Презентация к программе Младший школьник-юный исследователь


Проект Программы «Младший школьник – юный исследователь»Выполнили: Галянт Е.И., Жукова Г.В., Ляшенко В.В., Литвинцев Л.А. Пояснительная записка:Направленность проекта – научно-педагогическая; по функциональному назначению – учебно-познавательная; по форме организации – общедоступная; по времени реализации – 4 года.За основу проекта необходимо взять требования к подготовке исследовательских работ на разных уровнях.Новизна проекта – подготовить подробные методические разработки, конкретизировать содержание, подобрать материал для занятий, дать рекомендации по оформлению результатов (промежуточных и конечных) исследовательских работ. Актуальность проекта – обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:у обучающихся не сформировано логическое и творческое мышление, которое так необходимо при решении исследовательских задач;низкий уровень способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;обучающиеся не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;обучающиеся не владеют приёмами поэтапного («пошагового») выполнения учебных исследований; Педагогическая целесообразность проекта – ребёнок эффективно применяет и успешно запоминает лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать полученную информацию. Организованная в системе работа по обучению ребёнка исследовательской деятельности позволяет ему без затруднения выполнять поставленные задачи, ведёт к глубокому и прочному усвоению материала. Цели проекта: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.Задачи проекта:развитие познавательных потребностей и способностей младшего школьника;обучение специальным занятиям, необходимых для проведения самостоятельных исследований;формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.  Ожидаемые результаты освоения проекта программы:Обучающийся будет знать:основные особенности проведения исследований разных видов;методы исследования;правила выбора темы и объекта исследования;основные логические операции, их отличительные особенности;правила успешной презентации работы.Обучающийся будет уметь:самостоятельно выбирать тему и объект исследования;правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;выделять главное и второстепенное в собранном материале;выделять из текста основные понятия и давать им определения;классифицировать предметы, процессы, явления и события;выявлять и обозначать замеченные парадоксы;ранжировать выдвигаемые идеи;предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определённой темы;делать выводы и умозаключения;указывать пути дальнейшего изучения объекта;презентовать свою работу. Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;реализовывать право на свободный выбор.Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;работать в коллективе, группе;презентовать совместную работу. Определение проблемы: Как выбрать тему исследования?Что мне интересно больше всего?Чем я хочу заниматься в первую очередь(математикой или поэзией, спортом или музыкой, искусством…)?Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Выбор темы исследования Все возможные темы можно условно распределить на три группы:ФантастическиеЭкспериментальныеТеоретическиеТема нашего исследования: «Внутренний будильник или тайны нашего сна» Зачем делаем? Что для этого делаем? Цель исследования: Крепкий и здоровый сон – залог успешного дня! Задачи исследования: Узнать и изучить сновидения, их виды и их отражение в нашей жизни. Решение проблемы: методы и способы (Как делаем?) гипотезы:Предположим, что сон содержит информацию, которая является жизненно-важной для каждого человека, так как в нужный момент она может «проконсультировать» как поступить в той или иной ситуации, чего остерегаться, где искать удачи.Что, если позы во сне отражают наш характер? План исследования:Подумать самостоятельно;Спросить у других людей;Изучение источников информации (книг, фильмов, интернет - материалов);Понаблюдать;Провести эксперимент. Что такое сон?Положение тела во время сна.Что означают сновидения?Виды сновидений. Что такое сон?Сон – это ночная психическая деятельность, занимающая третью часть нашей жизни, поэтому жизнь во сне должна быть научно изучаема. Сон – это прежде всего образы-символы. Они очень ёмкие и включают в себя большой объем информации. Человеческое сознание нуждается в определенном минимуме образов, как земного происхождения, так и созданных Тонким Миром. Эти образы являются зашифрованной подсознанием информацией, которая получает расшифровку при готовности сознания ее воспринять. Данная информация является жизненно-важной для каждого человека, так как в нужный момент она может«проконсультировать» как поступить в той или иной ситуации, чего остерегаться, где искать удачи. Поза «зародыш» Стрессы, неудачи связаны с самореали-зацией. Не осмеливается подставить себя событиям жизни. Поза «Королевская» С детства привыкли находится в центре внимания. Всегда открыты для контактов. «Лежа на животе» Отличаются стремлением всё делать очень хорошо. «Закрывши голову руками» Испытывает стрессы от разного рода неожиданностей. Для каждого человека позы сна имеют чётко выраженную индивидуальность. На сон влияют:события прошедшего дня факты из памятивнешние раздражители Сны, исполняющие желания. Кошмарные сны Баба Яга –негативный образ матери. Во сне мозг продолжает решать проблему, с которой он столкнулся. Чем глубже человек погружается в изучение снов, тем больше он обнаруживает, что через раскрытие природы сна, его тайны, его характера можно понять секрет всей жизни. Оставьте свои проблемы на следующий день.Не перегружайте себя физически или умственно за 3 часа до сна.Прогулка, теплая ванна, приятная музыка будут способствовать хорошему снуРЕКОМЕНДАЦИИ: ВыВОДЫ:Выбранная тема актуальна и интересна для самопознания.Проанализировав свое положение во сне, мы узнали о своем характере.Количество и качество сна влияет на успешность дня. Список литературы:А.И. Савенков «Я - исследователь», Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2008.Салли Хьюит «Природа в занимательных экспериментах», Москва «РОСМЭН», 2006.Т.Е. Соколова «Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе», «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2008.Как подготовить и провести школьную научную конференцию: методические рекомендации, Л.И. Колесникова, М.Д. Бельтикова, Иркутск: ФГБОУ ВПО ИГЛУ, 2013.myshared.ru, nashaucheba.ru Приложение №1Учебно-тематический план:1 – 4 год обученияЧто такое исследование?Кто такие исследователи?Роль исследования в нашей жизни. Учимся выделять проблемы.Основные методы исследования.Как правильно задавать вопросы?Методы исследования. Как провести эксперимент?Особенности проведения теоретических исследований.Особенности проведения эмпирических исследований.Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.Наблюдения. Эксперименты с реальными объектами.Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске. Коллективная игра – исследование. Выполняем логические операции. Творческое воображение. Учимся делать выводы и умозаключения. Пиктограммы. Установление закономерностей. Парадоксы. Логика суждений в исследовании. Как оценивать идеи. Классификация тем исследований. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. Приложение №2Темы исследовательских работ с 1 по 4 класс:«Дерево- чемпион»«Живут ли грибы в кефире»«Загрязнение воздуха»«Течение реки»«Наблюдаем за погодой»«Ручьи и реки»«Дыхание под водой»«Твой пруд»«Прибрежные птицы»«Приливы и отливы»«Морские моллюски»«Морские водоросли»«Наскальная лужа»«Почва»«Садовый мусор»«Семена»«Садовая лужайка»«Растения»«Цветок»«Птичья столовая»«Следы животных»«Насекомые в саду»«Пауки, улитки и многоножки»«Муравьи»«Дождевые черви»«Таинственный зов Арктики» Природа Тайны науки«Крыло птицы и крыло самолета- опыт сопоставления»«Почему самолет летает?»«Как назывались буквы от А до Я раньше»Основы здорового образ жизни«Осторожно- еда!»«Режим дня»«Кто ты, сотовый?»«Курить-здоровью вредить»«Вредна ли жевательная резинка»«Внутренний будильник или тайны нашего сна»«Вес моего портфеля»«Кто живет в наших ладошках?»«Мы хотим, чтобы наш город был чистым!» Математика«Геометрические фигуры»«Чем можно вычислять?»«Я- покупатель»«Сказочные числа»«Приемы умножения»«Секреты сложения»«Числа- великаны»«Единицы времени» История«Моя родословная»«История нашего автомобиля»«Как появились часы»«Твой дом»«Школьные каникулы в разных странах мира»«Самовар- семейная реликвия» Литература, Русский язык«Зачем я говорю и пишу»«Древняя письменность«Гласные и согласные бывают опасные»«Всегда ли мягкий знак бывает мягким?»«В царстве трех склонений»«Самые трудные орфограммы»«Разделительные «Ъ» и «Ь»»«Наши помощники суффиксы»«Какие части речи я знаю»«На что похоже наречие»«Крылатые слова и выражения»«Звуки- двойняшки»«Где поставить ударение»«Народные сказки»«Богатство речи»