Конспект урока по окружающему миру Прошлое и настоящее глазами эколога.


Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема урока: прошлое и настоящее глазами эколога.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления изученного.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к природе, убеждения о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды;
Задачи урока: обучающие; развивающие; воспитательные; дать понятие об экологических проблемах; познакомить со способами охраны окружающей среды.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Технология: уровневой дифференциации.
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет): презентация Microsoft PowerPoint.Ход урока.
(Приветствие, проверка готовности к уроку).
Вводная часть.
Самая прекрасная, родная,Разноцветная, веселая, живая,Ты для нас, как мать, одна на свете,Мы твои заботливые дети.Но порой, под нашими рукамиКрасота твоя бесследно исчезает.Задыхаются от грязи океаны,Звери, птицы, травы погибают.Где б мы не жили на планете,За твою судьбу мы все в ответе.Мы твои помощники, друзья.Мы, Земля, с тобой одна семья.
(Сообщение темы и целей урока).
Тема нашего урока "Прошлое и настоящее глазами эколога". (слайд 1)
-Ребята, давайте вспомним, что такое экология?(слайд 2)
Экология - это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой.
Мы часто слышим слово «экология» потому, что экология учит нас, как надо беречь свою планету.
Сегодня на уроке мы выступим в роли ученых - экологов. Будем делать выводы, высказывать научные соображения. Познакомимся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
Чтобы беречь красоту нашей природы, мы должны соблюдать экологические и нравственные правила.
II. Основная часть.
1)  Создание ситуации интереса.
Ребята, посмотрите на эти слайды и послушайте мой рассказ..
Раньше жизнь людей зависела от капризов природы. Наши предки приклонялись перед силой природы. Они остро чувствовали свою зависимость от неё. (слайд 3-5)
Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома.
И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её.
Более того, человек решил покорить природу.
Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха, и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных.
Оказалось, что люди по – прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой.
Погубив её, они погибнут сами.
2) Постановка проблемы.
Так кем же должен быть человек – сыном природы, или её покорителем? (ученица говорит своё предположение)
Нельзя быть покорителями, если мы сами - часть огромного и прекрасного мира Природы.
-Так давайте представим себя Экологами, и попытаемся с тобой исследовать некоторые экологические проблемы и найти пути их решения, чтобы защитить нашу Землю.
- На повестке нашего урока три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить. (слайд 6)
- Мы должны будем указать причины экологической проблемы. (Почему так произошло?)
- Способы его решения. (Что мы будем делать, чтобы такого не было?)
3) Первая проблема - "Как защитить океан от загрязнения?" (слайд 7)
Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов          различных промышленных предприятий,
     Сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор.
     От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки.  Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьёзная опасность.
      В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные  «суда – губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы « Красная книга Международного союза охраны природы» и « Красная книга СССР».
Вывод:
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКЕАНА.
Причины: нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы. (слайд 8-9)
Решение: Эффективные химические препараты, ограничение отлова рыб, очистительные сооружения на предприятиях. (слайд 10-11)
4)Вторая проблема - "Как спасти тропические леса?" (слайд 12)
Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть своё определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению её плодородия, вымиранию растений и животных.
Вывод:
ВЫРУБКА ЛЕСОВ.
Причины: Вырубка ради древесины, выжигание, выкорчевывание деревьев для увеличения угодий (слайд 13-14)
Решение: Высаживать на месте вырубленных лесов саженцы, ужесточить наказание за вырубку леса.(слайд 15)
ФИЗМИНУТКА.
5)  Переходим к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?" (слайд 16)
В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти.
Причины: выброс ненужного мусора,
пустые бутылки, пищевые отходы.    
Решение: Сортировка мусора, переработка мусора, вторичное использование некоторых предметов. (слайд 17)
Физминутка. (слайд 18)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой умылась,
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась-
Над водою закружилась.
(пусть повторяет действиями – потянулась, улыбнулась, как будто умывается, кружится, нагнулась, присела, полетела)
Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое международное сотрудничество. Государства заключают соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
(Слайд 19)
Созданы различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации является изображение панды – одного из самых редких животных мира.
Также широко известна международная экологическая организация – Гринпис. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных.
Ежегодно человечество отмчает международные экологические дни. Их цель – помочь людям осознать, как важно охранять природу. Некоторые из них приведены в таблице учебника на стр. 46 (пусть откроет и посмотрит Даша, а также зачитает название праздников.).
Экологический календарь: (у неё этот календарь в учебнике будет)
22 марта - Всемирный день воды
1 апреля - Международный день птиц
18-22 апреля - Дни заповедников и национальных парков
22 апреля - День Земли
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
4октября - Международный день защиты животных
29декабря - Международный день биологического разнообразия
III. Подведение итогов урока.
Так может ли заболеть наша планета?
А может ли один человек её вылечить?
( Может заболеть, один человек не вылечит.)
Творческое задание: вопрос: Каким бы вы хотели видеть окружающий мир? (слайд 20)
Домашнее задание (слайд 21)
Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.47.
Выполни задание № 2 стр.47.
В заключение слайд 22.