителю необходимо сформулировать цели и задачи предстоящего семинара, осуществлять переход от одного выступления к другому, комментировать сообщения (если это необходимо), подстраховать группы от возможных неудач, предложив свою систему заданий и упражнений, если подготовленных детьми недостаточно для отработки умения применять теорию на практике.
Семинар - коллективная работа класса, опирающаяся на работу индивидуальную, т.е. каждого ученика. План семинара, его тему, список литературы и дату объявить необходимо заранее. Как показала практика, в план занятия целесообразно включать более трех пунктов (вопросов): это способствует лучшей систематизации материала.
При такой форме организации учебного процесса, имеется возможность сосредоточить внимание учеников на вопросах, раннее не обсуждавшихся.
Семинары – это особые уроки уже потому, что на столах учащихся, кроме привычных учебников лежат новые, впервые увиденные ими книги, лежат их индивидуальные творческие и исследовательские работы, рефераты, справочники и т.д.. Работа учеников на семинаре – это участие в общем процессе познания: они выступают, слушают высказывание товарищей, задают вопросы, рецензируют, делают необходимые для себя записи, выделяя главное, анализируют услышанное и записанное, включают в свой активный запас знаний.
Уроки-семинары проводились в качестве эксперимента в 8-11 классах в течение первого полугодия. Затем проводился повторный опрос. Результаты исследования показали положительные результаты.
Результаты опроса.

Класс
Количество опрошенных
Биология
нравится (%)

1.
8
14
64

2.
9
18
39

3.
10
15
40

4.
11
18
33



15