Научная статья: Применение деятельностных технологий в формировании компетенций будущего специалиста


ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Дорошевич Любовь Васильевна
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Мариинский политехнический техникум»
ГПОУ МПТ
г.Мариинск, Кемеровская область
В конце 90 годов ХХ и в начале ХХI столетия в нашей стране были радикально преобразованы социально-экономические устои общества. При реформировании системы управления экономикой возникли принципиально новые направления экономической деятельности. Основным требованием современного периода социально-экономического развития Российской Федерации является переход российской экономики к инновационному типу, в котором особое внимание уделяется формированию и развитию модели социально-ориентированной рыночной экономики, наращиванию преимуществ в науке, образовании, высоких технологиях, что возможно решить только с помощью конкурентоспособных специалистов
В соответствии с данными направлениями в экономике должны быть задействованы специалисты, к которым предъявляются такие требования как:
- повышение уровня знаний, позволяющих осваивать новые виды деятельности;
- креативность, способность мыслить и действовать творчески;
- интеллектуально-физическое развитие, позволяющее осваивать новые
технологии;
- высокий уровень коммуникативной компетенции и другие.
Востребованность выпускников на рынке труда определяется их профессионально-квалификационными характеристиками, позволяющими предусматривать требования к профессиональному образованию для реализации ОПОП, которые направлены на усиление практической и инструментальной направленности подготовки будущих специалистов посредством выработки их профессиональной компетентности и компетенций.
Компетенция — способность применять знания, умения, отношения и опыт в стандартных и нестандартных трудовых ситуациях[1].  Составляющими понятиями компетенции являются:
- Знания, которые  осваиваются в ходе познавательной деятельности.
- Умения, которые  предполагают целенаправленное выполнение действия.
Под отношениями понимаются отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере.
Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и характеризует его возможности в производственной деятельности.
Таким образом, профессиональную компетенцию можно определить, как способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности. 
Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании – формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня. Результатом внедрения компетентностного подхода являются:
- востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда;
- готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности;
- способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.
Преимуществами компетентностного подхода являются особенности:
- возможность формулирования целей и задач программ обучения, соответствующих требованиям работодателей;
- повышение гибкости учебных программ;
- повышение мотивации получения образования;
- повышение эффективности и качества профессиональной подготовки, уровня профессиональных компетенций;
- создание стандартных, объективных и независимых условий оценки качества обучения;
- повышение уровня взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся и преподавателей;
- подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве;
- формирование производственной культуры и уважения к выбранной специальности
Образовательное учреждение должно обеспечивать условия для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе за счет использования активных и интерактивных форм и методов проведения занятий. «Мы не учим их, мы создаем условия, в которых они учатся». С.Паперт
Реализация компетентностного подхода возможна только при использовании в образовательном процессе активных и интерактивных форм и методов проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, индивидуальных и групповых проектов, технологии модерации, технологии развития критического мышления) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Деятельностный характер обучения позволяет обеспечить субъектную позицию студентов в образовательном процессе; включение студентов в реализацию какой-либо деятельности – анализ, исследование, проектирование, руководство, что способствует подготовке конкурентоспособного специалиста.
При изучении МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации» по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) для формирования компетенций используются такие методы как:
кейс – метод, который является наиболее оптимальным при изучении раздела МДК «Менеджмент», потому что:
- развивает умения обучающихся;
-учит извлекать максимально большое количество информации из ограниченных источников;
- дает возможность выступать каждому участнику;
- дает возможность научиться слушать других;
- дает возможность принимать общее решение;
- уметь защищать свое мнение.
Применяется кейс – метод по таким темам как: организация работы предприятия; основные функции управления; миссия и цели предприятия; мотивация; система методов управления; деловое общение; принятие решений; контроль; управление конфликтами и стрессами. Наиболее активно кейс – метод использует при изучении тем, которые могут быть проведены в виде игрового ситуационного упражнения. В этих условиях обучающиеся имеют гораздо больше свободы, как в выборе своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной учебной цели. Практические занятия, которые проводятся с использованием разновидности кейс-технологии – «метода инцидентов» позволяют осуществлять подготовку студентов к работе в постоянно изменяющихся условиях, формирование способности быстро адаптироваться, что приобретает особое значение. Целью «метода инцидентов» является поиск самими обучающимися необходимой информации, ее сбор, систематизация и анализ. Студенты получают кейс в письменном виде по типу «произошло», «случилось». Хотя такая форма работы требует много времени, ее нужно рассматривать как особо приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения. Структура кейса содержит следующие элементы: ситуацию; контекст ситуации, вопросы и задания для работы с кейсом; приложения. Содержание кейсов разработаны на основании конкретных производственных ситуаций по данным предприятий Мариинска и Мариинского района, на которых студенты проходят практику. Обучающимся предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Анализ конкретных ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. «Метод инцидентов» позволяет преодолеть «классический дефект обучения», связанный с «сухостью» и неэмоциональностью изложения материала.
Проектная деятельность студентов – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата [2].
Современная экономика требует постоянного обновления материально-технической базы предприятия, только при таком условии оно будет конкурентоспособным, поэтому оценка эффективности капитальных вложений (инвестиций) является важным элементом в управлении деятельностью предприятия. Обязательным условием подготовки техника-механика является формирование профессиональных компетенций и практического опыта оценки экономической эффективности внедрения нового оборудования, которая определяется с точки зрения его производительности, возможности снижения издержек производства, сроков окупаемости. Занятие – проект по данной теме актуально не только с точки зрения профессиональной деятельности, которая будет осуществляться в будущем, но и является значимой в учебной деятельности студента, так как знания, умения и навыки по этой теме являются важным условием для выполнения курсовой работы по МДК03.01, экономической части дипломного проекта и его защиты. Разработка проекта обучающимися связана с миссией государственного профессионального образовательного учреждения «Мариинский политехнический техникум» - повышение качества профессионального образования, в увязке с политикой государства в сфере среднего профессионального образования, в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития региона и территории, а также требованиями современного рынка труда.
Разработка проекта по теме «Расчет экономической эффективности внедрения нового оборудования» дает возможность определить способы решения указанной проблемы.
Метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта[3]. Использование метода проектов позволяет создавать необходимые педагогические условия, которые способствуют формированию у обучающихся профессиональных и общих компетенций. Идея проекта была предложена обучающимися, которые проходили практику в ОА «Мариинский Автодор». По результатам производственной практики были выявлены недостатки в работе зоны ТО и ремонта. Разработка проекта осуществляется обучающимися на основании выполненных расчетов и предлагаемых мероприятий, что позволяет обосновать целесообразность внедрения нового оборудования. Проведение занятия – проекта осуществляется в несколько этапов.
-Подготовительный: формирование команд, выполнение расчетов по внедрению нового оборудования, которые показывают неэффективность проекта.
-Этап «старт»: обобщает итоги подготовительного этапа, после этого каждая группа должна сформулировать цели и определить возможности их реализации.
-Этап «планирование проекта»: группы должны определить цели и способ достижения, вид продукта, последовательность выполнения, т.е. какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта. Поиск информации в Интернет. На основании мероприятий, которые предлагают группы, рассчитываются «Калькуляция себестоимости текущего ремонта» и «Показатели экономической эффективности»
Создается портфолио проекта:
проектная идея, описание проблем, постановка целей, формулирование задач;
исходная калькуляция себестоимости (рассчитанная на подготовительном этапе), калькуляция себестоимости, рассчитанная с учетом предлагаемых мероприятий;
показатели экономической эффективности проекта;
анализ полученных результатов.
-Этап «разработка презентации»: на этом этапе группы должны разработать презентацию в электронном варианте. Презентация должна оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности. Это такие показатели, как:
- реалистичность проекта - соответствие идеи, целей и задач проект реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленные источники дополнительных ресурсов);
- полнота, конкретность;
- согласованность частей проекта: соответствие анализа ситуации – описанию проблем, основным направлениям деятельности, целям и задачам проекта, существующим и необходимым финансовым ресурсам;
- реализуемость проекта - имеются ли реальные возможности его использования при разработке дипломного проекта и внедрения на предприятии.
Этап «финал» проводится в виде пресс-конференции, на которой каждая команда представляет свой проект и отвечает на вопросы участников.
Использование проекта способствует организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая направлена на решение задачи учебного проекта, интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
«Главное - делайте всё с увлечением, это страшно украшает жизнь!» Л. Ландау
Использование современных педагогических технологий позволяет осуществлять подготовку конкурентоспособного специалиста, является основой формирования не только общих компетенций, но и профессиональных.

Используемая литература:
1.Вавилова, Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / авт.-сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012.-180с.
2.Иванова, В.А. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебно-методический комплекс / В.А. Иванова, Т.В.Левина – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет" – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/, свободный. - Загл. с экрана.
3.Исследовательская и проектная деятельность [Электронный ресурс]: статья о научно-исследовательской деятельности – Режим доступа: http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2, свободный. - Загл. с экрана.