Внеурочная деятельность в 6 классе


ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области
Утверждена Рассмотрено и рекомендовано
приказом к утверждению
ГБОУ СОШ №3 МО естественно-математического цикла
№_____от______2014 (Протокол №___от______2014)
Директор _______Л.А.Козлова Руководитель _____
Рабочая программа
«Учимся мыслить творчески»
для учащихся 6 класса
Составлена
учителем математики
З.И.СурковойПроверена
заместителем директора по УВР
Хмелевой В.В.
учебный год
Пояснительная записка
Формирование обобщенных умений предметного характера, т.е. специальных умений, происходит в контексте разных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития УУД зависит от способов построения содержания учебных предметов.
При этом :-усвоенные учащимися приемы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приемов и способов учебной, познавательной деятельности школьников и обеспечивают успешное усвоение содержания учебных предметов;
-система специальных интеллектуально-тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формирует формально-логический компонент мышления и создает условия для развития творческого мышления
Структура занятий курса
«Развитие познавательных способностей учащихся»
Каждое занятие ориентировано на формирование определенных учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений, т.е. на достижение конкретной цели. Учитель совместно с учениками составляет план действий и организует коллективную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся, включающую разминку, мозговую гимнастику, тренинги, задачи на смекалку, логико-поисковые задания и др.
В качестве основных этапов каждого занятия можно выделить следующие виды организации деятельности учащихся:
-разминка (3-5 минут)
-диагностический тренинг
-логико-поисковые задания (25 мин)
-веселая переменка (3 мин)
Решение творческих нестандартных задач (5-7 мин)
-мозговая гимнастика (2 мин)
-информационный блок
-рефлексия.
Методические особенности проведения занятий
1.Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательную активность.
2.Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим основной уров делается на развитие внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, развитие и совершенствование которых необходимо для мыслящей личности.
3. На занятиях один вид деятельности сменяется другим для уменьшения утомляемости.
4.С каждым занятием задания усложняются, наращивается темп выполнения.
5.Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет обеспечить познавательный и развивающий аспекты курса.
Ожидаемые результаты
-формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
-формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
-освоение новой информации, способов и приемов работы с информацией, методов её структурирования;
-освоение методов решения изобретательских задач.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 6 классов.
Занятия проводятся 1(2 раза) раз в неделю по 1(2) часу (34 (68)ч в год).
Учебно-тематический план курса
Учимся мыслить творчески.
№п/п Тема Содержание Кол-во
часов
1 Диагностическое тестирование 1
2 Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Практические задания, развивающие игры 1(2)
3 Сравнение понятий Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть- целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры 1(2)
4-5 Выделение существенных признаков Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры 2(4)
6-7 Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры 2(4)
8-9 Смысловые словосочетания Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры 2(4)
10-11 Синонимы, антонимы Установление отношений между понятиями: синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры 2(4)
12-13 Творчество. Методы решения творческих задач Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры 2(4)
14-15 Метод контрольных вопросов Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры 2(4)
16-17 Оценка явлений, событий с разных точек зрения Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры 2
18-19 Воображение Воображение. Что такое воображение . Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приемы развития воображения. Практические задания, развивающие игры 2(4)
20 Компьютерный практикум Создание компьютерного рисунка 1(2)
21-22 Конструирование на плоскости Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры 2(4)
23-24 Конструирование в пространстве Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры 2(4)
25-26 Постановка и разрешение проблем Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы решения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры 2(4)
27-28 Разрешение проблемных ситуаций Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры 2(4)
29-30 Метод разрешения противоречий Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм . Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры 2(4)
31 ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 1(2)
32-34 Решение творческих задач Творческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учащимися) 3(6)
Литература
1.Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. М., Просвещение,2012
2. Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. М., Просвещение,2012