Мастер-класс Использование технологии продуктивного чтения


Здравствуйте, уважаемы коллеги, я прошу посмотреть небольшой видеоролик и сформулировать проблему нашего мастер-класса. (ералаш)
«Как заинтересовать ребёнка в чтении? Как воспитать книголюбов?»
- Существует мнение, что каждый человек умеет читать любые тексты. Но так ли это на самом деле. Попробуем прочитать текст. (текст по биологии)
Легко пересказать этот текст? А понять ребёнку?
Гёте сказал? «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.
К сожалению, международные исследования показали, что большинство детей не умеют вычитывать информацию из текстов. Поэтому на это нацеливает новый федеральный стандарт.
Как научить наших детей эффективно читать разные тексты? Решение этой проблемы я вижу в технологии продуктивного чтения.
Это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное понимание и восприятие текста.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа:
1 этап Работа с текстом до чтения (о чём этот этап? Что можно сказать?)
Данный этап включает в себя прогнозирование, предугадывание предстоящего текста. Именно на этом этапе должна быть определена смысловая и тематическая направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.
Давайте отработаем этот этап на примере рассказа Пермяка «Двойка»
Предположите о чём будет текст (по иллюстрации, по названию)
(-в рассказе пойдёт речь об оценках?
Главные герои любили собак?)
Прогноз сюжета незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить прав ли я. Кроме того, данный приём акцентирует внимание на названии, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может намекнуть на сюжет, определить тему и основную мысль рассказа. Ребёнок забегает мыслью вперёд и превращается в соавтора.
2 этап Работа с текстом во время чтения (комментированное чтение, диалог с автором через чтение)
На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы, как диалог с автором и комбинированное чтение.
Что такое диалог с автором на ваш взгляд?
(это естественная беседа с автором через текст)
Чтобы диалог был полноценным и содержательным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположение о дальнейшем развитии событий.
Один из эффективных путей освоения содержания – это составление кластеров, заполнения таблиц, схем.
Итак, анализируем.
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. За что ей дали такую кличку, никто не знал.
- Почему автор подчёркивает, что собака живёт именно на школьном дворе?
Один из способов постижения смысла- работа с художественной деталью.
Найдите описание собаки. Как вы её себе представляете? Дайте объяснение клички собаки.
(Приём ассоциации картина Фёдора решетникова «Опять двойка», и картинка с собакой)
Но малыши всё равно обижали её.— Ax ты, негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!..В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила.За что обижали собаку малыши? Как вела себя собака, ушла ли она со школьного двора? (собака верит в детскую доброту души(не уходит, даже когда обижают)
А если бы такая собака подбежала к вам, как бы вы поступили?
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала:— Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят.
Малыши смолкли. Задумались над этими словами. А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог.
После чего изменилось отношение к собаке? А если бы учитель, не обратил внимание детей, изменилось бы отношение к бедному животному.
Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятёркой, но одна девочка сказала:— Ребята, разве дело в имени?..
Чем заканчивается рассказ? Ребята, разве дело в имени?
Давайте разыграем эту ситуацию и допишем финал, который станет ответом на этот вопрос. (приём театральной педагогики)
В ответе на этот вопрос содержится идея рассказа, к какому выводу подводит нас автор.
3 этап Работа с текстом после чтения. (обсуждение прочитанного, возвращение к 1 этапу, соотношение читательских интерпретаций с авторской позицией)
На заключительном этапе поможет соотнести прочитанное работа с пословицами.
Выберите пословицу к этому тексту и объясни её значение.
Живи добрее, будешь умнее.
Красив тот, кто красиво поступает.
И собака ласковое слово знает.
Какая на собаке шерсть, такая и честь.
На этом этапе эффективным приёмом будет творческая работа.
Такое задание предполагает самостоятельную работу ребёнка. Можно взять такие задания: «Придумай продолжение..», «Составь самостоятельно план», «Составь монолог собаки», «Напиши письмо детям этой школы».
А теперь давайте вернёмся к нашему сложному тексту и попробуем его пересказать.
Основной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка. – нейрон, в котором различают тело клетки и отростки: дендриты и аксон. Нервный импульс распространяется всегда в одном направлении: по дендритам к телу клетки, по аксону – от тела клетки. Таким образом нейрон – система, имеющая множество «входов» (дендриты) и лишь один «выход» (аксон). Такая закономерность свойственна нервной системе в целом. В функциональном отношении нейроны можно различать на афферентные, доставляющие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные в которых происходит предварительная промежуточная переработка импульсов и организующая коллатеральные связи.
Во-первых. Попробуйте определить основную мысль и озаглавить текст. (единица нервной системы – нервная клетка – нейрон)
Во-вторых, давайте определим ключевые слова: Основой, нервной системы, нервная клетка – нейрон, система имеющая много входов, и один выход, нейроны, различать на афферентные, эфферентные, и вставочные. (подчеркнуть)
Ключевые слова помогают определить микротемы и прочитать текст без дополнительной (углубленной) информации.
Абзацы содержат в себе: абзацный зачин - в нём вся главная информация (кроме художественных текстов), остальные предложения – развитие мысли и последнее предложение – концовка, в которой содержится вывод.
Попробуйте составить из этих ключевых слов связный текст.
Основная единица нервной системы – нейрон, т.е. система с множеством ходов и одним выходом. Нейрон доставляет информацию к центру, переносит её на периферию, по пути перерабатывает импульсы, образует связи.
Теперь текст стал более понятен и его уже можно пересказать, а чтобы его лучше запомнить давайте составим опорный конспект.

В заключение могу сказать с уверенностью, что технология продуктивного чтения обеспечивает сочетания результатов, заложенных в ФГОС
- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимать текст, самостоятельно выбрать книги.
- метапредметные результаты: развитие УУД
а) интеллектуально-речевые умения (восприятие речи, изучающее и ознакомительное чтение, рефлексивное слушание)
б) организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия)
в) коммуникативные умения (эффективное и результативное общение в совместной деятельности)
г)нравственно-оценочные умения (анализ характеров и поступков героев)
-личностные результаты: развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
Технология продуктивного чтения универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на других уроках. Освоив эту технологию на примерах художественных произведений, дети научатся понимать любые тексты.

МКОУ Воронцовская СОШ

Мастер - класс


«Использование технологии активно – продуктивного
чтения в начальных классах»

Составитель:
Воржева Людмила Анатольевна
учитель начальных классов
2016 год