Оксиды. Горение. Тепловой эффект реакции.


Открытый урок по химии на тему: Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект реакции.
Тема урока: Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Цель урока
Образовательные: сформировать знания об оксидах, реакциях горения, условиях их протекания и прекращения, знания о тепловом эффекте химической реакции, экзо - и эндотермических реакциях, термохимических уравнениях, закрепить навыки составления химических уравнений реакций горения;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету химии, коллективизм, стремление самому добывать знания. Содействовать развитию внимательности, инициативности, трудолюбия, творческих способностей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: таблица ПСХЭ ДИ Менделеева, интерактивная доска,
Ожидаемый результат:
Знать: понятия «оксиды», «реакция горения», «тепловой эффект химической реакции», « экзо и эндотермической реакции
Уметь: определять оксиды, давать название, составлять термохимические уравнения, определять тип реакции по тепловому эффекту.
Владеть терминологией, изученной во время урока.
Ход урока:
Этапы
Время-45 мин.
1.Орг.момент Здравствуйте! Присаживайтесь. Закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха! 1 мин.
Психологический настрой на работу.
2. Актуализация опорных знаний (индивидуальная работа)

Характеристика кислорода как химического элемента
Химический символ Порядковый номер Группа Период ArВалентность Проверь себя:
☺ Вычеркните неверное суждение о кислороде:
1. Кислород – элемент IV группы.
2. Кислород необходим для дыхания.
3. Кислород используют при резке и сварке металлов.
4. Кислород – это газ бледно-голубого цвета.
5. В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия.
6. Кислород выделяют растения при фотосинтезе.
7. Кислород легче воздуха. (3 мин)
Критерии
12-13 баллов –«5»
10-11 баллов –«4»
8-9 баллов – «3»
2. Деление на группы (заранее дети поделились по номерам )
3. Изучение нового материала выход на тему:
Прочитать стихотворение: (Выбор ключевых слов)
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома лёгких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получила оксид воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Выход на тему урока: «Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения»
Работа с учебником.
группа – Оксиды (страница 89)
(объяснения названия оксидов) название по международной номенклатуре
1 Моно
2 Ди3 три
4 Тетра
5 Пента
6 Гекса7 ГептаCu2O Монооксид ди меди
Тренажер (для закрепления)
группа – медленное окисление, горение (страница 94)
группа - Тепловой эффект (экзо,эндотермические реакции) (3 мин)
Защита (по 2 мин)
Характеристика процессов горения и медленного окисления
Признаки реакции Процесс
Горение Медленное окисление
Образование новых веществ Да(оксиды) Да(оксиды)
Выделение теплоты Да Да
Скорость выделения теплоты Большая Небольшая(идет медленно)
Появление света Да Нет
Вывод: реакции горения и медленного окисления – это экзотермические реакции, отличающиеся скоростью протекания этих процессов.
Опыты (Демонстрация)
Получение оксида
Экзотермическая реакция (Клип №1: Взаимодействие метана с кислородом (2)
Эндотермическая реакция ( образование оксида углерода (II) CO и водорода H2 из угля и воды)
Закрепление материала.
1 вариант (работа в парах)
№ 1 задание: составьте формулу полученных веществ с учетов валентностей химических элементов в указанных соединениях:1. KO, SO, РO, SO, CuO, MnO, СО, СО2
2. AlO, NaO, BaO, CO, Crо, CaO, ZnО, SO, HО, PO, KО, FeO, NO, NO.
№ 2 задание. Выпишите оксиды, дайте им названия и определите валентность:
CO2, SnCl2, P2O5, FeCl2, ZnO, AgNO3, MgSO4, Ba(OH)2, H2CO3, FeS, H2SiO3, KOH, H2SO4, LiOH, HJ, Al(OH)3, HgO, CuSO4, H2O, CaCO3.
H2S, Na2SiO3, SO2, CuO, HClO4, P2O3, Zn(OH)2, NaOH, Ca(NO3)2, KCl, Mg3(PO4)2, Cu(OH)2, Na2O, HBr, Cl2O7, Fe2(SO4)3, Ba(OH)2, H3BO3, HgCl2, ZnCO3.
2 вариант (работа в парах)
Закрепление материала
№ 1 задание: составьте формулу полученных веществ с учетов валентностей химических элементов в указанных соединениях:1. KO, SO, РO, SO, CuO, MnO, СО, СО2
2. AlO, NaO, BaO, CO, Crо, CaO, ZnО, SO, HО, PO, KО, FeO, NO, NO.
№ 2 задание. Выпишите оксиды, дайте им названия и определите валентность:
CO2, SnCl2, P2O5, FeCl2, ZnO, AgNO3, MgSO4, Ba(OH)2, H2CO3, FeS, H2SiO3, KOH, H2SO4, LiOH, HJ, Al(OH)3, HgO, CuSO4, H2O, CaCO3.
H2S, Na2SiO3, SO2, CuO, HClO4, P2O3, Zn(OH)2, NaOH, Ca(NO3)2, KCl, Mg3(PO4)2, Cu(OH)2, Na2O, HBr, Cl2O7, Fe2(SO4)3, Ba(OH)2, H3BO3, HgCl2, ZnCO3.
Тест по химии 8 класс (индивидуальная работа)
Тема: «Кислород»
I вариант
1. Содержание кислорода в земной коре (по массе) составляет около
1) 10%
2) 20%
3) 49%
4) 90%
2. Среди приведенных формул веществ только оксиды записаны под номером
1) H2O, Li2O, NaOH2) Li2O, LiCl, Cl2O7
3) CO2, CO, CuO4) NH3, N2, NO
3. Кислород не реагирует ни с одним веществом перечисленных пар
1) Na, S
2) Ca, CaO3) H2O, P2O5
4) C, CO
4. Кислород вступает в реакцию со всеми веществами группы
1) Cu, CuO, H2
2) Mg, Fe, CO2
3) Fe, H2S, S
4) CH4, ZnS, CO2
5. Как можно получать кислород в лаборатории?
1) разложением перекиси водорода
2) разложением перманганата калия
3) разложением воды
4) всеми перечисленными способами
5. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?
а) С(тв) + O2(г) = СO2(г) + 394 кДж
б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж
г) Н2 + I2 = 2HI + 52 кДж
д) 3Fe + O2 = Fe3O4 + 118 кДж
6. Установите соответствие между схемой реакции и её типом:
А) СH4(г) + 2 O2(г) = СO2(г) + 2 H2О(ж) + 890 кДж
Б) 2 H2О = 2 H2 + О2 – 572 кДж
1. Эндотермическая реакция
2. Экзотермическая реакции
II вариант
Содержание кислорода в воздухе (по массе) составляет около
1) 10%
2) 21%
3) 50%
4) 90%
2. Среди приведенных формул веществ только оксиды записаны под номером
1) NO, O2, N2O5
2) NO2, NH3, N2O
3) SO2, SO3, H2SO4
4) FeO, Fe2O3, MgO3. Плотность газообразного кислорода при 0 0С и 1 атм составляет
1) 1,3 г/см3
2) 3,2 г/л
3) 1,5 г/см3
4) 1,43 г/л
4. Кислород не получают в лаборатории?
1) разложением перекиси водорода
2) разложением перманганата калия
3) разложением воды
4) перегонкой воздуха
3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?
а) С(тв) + O2(г) = СO2(г) + 394 кДж
б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж
г) Н2 + I2 = 2HI + 52 кДж
д) 3Fe + O2 = Fe3O4 + 118 кДж
4. Установите соответствие между схемой реакции и её типом:
А) СH4(г) + 2 O2(г) = СO2(г) + 2 H2О(ж) + 890 кДж
Б) 2 H2О = 2 H2 + О2 – 572 кДж
1. Эндотермическая реакция
2. Экзотермическая реакцииБланки с ответами к тестам:
_____ФИО___класс__
_I_ вариант 1 2 3 4 5
1) 2) 3) Х Х Х Х 4) Х
_____ФИО___класс__
_II_ вариант 1 2 3 4 5
1) Х
2) Х 3) 4) Х Х Х Критерии оценивания:
Рефлексия
Задание 1(самоанализ)
Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое оксиды, горение, термохимические уравнения
потому что…
Задание 2 (самооценка)
Я могу составить формулу оксида (да/нет/не знаю)
Я могу дать ему название (да/нет/не знаю)
Я могу определить экзотермические и эндотермические уравнения.
Оценочный лист
№ Ф.И. Фронтальный опрос (макс 5 баллов) Кроссворд
(макс 5 баллов) Экспресс тест по теме новой
(макс 5 баллов) Закрепление 1
(макс 5 баллов) Закрепление 2
(макс 5 баллов) Индивидуальная работа
(макс 5 баллов) Активность
(макс 5 баллов) Итого:
35 баллов макс
1 2 3 4 5 6 7 8 Домашнее задание страница 89-97. Упражнение 1 (А), 2 (В), 1 (С)