Использование проектной методики на уроках технологии







СТАТЬЯ



«Использование проектной методики на уроках технологии»



Личный опыт учителя технологии МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков»



Налетовой Светланы Михайловны
















Основа предмета «Технология» - практическая деятельность учащихся, направленная на получение какого-либо продукта, путем преобразования материала, информации, энергии.
Применение на уроках технологии проектного метода дает большие возможности успешного усвоения материала. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Этот метод, с различными уровнями подготовленности даст различные результаты.
Проект – реалистический замысел желаемого результата.
Целью данной методики является формирование проектного подхода к любой деятельности, в процессе которой и формируются соответствующие качества личности.
Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение чего-то нового, оригинального, в основе чего лежит исследование, а это всегда творчество.
Проектная деятельность учащихся (ПДУ) – высокомотивированная, самостоятельная, поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя.
В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.
Помощь учителя носит на каждом этапе проектирования специфический характер. Начать следует с разработки примерной тематики проектных заданий по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как учащихся, так и самого учителя, имеющейся в его распоряжении материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Если его разработка предполагает участие нескольких учеников, то необходимо четко определить реальный вклад каждого из них.

Последовательность выполнения проекта:
1. Обоснование возникшей идеи, проблемы, потребности.
2. Выбор модели.
3. Выбор материала.
4. Выбор необходимых инструментов, приспособлений и оборудования.
5. Историческое исследование.
6. Составление технологической последовательности изготовления изделия.
7. Расчет себестоимости изделия.
8.Оценивание проделанной работы.
9. Анализ ошибок.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, предлагается составить схему, в которой отражаются основные вопросы выполнения проекта.




















Помощь учителя в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных этапов, обсуждает последовательность и особенности оформления продукта.
«Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась со следующими проблемами – у некоторых учащихся слабо развита внутренняя мотивация к деятельности, задания выполняются ради оценки, нет стремления к самопознанию. В наше время дети хотят получить сразу готовый продукт, не прикладывая к этому никаких усилий. В процессе написания проекта и получения продукта, раскрываются как таланты учащихся, так и интересные факты из истории продукта и его изготовления.
Давайте рассмотрим пример на основе любимой темы детей – кулинария - приготовление блюда. Необходимо провести параллель с национальными традициями, историей создания, технологией приготовления и полезными веществами в его составе. Но если учитывать специфичность некоторых продуктов, которые не все понимают и едят, придется отталкиваться от их полезности и тонкости приготовления. От мастерства приготовления зависит его вкусовое качество, от сочетания с другими продуктами вкусовые ощущения. Например, тыква – овощ, своеобразного вкуса, золотистого цвета, богатый витаминами. Из тыквы варят варенье, добавляют в каши, готовят салаты, но сок имеет необыкновенно приятный вкус и цвет, особенно в сочетании с другими фруктами. Этот тонкий момент необходимо уловить и раскрыть для любознательных. Если это сработало, значит - эксперимент удался!
Ученица 6 класса работала над проектом «Витамины, содержащиеся в тыкве». Этот проект был задуман в 5 классе, по теме «Физиология питания», где раскрывался вопрос о составе тыквы: витамины, микроэлементы, минеральные вещества. В проекте сделали акцент на то, почему этот овощ полезен, при каких заболеваниях организма его нужно есть и от каких заболеваний проводить профилактику. Учащимся, особенно девчонкам тема о полезных свойствах продуктов и как правильно кушать, чтобы не поправляться нравиться. Поэтому они с удовольствием находят информацию о тех овощах и фруктах, которые растут в их огородах. Проект получился интересным. В 6 классе, я предложила продолжить проект, углубляя познания в процесс приготовления блюда. А так как этот овощ специфичен по вкусу, нужно было найти компромисс, чтобы блюдо понравилось всем (многим). Свой выбор ученица сделала в пользу сока. Соки все дети любят и, поэтому заинтриговать их и порадовать вкусовыми качествами не составило труда, тем более с мыслями о полезности сока. В 7 классе эту тему можно развить и рассмотреть вариант с приготовлением других блюд – каша, варенье, рагу.
В этом проекте переплеталась информация по технологии, биологии, природоведению, краеведении, истории, математике. И эта метапредметная связь позволяет учащимся глубже проанализировать суть темы, ее востребованность.
Также хотелось бы остановиться на способностях учащихся к выполнению различных техник в рукоделии. Вязание, вышивание, шитье – это разные по своему предназначению и выполнению техники, которые подвластны не всем, не всех захватывают. Это тоже нужно учитывать, чтобы развить и получить продукт. Поэтому здесь очень хорошо работать в группе: одна девочка вышивает, другая вяжет подзор, третья обрабатывает края полотенца на швейной машине. В такой команде у нас родился шедевр – рушник. Когда девчонки проводили историческое исследование, обнаружили очень интересные факты, которыми поделились с одноклассниками.
Два года назад команда девчонок-восьмиклассниц создала проект «Рушник». Это получился очень объемный по своей практической части проект. Предназначение рушника – ритуальные события - свадьба, похороны, приданое, ежедневная утварь Использование рушника многогранно. И это исследование было проведено с большим интересом. Работу по изготовлению самого рушника выполнили командой. Наше изделие приняло участие на свадьбе, в чем молодожены были очень довольны.
Создание проекта это - не итоговая самостоятельная работа учащихся, а способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления продукта. Проект может быть как завершающим какую-либо тему, либо обобщающий годовой курс, либо обобщающий тему по изучению ее за 2-3 года.
Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я».
Использование проектной методики на уроках технологии повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.
Поэтому в первую очередь необходимо:
- развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;
- научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
- воспитывать коммуникативные качества личности.
Проектная методика имеет свои особенности и следующие компоненты:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.
Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать продукт.
В данном этапе происходит и выбор темы проекта. На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса, которые являются продолжением изучения материала предыдущих классов, являясь усложненным логическим продолжением. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них.

2. Изготовление продукта.
Учащиеся сами создают то, что они разработали. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:
- коммуникативных;
- навыков по преобразованию материалов;
- навыков работы с информацией.
Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях.

3. Испытание и оценка.
Продукт должен быть испытан в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и
ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.
С введением проектной методики по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, воплощать идею в жизнь, по-новому решать проблему, создавать продукт, использовать его и оценивать в реальных условиях.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. Проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя. Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложный продукт. Менее способным ученикам требуется помощь.
Благодаря проектному методу у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока, способствует развитию знаний, умений, навыков для решения
физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.





Список литературы:

1. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.
4. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.
5. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. - М.: Вентана - Граф.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.__


продукт

Идея,
потребность,
проблема
проблема
ь

исследование

Технология выполнения

Охрана труда

Материалы, инструменты, приспособления

себестоимость



15