Презентация по биологии на тему: Этапы развития биологии (9 класс)


Средняя школа имени А. С. МакаренкоТема проекта: Этапы развития биологииСоставил:Учитель биологии Нурисламов Данис Этапы развития биологии Основные цели и задачи:Познакомить с основными этапами развития биологии;Сформировать знания о биологии как о комплексной, фундаментальной науке;Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и её место в системе биологических знаний;Сформировать знания об основных методах биологического исследования. Введение Актуальность выбранной темы состоит в следующем: Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков биологии позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Биология в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Биология оформилась как самостоятельная научная дисциплина об общих свойствах живого только в течение XIX века. Это было связано с установлением фундаментального различия между живыми и неживыми природными телами. Вместе с тем, знания о живой природе начали складываться задолго до этого, поэтому значительная часть этого пректа посвящена античности,Средним векам и началу Нового Времени. Биология - Это совокупность наук о живой природеОт греч. «bios» – «жизнь», «logos» – «наука!Предмет ее исследований Многообразие проявлений жизни:Строение и функции живых организмов, природных сообществ;Их происхождение и распространение;Связи друг с другом и неживой природой.

Этапы развития биологии1. Период до появления земледелия и скотоводстваНакопление знаний очеловеке, растениях, животных2. Периодземледелия и скотоводстваДальнейшее накопление знаний очеловеке, растениях, животных


3. Появление древних государств (Греция, Рим)Систематизация знаний очеловеке, растениях, животныхАристотель Теофраст Гален Описал около 500 видов животных.Создал первую систему ихклассификации. Заложил основы сравнительной анатомии. Считал, что живая материя возникла из неживой «Отец» ботаники.Описал разные органы растений.Заложил основыклассификации растений. Считал, что живая материя возникла из неживой Выдающийся римский врач. «Отец» медицины.Описалорганы человека.Заложил основыанатомии человекаОснова для развития европейской биологической науки, не менялась до VIII в. н.э.






4. ПериодСредневековья (V–XV ст. н. э.)Торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи БогомБиология развивалась преимущественно как описательная наука. Накопленные факты часто были искаженными. Например, встречаютсяописания различных мифических существ, например «морского монаха»,который будто появлялся морякам перед штормом, сирен, русалок, спрутов и т.д.

5. ПериодВозрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э.)Развитие биологической науки, изучение строения и функций различных биологических объектовРобертГук (1635–1703)ИзобретениеМикроскопа, введение термина «клетка»Антони ванЛевенгук (1632–1723)Наблюдал однокле-точные организмы, клетки кровиКарлЛінней (1707–1778)Ввел термин «вид».Основал современную систематику, а также соз-рыл собственную классификацию растений и животных. Ввел ла-тинские научные названия видов, родов и других сис-тематических категорий, описал свыше 7500 видов растений и около4000 видов животных

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation 6. Создание клеточной теории и развитие эволюционных идей (ХІХ ст. н. э.)Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических и идеалистических взглядов о возникновении материиТеодорШванн (1810–1882)Один из авторов клеточной теории(Шлейден и Вирхов)Жан-Батист Ламарк(1744–1829)Автор первого эво-люционного ученияЧарльзДарвин (1809–1882)Автор первой эволюцион-ной теорииЭрнстГеккель (1834–1919)Ввел термин «экология». Заложил основы филогении





7. «Генетический» период (с 1900 года)Преобладание материалистических взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивостиТомас Хант МорганХромосомная теория наследственностиУотсон и КрикСтруктура ДНК(1953) Грегор Мендель(1822–1884)



В настоящее время биология условно разделяется на две большие группы наук. Биология организмов (сюда входит науки о растениях (ботаника), животных (зоология), грибах (микология), микроорганизмах (микробиология) изучает отдельные группы живых организмов, их внутреннее и внешнее строение, образ жизни, размножение и развитие. Общая биология изучает жизнь на различных уровнях: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и молекулярная генетика), клеточном (цитология), тканевом (гистология), на уровне органов и их систем (физиология, морфология и анатомия), популяций и природных сообществ (экология). Биология тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. Экология, находящаяся на стыке биологии и географии, в настоящее время часто рассматривается как самостоятельная наука. Значение биологии Значение биологии как науки исключительно велико, так как познание исторического развития органического мира, начиная от молекулярного уровня до биогеоценотического, играет определяющую роль в формировании материалистического мировоззрения и понимания коренных философско-методологических проблем (форма и содержание, целостность и целесообразность, прогресс и т.д.). Кроме того, биология способствует решению жизненно важных практических задач. Так, в частности, быстрые темпы роста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятых сельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблеме современности - производству пищи. Эту задачу способны решать такие науки, как растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях генетики и селекции. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах. Спасибо за внимание