Тепловой эффект химических реакций. Эндо- и экзо-термические реакции. Решение задач.

38 (5) Предмет химия класс 8 (а,б,в), дата 25.01.17

Тема урока: Тепловой эффект химических реакций. Эндо- иэкзо-термические реакции. Решение задач.
Цели урока: Дать учащимся понятия « поглощение теплоты», « выделение теплоты», « энергия», « эндо – и экзотермические реакции», « тепловой эффект химической реакции».
Обучающая: Научить учащихся решать задачи по термохимическим уравнениям реакций.; 
Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией; 
Воспитывающая: продолжать воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе, бережное отношение к природе (атмосфере).

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: лекция, самостоятельная работа.

Методы : словесный, проблема, практический, объяснително-иллюстрационный,
Оборудование урока: учебные таблицы.


Ход урока:

Организационный момент:
приветствие, перекличка, рабочий настрой, мотивационный аспект начала урока.

2. Актуализация опорных знаний (Мобилизующее начало урока):
1. Рассказать о термохимических реакциях?
2.какие реакции называют эндотермическими?
3. какие реакции называют экзотермическими?
Основной этап урока (Познавательно-операционная часть урока):

Термохимические уравнения включают в себя кроме химических формул тепловой эффект реакции. Числовое значение в уравнении реакции строго соответствует количествам веществ, участников реакции, т.е.  коэффициентам. Благодаря этому соответствию, можно установить пропорциональные отношения между количеством вещества или массой и количеством теплоты в этой реакции.
 
Например:  Термохимическое уравнение разложения малахита
 
(CuOH)2 CO3   =      2CuO + H 2 O  + CO 2 - 47 кДж
 
Мы видим, что на разложение 1 моля малахита необходимо израсходовать 47 кДж, при этом образуется 2 моля оксида меди, 1 моль воды и 1 моль углекислого газа. Если мы затратим энергии в 2 раза больше, мы сумеем разложить 2 моля малахита, при этом получим 4 моля оксида меди, 2 моля воды и 2 моля углекислого газа.
Аналогично можно установить пропорциональные отношения,  используя коэффициенты и молярные массы участников реакции.  47 кДж энергии затратится на разложение 94 г малахита, при этом выделится 160 г оксида меди, 18 г воды и 44 г углекислого газа. Пропорция несложная, но,  используя массовые числа, учащиеся часто допускают расчетные ошибки, поэтому я рекомендую решать задачи с пропорциями через количество вещества.
 
Решим задачи:
 
Задача 1. Определите количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г MgO  в результате реакции горения магния, с помощью термохимического уравнения.
 
2 Mq + O2   = 2MqO + 1204  кДж
 
Дано:
m (Mg0) = 120г
Найти:
Q1 -?
Решение:
1) Определяем количества оксида магния, используя формулу для нахождения количества вещества через массу. 
 
n = m / M 
n(MqO) = 120г/ 40 г/моль = 3 моль
 
2) Составляем пропорцию с учетом коэффициентов в уравнении реакции
По уравнению   2 моля MqO -  1204 кДж
По условию       
· 3 моля MqO -  Q1

 
Отсюда
 
 
3 моль* 1204кДж
 

Q1
=
-----------------------
= 1803 кДж

 
 
2моль
 

 
Ответ: При образовании 120г  оксида магния выделится 1803 кДж энергии.
 
 
 
 
Задача 2. В результате реакции, термохимическое уравнение которой 
 
2 C2H2+ 5O2   = 4CO2 +2H2O + 2610  кДж
 
выделилось 652,5 кДж теплоты. Определите массу сгоревшего ацетилена.
 
 
Дано:
Q1 = 652,5 кДж
Найти:
m(C2H2)-?
Решение:
 
1) Установим пропорциональные отношения между количеством вещества ацетилена и количеством теплоты.
По уравнению   2 моль C2H2_----------  2610 кДж
По условию        х моль        ----------  652,5 кДж
 
Решаем пропорцию
 
 
 
2 моль* 652,5кДж
 

х
=
-----------------------
= 0,5 моль

 
 
2610 кДж
 

 
 
2) Определяем массу ацетилена по  формуле  m= n * M
m = 0,5 моль * 26 г/моль = 13 г.
 

Ответ: масса сгоревшего ацетилена 13 г.
 
 
Задача 3.  В результате горения 48 г метана выделилось 2406 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
 
Дано:
m(CH4)= 48г
Q1 = 2406 кДж
Найти:
Q -?
 
Решение:
1. Запишем уравнение реакции горения метана в общем виде
 
 CH4+ 2O2   = CO2 +2H2O + Q
 
2. Определим количество  48 г  метана
 
n = m / M 
n(CH4) = 48г/ 16 г/моль = 3 моль
 
3. Составляем пропорцию с учетом коэффициентов в уравнении реакции
 
По условию            3моля CH4    -  2406 кДж
По уравнению        1 моль CH4    -    Q
 
Решаем пропорцию
 
 
 
1 моль* 2406 кДж
 

х
=
-----------------------
= 802 кДж

 
 
3 моля
 

 
 
Ответ:  термохимическое уравнение реакции горения метана
 
 CH4+ 2O2   = CO2 +2H2O + 802 кДж
 

 
Задача 4. Какой объем кислорода (при н.у.) выделится в результате реакции, термохимическое уравнение которой
 
2KClO3 = 2KCl + 3O2 – 91 кДж,
 
если на разложение бертолетовой  соли было  затрачено 182 кДж теплоты.
 
Дано:
Q1 = 91 кДж
 
Найти:
V (O2)-?
Решение:
 
1)Установим пропорциональные отношения между количеством вещества кислорода и количеством теплоты.
 
По уравнению   3 моль O2    ----------  91 кДж
По условию        х моль        ----------  182 кДж
 
Решаем пропорцию
 
 
 
3 моль* 182 кДж
 

х
=
-----------------------
= 6 моль

 
 
91 кДж
 

 
2) Вычислим  объем кислорода, согласно закону Авогадро
 (Vm = 22б4 л.моль)             V = n * Vm
 
V(O2) =  6 моль * 22,4 л/моль =  134,4 л
 
 

Ответ: объем выделившегося кислорода равен 134,4 л.


4.Закрепление полученных знаний, подведение выводов и записывание их в тетрадь
1.Согласно термохимическому уравнению  реакции
 
 CH4+ 2O2   = CO2 +2H2O + 802 кДж
 
определите количество теплоты, выделившейся при сжигании 24 г метана.
 
2. Тепловой эффект реакции горения серы равен 297 кДж. Какая  масса серы сгорела, если выделилось 742,5 кДж теплоты.
 
3. По термохимическому уравнению  H2+ Cl2   = 2HCl + 184,36 кДж  рассчитайте, какой объем затрачен  на образование  хлороводорода (при н.у.), если при этом выделилось 921,8 кДж теплоты.
 


5.Домашнее задание: повторение §38

6.Подведение итогов.

Учитель химии Саут А.К._______________
‰ђ Заголовок 215