Разработка урока по химии на тему: Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения


8 класс
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
Тип  урока: комбинированный  урок.
Тема  урока: « Тепловой  эффект  химической  реакции. Термохимические  уравнения».
Цель  урока:  дать  понятие  учащимся  о  термохимических  уравнениях,  познакомить с   решением  задач  на  нахождение  теплового  эффекта  химической  реакции.
Задачи  урока:Образовательные: сформировать  знания  учащихся  о   термохимических  уравнениях,        тепловом  эффекте  химической  реакции,  экзотермической  реакции,  эндотермической реакции; научить  решать  задачи  по  термохимическим  уравнениям;  повторить  химические  свойства  кислорода,  закрепить  навыки  составления  уравнений  химических  реакций;  закрепить  понятия:  оксид, бинарное  соединение,  реакция  горения,  совершенствовать  умения  решать  задачи  по  химической  формуле ( нахождение  массовой  доли  элемента  в  веществе ); работать  с  таблицей  Д.И. Менделеева;
Развивающие:  развивать  внимание,  память,  логическое  мышление,  наблюдательность;  продолжать  формирование  умения  делать  выводы  из  проведённых  наблюдений, сравнивать,  совершенствовать  умение  высказывать  и  обосновывать  суждение.
Воспитательные: воспитывать  интерес  к  предмету  химии,  коллективизм, чувство  здорового  соперничества.
Ход  урока
1) Организационный  момент:  сообщение  темы  урока,  целей  и  задач  урока
2) Проверка  домашней  работы:
А. Фронтальный  опрос
Вопросы: 
- Какую  тему  мы  начали  изучать  на  предыдущих  уроках? (Кислород)- Назовите  химическую  формулу  кислорода. (О2)- С  какими  веществами  взаимодействует  кислород? (С  простыми  и  сложными)- Какие  продукты  получаются  в  результате  реакций  с  кислородом? (Оксиды)- Что  такое  оксиды? Это  сложные  вещества,  состоящие  из  двух  элементов,  один из  которых  кислород)- Что  такое  бинарное  соединение? (Соединение,  состоящее  из  двух  элементов)
Б.  Индивидуальная  работа
3  ученика  выполняют  домашнее  задание  на  доске
Задача № 1. ( ученик  со  слабой  мотивацией )
Вычислите  содержание  элементов  в  оксиде  серы (VI).
Задача № 2. ( ученик  со  средней  мотивацией )
Определите,  какое  из  соединений  железа -  FeO  или   богаче  кислородом?
Задача № 3. ( ученик с  сильной  мотивацией )
Известно,  что  в  организме  человека  содержится  по  массе  65%  кислорода.  Вычислите,  сколько  кислорода  содержится  в  вашем  организме?Каждому  из  трёх  учащихся  задаются  дополнительные  теоретические  вопросы  по  определениям,  изучаемым  ранее.
В. Проверка  задания  на  доске,  выставление  оценок
Итог  домашней  работы
-  Дайте  названия  веществам,  которые  встретились  вам  в  домашней  работе ( Оксид  серы (VI), оксид  железа ( II ), оксид  железа ( III ).- Что  общего  у  этих  веществ? ( Это  сложные  вещества,  оксиды ).- Как  можно  получить  оксиды? ( Устно ).
3)   Повторение  темы « Кислород. Оксиды. Горение »
Письменное  задание  на  доске ( ученик  со  средней  мотивацией )
Составьте  уравнения реакций получения  следующих  оксидов:  оксида  углерода (IV), оксида  фосфора ( V) , оксида  кальция,  оксида  алюминия,  проставьте  валентности  элементов  в полученных  веществах.
Итог  повторения,  выставление  оценки
- Как  называются  реакции  взаимодействия  веществ  с  кислородом? ( Горение,  окисление ).- Какую  химическую  реакцию  человек  начал  использовать  с  давних  времён ( Горение ).
 ( исторический  факт  добывания  огня ).
- Для  чего  человеку  нужен  был  огонь? ( Греться,  готовить  пищу ).
А  сейчас  мы  узнаем,  что  теплота  есть  в любой  химической  реакции.Запись  в  тетради  новой  темы  урока.
4)  А.  Объяснение нового  материала ( запись  в  тетради )
Любая  химическая  реакция  протекает  или с   выделением,  или  с  поглощением  теплоты, т.е. сопровождается  тепловым  эффектом.  Тепловой  эффект  реакции  обозначается  Q . Уравнения  реакций  с  указанием  теплового  эффекта  называются  термохимическими.
Реакции,  протекающие  с  выделением  теплоты,  называются  экзотермическими.«Экзо» - наружу    например:
Реакции,  протекающие  с  поглощением  теплоты,  называются  эндотермическими.«Эндо» - внутрь     например: 
Б. Решение  задачи  на  нахождение  теплового  эффекта  реакции (объяснение  учителя ) Количество  теплоты,  выделившееся  или  поглотившееся  в  результате  реакции  можно  измерить  калориметром  или  рассчитать  при  помощи  задачи. Например:
Задача.  Какое  количество  теплоты  выделится  при  сгорании  500 г  угля,  если  тепловой  эффект  реакции  394 кДж?
В. Закрепление.  Самостоятельная  работа. ( Учащихся  по вариантам  выполняют  решение  задач  по карточкам )Вариант № 1  Вычислите  количество  теплоты,  которое  выделится  при  горении  серы  массой  32 г,  если  тепловой  эффект  реакции  310 кДж.Вариант № 2  Вычислите  количество  теплоты,  которое  выделится  при  горении  водорода  массой  100 г,  если  тепловой  эффект  реакции  484 кДж. При  выполнении  работы  осуществляется  индивидуальная  помощь  учителя.Первые  3  работы  оцениваются.Устная  проверка ( 2 ученика  комментируют  решение )
4) Итог  урока,  выставление  оценок
Что  нового  вы  узнали  сегодня  на  уроке?
5) Закрепление
Учащимся  раздаются  шаблоны, где  вместо  пропущенных  слов  они  должны  вписать  нужные  слова.
7)  Домашнее  задание ( по  учебнику ).
 
8)  Игровой  материал ( в  оставшееся  время  учащиеся  разгадывают  кроссворд  по  теме:  «Кислород».
Кроссворд  ( работа  с  классом )
Вопросы: 
1.Сложное  вещество,  состоящее  из  двух  элементов,  один  из  которых  кислород2. Вещество, при  разложении  которого  в  лаборатории  получают  кислород ( бытовое  название )  3. Реакция  кислорода  с  другими  веществами4. Химический  элемент,  образующий  газообразный  оксид5. Вещество  жёлтого  цвета,  горящее  в  кислороде  синим  пламенем6. Самый  распространённый  на  Земле  элемент7. Вещество,  увеличивающее  скорость  химической  реакции8. Вещество,  применяющееся  с  кислородом  для  сварки и  резки  металлов9.Свойство  атомов  химических  элементов  присоединять  определённое  число атомов  других  химических  элементов10. Оксид  водорода