Тема: Наш ата. Двойные согласные


Тема: Наш ата. Двойные согласные
Цель: формировать знания, умения, навыки о написании слов с удвоенными  
           согласными.
Задачи:
 Обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоенными  
                        согласными буквами в корне; формировать орфографические навыки;  
                         учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо
                         обучающихся, словесно – логическое мышление, устойчивое внимание,
                         словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и людям
                              труда, знакомство с профессией журналиста.
Оборудование: карточки по ТИО, диск «Русский язык 2 класс» (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий), орфографические словари, презентация.
Ход урока.
Орг. момент.
Вы пришли сюда ... (учиться).
Не лениться, ... (а трудиться).
Работать как? .... (старательно).
А слушать как? ... (внимательно).
- Сегодня урок  русского языка пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционной коллегии газеты». Вы сотрудники редакции: журналисты, помощники журналистов, корреспонденты, корректоры (корректор проверяет текст на наличие ошибок), а я главный редактор.
- Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов.
- Какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка – это минутка чистописания.
Минутка чистописания.
- Буквы близнецы:
бб жж кк лл мм нн пп сс-  Пропишите буквы с правильным соединением.
 Тема урока.
- Сегодня разговор наш пойдет о необычных словах, в которых живут эти буквы близнецы.
- Но сначала... К нам в редакцию пришла телеграмма. (слайд № 2)
ТЕЛЕГРАММА!
Ребята! Я хочу к вам прийти в класс на русский язык. Ведь на этом уроке вы будете знакомиться с новой орфограммой.
Незнайка.
- Орфограмма, с которой мы познакомимся, есть в словах  текста телеграммы.
- Кто догадался, над какой темой и  с какой орфограммой мы сегодня будем работать?
                                                                    (Слова с двойными согласными).
- Правильно. Мы рассмотрим написание слов с удвоенными согласными.
- Какая цель нашего заседания, чему мы должны научиться?
                                                     (Научиться писать слова с удвоенными согласными)
- А как вы думаете, можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными?
(Диск, Согласные звуки. Анимация.  п.5). Запись слов в тетрадь.
Правило в учебнике, стр. 117.
- Послушайте и скажите, о каком правиле здесь идет речь?
            Эти буквы близнецы
            Удалые молодцы.
           Ты одной закончи строчку,
            А с другой ее начни.                           (Перенос слов)
 (Диск, Согласные звуки. Анимация. п.6.) Запись слов в тетрадь.
Вывод: Что такое удвоенная согласная в слове? (орфограмма).
              Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными? (В                 орфографическом словаре).
              Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?
- Для вашего удобства я выписала часто встречающиеся слова из орфографического словаря (памятка-помощник).
Слова с удвоенными согласными нужно запомнить!
бб – суббота
жж - дрожжи, вожжи, жужжать
кк - хоккей, аккуратный, аккорд, аккордеон, аккуратно
лл - аллея, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, иллюстрация, кристалл, металл, Алламм - грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма, симметрия
нн - тонна, аннотация, ванна, утренний, весенний, осенний, ранний, длинный, Анна, Сюзанна, Геннадий, теннис, колонна, юннаты антенна, медленнопп - группа, аппетит, аппарат, аппликация, грипп,  гиппопотам
рр - корреспондент, территория, терраса, коррекция, террор,  перрон
сс - касса, масса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ,  бассейн, компромисс, компресс, профессор, ассистент, ссора, режиссер, кросс, прогресс, процесс, пресс,  миссия, русский, классик, Россия, Одесса, дрессировщик,  искусство,  кассир, массажфф - суффикс
Упражнения.
- Чтобы заседание редакционной коллегии было слаженным, нам необходимо выполнить несколько упражнений и как можно больше запомнить слов с удвоенными согласными.
- Для написания статьи, заметки журналисту необходимо знать лексическое значение слов.
Игра «Значения слов».  Диск. Согласные звуки. Упражнение № 5. ( или учебник стр. 118, упр. 190).
Физминутка. (Слайд № 3 – 9).
Работа в паре. (Слайд №10).
- Запиши слова в два столбика: в первый – с удвоенной согласной, во второй – без удвоенной согласной.
Пас...ажир, кал...ендарь, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.
      Самопроверка. (Слайд № 11).
Ребусы. (Слайд № 12).
Запишите слова, деля для переноса. (Мас – са, груп – па, кас – са).
5.-  - Сейчас мы попробуем себя в роли корректора.
    - Незнайка вместе с телеграммой прислал письмо. Прочитайте. (Слайд № 13).
Я учусь во втором класе. У нас дружный колектив. В ссуботу мы ходим в басеен. Я люблю играть со своими друзьями в хокей.
- Что вы заметили? (Разбор ошибок)
- Запишите текст правильно, без ошибок. Выделение орфограмм.
6. Домашнее задание.
Постарайтесь выполнить работу без ошибок, используя правила написания слов. Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.
Карточка № 1. (синяя) – выполняют помощники журналистов.
В данные названия профессий вставь пропущенные двойные согласные.
Хо___еист,  профе___ор, режи__ёр, а___истент, ко___еспондент, дре___ировщик.
 Раздели на слова и запиши полученное предложение. Выдели основу предложения (главные члены).
Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спиши слова, разделяя их черточками для переноса.
Русский  язык, пассажирский поезд, осенний дождь, новое шоссе, весенний цветок, Анна.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 2. (зеленая) – выполняют журналисты.
Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.
Место, где продают билеты - ________________________________
Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________
Шестой день недели - ______________________________________
Комната для занятий детей в школе - _________________________
Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________
Товарищ по работе - ______________________________________
Обучение животных - _____________________________________
Спортивный бег - ________________________________________
Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.
Ребята делают _______________________ зарядку. Идёт нудный ______________________ дождь. В ______________________ день мы ходили в кино. Учительница вошла в ________________.
Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.
________________________________________________________________
Карточка № 3. (красная) – выполняют корреспонденты.
Ответь на данные вопросы, написав слова с двойными согласными.
В каком дне недели – бб? _____________________________________
В какой игре – кк? __________________________________________
В какой игре – нн?___________________________________________
Какая болезнь – пп? _________________________________________
В каком языке – сс? __________________________________________
Измени слова по образцу.
Рано, звонок – ранний звонок
Класс, комната - ________________________________________________
Конь, отряд - ___________________________________________________
Осень, дни - ____________________________________________________
Пассажир, поезд - _______________________________________________
Прочитайте. Найди и исправь ошибки. Запиши правильно.
Девочка Ала, поход в лесс, второй клас, дрожевое тессто, принять вану, творожная масса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов.
Вывод: Что такое удвоенная согласная в слове? (орфограмма).
              Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными? (В        чччччччччччч         орфографическом словаре).              Как правильно переносить слова с удвоенной согласной?
Рефлексия. Слайд со смайликами № 14.