Презентация по курсу Энергоэффективные школы на тему: Проблемы потребителей тепла.


Урок на тему: Проблемы потребителей тепла.14.01.14 Цели урока:познакомить учащихся с основными количественными и качественными методами изучения общественного мнения, научиться составлять вопросы разного типа для анкет;развивать умения учащихся анализировать полученную информацию, способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся;формировать ответственное отношение к потреблению тепловой энергии, понимание дисциплины использования тепловой энергии;воспитывать у учащихся ответственное отношение к проблемам потребителей тепла. Сегодня на уроке мы узнаем:Кто составляет вопросы для анкет?Кому и зачем они нужны? Как осуществляется обработка полученной информации? Каким образом может быть использована полученная информация? Домашнее заданиеДомашнее заданиеСтраница 50, упражнение 1,2,3 Вопросы отТеплинкиИли видели вы, когда на улице к людям подходят лица, которые проводят опросы по тому или другому поводу?Зачем проводят такие опросы?Можно ли было бы провести такое опрашивание для потребителей услуг теплоснабжения? С целью определения мнения потребителей относительно актуальных вопросов теплоснабжения осуществляются количественные и качественные исследования.Социальныеисследования Интервьюер – тот, кто опрашивает Респондент – тот, кого опрашиваютМетоды социологических исследованийКоличественныеКачественные

КоличественныеисследованияКоличественные исследования направленные на определение степени распространенности тех или других знаний, мыслей, оценок.Количественные методы отвечают на вопрос «сколько?» КачественныеисследованияКачественные исследования дают возможность определить, какие знания, мысли и оценки существуют в обществе относительно определенной проблемы и понять, почему у людей формируются именно такие знания, мысли и оценки.Качественные методы отвечают на вопросы «что?» и «почему?» Способы опросаНаиболее распространенными способами опросов есть:1. Почтовый опрос2. Телефонный опрос4. Фокусные группы3. Личное интервью Почтовый опрос1. Количественный метод: самостоятельное заполнение анкет (почтовый опрос){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МетодПреимуществаНедостаткиСамостоятельное заполнение анкет (анкетирование или почтовый опрос) Наиболее дешевый и быстрый метод. Стоимость проведения общенационального и городского опросов почти не отличается. Подходит для опроса наиболее чувственных тем, (анонимность). Низкий уровень возврата анкет. Большое количество вопросов без ответов или с ответом «Тяжело ответить». Невозможно использовать для изучения сложных для понимания вопросов. Личное интервью2. Количественный метод: личное интервью {F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}МетодПреимуществаНедостаткиЛичноеинтервью Меньше отказов от участия в опросе. Меньше пропущенных вопросов. Меньше ответов "Тяжело ответить«. Может использоваться при изучении сложных тем. Наиболее репрезентативная выборка. Респондента можно не только слышать, но и наблюдать. Большая стоимость.Влияние личности интервьюера на ответы респондентов. Респонденты не склонны с глазу на глаз высказывать мысли или факты, которые социально не одобряются. Необходимость тщательного контроля работы интервьюеров. Телефонныйопрос3. Количественный метод: телефонный опрос{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}МетодПреимуществаНедостаткиТелефонныйопрос Экономия денег и времени. Простота формирования выборки. Внешность интервьюера не влияет на ответе. Респонденту проще разговаривать на наболевшие темы. Простота контроля работы интервьюеров. Меньше отказов из-за того, что респондент боится незнакомца-интервьюера. Сравнительно с методом интервью большое количество отказов и прерванных опрашиваний. Перекосы выборки. Не может быть довольно продолжительным. Невозможность предоставления респондентам визуальной информации. Метод фокусных групп4. Качественный метод: метод фокусных групп{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA}МетодПреимуществаНедостаткиМетод фокусных групп Групповое взаимодействие стимулирует более глубокие ответы. Возможность проникнуть во внутренний мир личности,получить представление о ценностях, позициях, мотивах и установках людей. Простой и понятный в применении метод. Мало затратный и оперативный метод. Можно довольно быстро определить причины возникновения обсуждаемой проблемы. Необходимость подготовки ведущего (модератора). Сложность формирования групп. Необходимость проведения нескольких фокусных групп для одной категории участников. Определенная сложность анализа результатов. Работа в классеЗадание 1.Учащиеся в классе делятся на 4 группы, каждая группа в течение 5 минут обрабатывает информацию по одном из способов опроса, выделяет преимущества и недостатки этого способа. Потом все вместе заполняют таблицу и каждый из учеников переписывает ее к своей тетради. Например:{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Способы опросовПреимуществаНедостаткиПочтовоеНизкая стоимостьНизкий % возврата анкетТелефонноеОперативностьЗначительное количество прерваных интервью Личное интервьюМеньше отказов от участияБольшая стоимостьФокус-группаПолучение информации качественного характераСложность анализа АнкетаАНКЕТА - опросное письмо с перечнем вопросов, ответа на которые дают возможность провести социологическое или маркетинговое исследования, изучить общественное мнение.Анкета имеет следующую структуруВСТУПИТЕЛЬНАЯЧАСТЬОСНОВНАЯЧАСТЬПАСПОРТИЧКАКто, с какой целью проводит опрос, вмещает инструкцию относительно заполнения анкеты, обращается внимание на анонимности и выражается благодарность за участие в опросеКонтактные вопросы - цель заинтересовать респондента. должны быть простыми по формулировке, предусматривать достаточно лёгкие ответы на них.Основные вопросы содержат сущностную информацию, их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. После основных вмещают вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, место жительства, стаж роботы респондента и т.д.). Работа в классеЗадание 3.Учащиеся в группах по 2 человека обрабатывают пункт «Запитання анкети» стр. 58-59 учебного пособия, и пробую самостоятельно создать по 1 вопросу разных типов, которые могли бы быть размещены в анкете «Мнение потребителей о качестве услуг теплоснабжения».После окончания работы представители каждой группы знакомят других со своими вопросами, происходит их коллективное обсуждение.Работа с анкетой.Ученики ознакомляются с примером анкеты, которая помещена на с.66-68 пособия и после обсуждения в группе дают ответы на вопросы, размещённые на с.65 пособия.Задание 2. Вопросы отТеплинкиПочему нужно изучать мнение потребителей относительно качества коммунальных услуг? Какие существуют способы изучения общественного мнения относительно услуг теплоснабжения? Что такое анкета? Какие типы вопросов могут быть размещены в анкетах? Домашнее заданиеДомашнее заданиеОбработать материал пособия на с. 54-70; распечатать вопросы анкеты на с.66-68 пособия и опросить родителей и соседей относительно качества предоставления услуг теплоснабжения (не меньше 5 лиц).