Разработка урока по химии на тему: Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
8 класс
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
Тип урока: комбинированный урок.
Тема урока: « Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения».
Цель урока: дать понятие учащимся о термохимических уравнениях, познакомить с решением задач на нахождение теплового эффекта химической реакции.
Задачи урока:Образовательные: сформировать знания учащихся о термохимических уравнениях, тепловом эффекте химической реакции, экзотермической реакции, эндотермической реакции; научить решать задачи по термохимическим уравнениям; повторить химические свойства кислорода, закрепить навыки составления уравнений химических реакций; закрепить понятия: оксид, бинарное соединение, реакция горения, совершенствовать умения решать задачи по химической формуле ( нахождение массовой доли элемента в веществе ); работать с таблицей Д.И. Менделеева;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность; продолжать формирование умения делать выводы из проведённых наблюдений, сравнивать, совершенствовать умение высказывать и обосновывать суждение.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету химии, коллективизм, чувство здорового соперничества.
Ход урока
1) Организационный момент: сообщение темы урока, целей и задач урока
2) Проверка домашней работы:
А. Фронтальный опрос
Вопросы:
- Какую тему мы начали изучать на предыдущих уроках? (Кислород)- Назовите химическую формулу кислорода. (О2)- С какими веществами взаимодействует кислород? (С простыми и сложными)- Какие продукты получаются в результате реакций с кислородом? (Оксиды)- Что такое оксиды? Это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород)- Что такое бинарное соединение? (Соединение, состоящее из двух элементов)
Б. Индивидуальная работа
3 ученика выполняют домашнее задание на доске
Задача № 1. ( ученик со слабой мотивацией )
Вычислите содержание элементов в оксиде серы (VI).
Задача № 2. ( ученик со средней мотивацией )
Определите, какое из соединений железа - FeO или богаче кислородом?
Задача № 3. ( ученик с сильной мотивацией )
Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме?Каждому из трёх учащихся задаются дополнительные теоретические вопросы по определениям, изучаемым ранее.
В. Проверка задания на доске, выставление оценок
Итог домашней работы
- Дайте названия веществам, которые встретились вам в домашней работе ( Оксид серы (VI), оксид железа ( II ), оксид железа ( III ).- Что общего у этих веществ? ( Это сложные вещества, оксиды ).- Как можно получить оксиды? ( Устно ).
3) Повторение темы « Кислород. Оксиды. Горение »
Письменное задание на доске ( ученик со средней мотивацией )
Составьте уравнения реакций получения следующих оксидов: оксида углерода (IV), оксида фосфора ( V) , оксида кальция, оксида алюминия, проставьте валентности элементов в полученных веществах.
Итог повторения, выставление оценки
- Как называются реакции взаимодействия веществ с кислородом? ( Горение, окисление ).- Какую химическую реакцию человек начал использовать с давних времён ( Горение ).
( исторический факт добывания огня ).
- Для чего человеку нужен был огонь? ( Греться, готовить пищу ).
А сейчас мы узнаем, что теплота есть в любой химической реакции.Запись в тетради новой темы урока.
4) А. Объяснение нового материала ( запись в тетради )
Любая химическая реакция протекает или с выделением, или с поглощением теплоты, т.е. сопровождается тепловым эффектом. Тепловой эффект реакции обозначается Q . Уравнения реакций с указанием теплового эффекта называются термохимическими.
Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими.«Экзо» - наружу например:
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.«Эндо» - внутрь например:
Б. Решение задачи на нахождение теплового эффекта реакции (объяснение учителя ) Количество теплоты, выделившееся или поглотившееся в результате реакции можно измерить калориметром или рассчитать при помощи задачи. Например:
Задача. Какое количество теплоты выделится при сгорании 500 г угля, если тепловой эффект реакции 394 кДж?
В. Закрепление. Самостоятельная работа. ( Учащихся по вариантам выполняют решение задач по карточкам )Вариант № 1 Вычислите количество теплоты, которое выделится при горении серы массой 32 г, если тепловой эффект реакции 310 кДж.Вариант № 2 Вычислите количество теплоты, которое выделится при горении водорода массой 100 г, если тепловой эффект реакции 484 кДж. При выполнении работы осуществляется индивидуальная помощь учителя.Первые 3 работы оцениваются.Устная проверка ( 2 ученика комментируют решение )
4) Итог урока, выставление оценок
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
5) Закрепление
Учащимся раздаются шаблоны, где вместо пропущенных слов они должны вписать нужные слова.
7) Домашнее задание ( по учебнику ).
8) Игровой материал ( в оставшееся время учащиеся разгадывают кроссворд по теме: «Кислород».
Кроссворд ( работа с классом )
Вопросы:
1.Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород2. Вещество, при разложении которого в лаборатории получают кислород ( бытовое название ) 3. Реакция кислорода с другими веществами4. Химический элемент, образующий газообразный оксид5. Вещество жёлтого цвета, горящее в кислороде синим пламенем6. Самый распространённый на Земле элемент7. Вещество, увеличивающее скорость химической реакции8. Вещество, применяющееся с кислородом для сварки и резки металлов9.Свойство атомов химических элементов присоединять определённое число атомов других химических элементов10. Оксид водорода