Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)


Урок- размышление
(Литература, 11 класс) (3 часа)
«В поисках гармонии земного бытия» (по рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар»).
Материалы к уроку:
ксерокопии рассказа «Солнечный удар»
ксерокопии стихотворения «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»
Оборудование к уроку:
репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
произведение А. Вивальди «Времена года» («Лето»)
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Как правило, в нашем сознании надолго и прочно некоторые писатели остаются литературными парами: Пушкин – Лермонтов, Тютчев - Фет, Бунин - Куприн. Они в программном изучении стоят рядом, дышат одним воздухом, отражают одну и ту же действительность, в общем, порой даже и малоотличимы для некоторых читателей.
Более того, сравнивая произведения Бунина и Куприна, многие предпочтение отдают последнему автору: там больше движения, событий, ярких и сильных характеров, а творчество Бунина воспринимается как бледное отражение, нежизнеспособное. Иногда многие даже недоумевают: а за что Бунину Нобелевскую премию дали, когда рядом такой замечательный Куприн был?
Бунинские рассказы сложны для изучения, в них не столь важен сюжет (с развитием телевидения читатель превратился в поглотителя сюжета), как важен мир Божий и внутренний мир человека.
( на протяжении всех уроков будут поставлены вопросы, на которые не всегда есть однозначные ответы; они могут и должны оставаться открытыми, потому, что сама жизнь не готовит нам простых решений, мы находим их в отголосках бытовых ситуаций (своих и чужих), в неотчётливых и смутных репликах, в литературных произведениях, если мы научимся читать их не примитивно, улавливая лишь перипетии сюжета)
Актуализация знаний.
Чтение стихотворения И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», тихо звучит музыка А. ВивальдиИ цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленьям припав.
Вопросы и задания:
Понравилось ли стихотворение?
Сформулируйте вопросы, которые возникли при чтении, выразите согласие или несогласие с лирическим героем, Что заставляет задуматься? (Почему, например, вопреки русской традиции Бог не спрашивает, как жил, сколько грешил, а «Был ли счастлив»?)
С какими музыкальными, живописными произведениями ассоциируется это стихотворение?
Удачно ли выбрана музыка А. Вивальди или должна была звучать другая мелодия? Какая мелодия?
Работа с репродукцией картины Рембрандта:
-В чём сходство?
-лирического героя автор называет «блудным сыном»;
- схожи и позы героев: «И от сладостных слёз не успею ответить, к милосердным коленям припав». В стихотворении Бунина эта поза рисуется почти застывшей и напоминает живописное полотно.
-сопоставимы и образы тех, к чьим коленям припадает герой: и в стихотворении, и на полотне Рембрандта мы видим отеческое отношение к герою – Бог не судья, а отец. И отец милосердный, сотворивший мир и всё в нём. Всё понимающий и всё заранее простивший.
Сюжетно ли стихотворение? Что является доминантой: движение сюжета или переживание? А если переживание, то какое? (Счастья, гармонии? Попытайтесь дать определение понятия.) В чём для вас заключается счастье? Как вы понимаете гармонию? Как ответили бы на вопрос, поставленный в стихотворении?
(гармония в спокойствии, умиротворении, единение с природой)
Почему именно летний пейзаж, пронизанный солнечным светом, рисует И. Бунин как воплощение гармонии?
(солнце – символ жизни, энергии, силы).
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока учащимися.
Слово учителя:
Стихотворение было написано И Буниным, когда автору было уже 48 лет. Многое осмыслено, пережито, выстрадано… Есть у Бунина рассказ, созданный чуть позже, в 1925 году, и он тоже насыщенный солнечным светом.
- Кто догадался, о каком рассказе идёт речь? Почему так решили? Давайте проверим.
(чтение рассказа «Солнечный удар» на уроке)(5-7 минут)
-Ваши первые впечатления?
-Определите тему произведения. (рассказ о любви)
Пожалуй, не было в мировой литературе писателя, который ничего не сказал бы о любви, не попытался дать определение этому понятию.
-А что такое любовь? ( учащиеся высказывают своё мнение, читают записанные на листочках высказывания писателей, понравившееся высказывание записывают в тетради)
Любовь – игра, в которой всегда плутуют.
О. Бальзак
Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в сердце человека.
Будда
Ангелы зовут это небесной отрадой, черти адской мукой, люди – любовью.
Г. Гейне
Женщины в любви подобны смерти: они являются незваными и не приходят, когда их зовут.
Р КампоаморЛюбовь делает рабство более сладостным, чем свобода.
Неизвестный
Любовь – история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины.
Ж.-П. Рихтер
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И. Тургенев
От любви лекарств много, но верного средства – нет ни одного.
Ф Ларошфуко
При первой любви душу берут раньше тела; позже тело берут прежде души, а иногда и совсем не берут души.
В. Гюго
-Какой из афоризмов больше всего соотносится с содержанием рассказа?
-Почему, по-вашему, мнению, мы начали урок со стихотворения, а не срезу с рассказа?
(Есть некая точка отсчёта, очень важная для лирического героя стихотворения и сокрытая для героя рассказа. Можно назвать его идеалом или «гармонией земного бытия». Стихотворение является своеобразным камертоном к рассказу.)-Сформулируйте сюжет рассказа.
(Поручик знакомится с молодой женщиной на пароходе, предлагает сойти на первой станции, наутро она уезжает, а он после отъезда неожиданно понимает, что его жизнь озарила любовь, которую он утратил навсегда.)
- Какова цель нашего урока? Задачи? Что мы знаем о героях?
(Героиня не названа. Почему автор не указывает её имени? Она остаётся для поручика прекрасной незнакомкой. Кометой, внезапно осветившей его жизнь, вспыхнувшей на миг и погаснувшей… Но зато знаем, что у неё есть муж и двухлетняя дочь. Зачем автор сообщает эту деталь? (мы понимаем, что счастье её с поручиком с невозможно) Её жизнь за пределами рассказа устойчива и стабильна. Но почему тогда она изменяет мужу? И почему автор не осуждает её? Как странно звучит её ответ на просьбу поручика сойти на ближайшей станции: «Ах, делайте, что хотите»,- и её объяснение случившегося: «Мы оба получили нечто вроде солнечного удара». Любовь – это солнечный удар (ещё одно определение любви.)
- С вашей точки зрения – основа рассказа - жизненный материал? Имеет ли история лёгкой победы продолжение за рамками рассказа?
Итак, жизненный материал, взятый за основу, - довольно обычная, даже пошлая история лёгкой победы, адюльтера, курортного приключения. Как правило, такие романы не отличаются глубиной переживаний и не имеют продолжения. Героиня же по логике должна вызвать осуждение: уж слишком легко она соглашается на ночь в гостинице и так же легко уезжает. Но почему-то осуждения она не вызывает. Почему? Может потому, что мы смотрим на неё глазами поручика? Значит, основой произведения является не движение сюжета, не дорожное приключение, а нечто более сущностное, хотя и более эфемерное.
Работа в группах ( 1 группа - работает над планом содержания, 2 – над план выражения).
-Попробуйте проследить, как писатель строит рассказ, как из, казалось бы, пошлого материала вырастает прозрачная, пронизанная солнцем и в то же время трагическая история.
СТРУКТУРА
Категория состоянияКатегория формы
ТемаМатериал КомпозицияЯзык
ИдеяСюжетПриём
ТЕКСТА
Представленная схема (по В. В. Одинцову) основывается на соединении двух планов: плана содержания и плана выражения. (После выступления групп оба плана размещаются на доску).
-план содержания: в центре рассказа банальная история, в которой, с морально-нравственной точки зрения, поступки героев заслуживают осуждения. Во всяком случае, не восторга, хотя и героиню, и героя можно понять. Урок для читающего, не поощряющего подобные авантюры.
-план формы: композиция и язык произведения .Л. С. Выготский, анализируя рассказ «Лёгкое дыхание» приходит к выводу о странной закономерности в рассказах Бунина. Благодаря особенностям композиции произведения «Житейская муть», то есть бытовая, пошлая, примитивная история, переплавляется в гармоничное и стройное, лёгкое, как воплощение красоты и гармонии, дыхание. И это дыхание прозы писателя нам и предстоит почувствовать.
В центре рассказа не столько печальная любовная история, опалившая два сердца («приключение», которое вспоминают оба героя) – сколько переживание поручика, в этом движение сюжета (он не является рассказчиком, но многое видится его глазами).
Работа в парах.
Задание:
Найдите в тексте отвлеченное авторское повествование и несобственно-прямую речь, характеризующую мироощущение героя. (Портрет героини, детали окружающей обстановки отмечены пристальным и иногда боковым зрением героя)
Позиция автора – позиция всеведения и наблюдателя, она часто совпадает с видением автора.
Составьте план композиционных элементов, определяющих переживание героев.
ОНА
«У меня голова кружится?..»
«Ах, да делайте, как хотите».
«Накалённый за день солнцем номер». «Никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой»
«Мы оба получили что-то вроде солнечного удара»
«И уже уехала»
ОН
«И блаженно и страшно замерло сердце»
«Накалённый за день солнцем номер». «Никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой»
«Мы оба получили что-то вроде солнечного удара»
«И уже уехала»
(После отъезда героини мы обнаруживаем смещение акцентов на переживания поручика, причём остроту переживаний Бунин передаёт с помощью малосущественной детали.)

БЕЗ НЕЁ
«Легко согласился», «легко и беззаботно возвратился»
«Боль, ужас, отчаяние»
«В самом деле какой-то солнечный удар»
«НИКОГДА»
«Нужно было спасаться», «…Базар…собор».
(Евангельская антиутопия базара и храма не разрешается никак: не помогает, не спасает и обращение к Богу: «Пели уже громко, весело и решительно, с сознанием исполненного долга».) Тонкое психологически обоснованное объяснение: душа поручика мечется, но исхода нет, нет исхода и в фальшивой телеграмме: «Отныне ты моя жизнь навеки, до гроба ваша, в вашей власти». Пока поручик ощутил потерю, но не выстрадал её. Затем начинается бесцельное и пустое блуждание по городу, раскалённому «жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем». И одновременно выплавляется из души героя всё наносное, пустое, бессмысленное, чем жил до этой встречи (без неё, бесцельное блуждание).
Взгляд автора обращён к второстепенным деталям:
-создаётся ощущение, что герой углублен в себя, но дышит, живёт, действует как бы по инерции;
«соседствуют» с отвлечёнными понятиями
-наблюдается параллельное движение – изображению бытовой детали сопутствует внутреннее переживание героя. Чем обыденная деталь, тем пронзительнее горе поручика, осознание невозвратимости потери.
Отвлечённые понятия:
- «безмерное счастье, великая радость»;
- «сердце разрывалось на части»

«соседствуют»Ботвинья, рюмка водки, малосольные огурцы


Мотив смерти

Параллельно с бунинским пониманием любви сопровождается тема смерти «умер бы завтра», «необходимее жизни».
На фоне портрета показано неизмеримое страдание («Сердце поражено…страшным ударом, слишком большой любовью, слишком большим счастьем»)
Вывод:
Таким образом, рассказ Бунина напоминает музыкальное произведение: главная тема постоянно перебивается второстепенными, без которых невозможно и понимание главной темы, и произведения в целом.
- Почему портрет героя Бунин помещает почти в самом конце рассказа? Почему этот портрет мы видим в зеркальном отражении?
(это психологический портрет, рисующий не черты, а состояние поручика: «обычное офицерское лицо», имеющее «возбуждённое, сумасшедшее выражение», в нём было что-то юное и глубоко несчастное»).
Вопросы и задания (фронтальный опрос):
Каково пространство и время рассказа? Обратите внимание на образ реки и города. Проследите, в какие моменты повествования время как будто сжимается, в какие неимоверно растягивается? С чем это связано?
Произведение пронизано солнцем. Определите, с каким знаком и когда Бунин упоминает о солнце. Какую роль отдельных деталей и в каких случаях они имеют символическое значение? В рассказе есть антитеза, бинарные образы. Определите их функцию.
Рассказ начинается с «головокружения» (слова о нём в начале произведения произносит героиня) и заканчивается им («головокружение от зыбкости под ногами» ощущает поручик, вступив на палубу парохода). Какую роль играет в рассказе этот образ?
Какой урок извлечёте вы из этого произведения? Вы осуждаете? Вы поступили бы так же? Возможно ли такое счастье в понимании Бунина? Может быть, герой наказан за своё легкомысленное отношение к любви? Наказан безмерным счастьем, мгновенным, но питающим всю его жизнь, не давая ей обесцениться?
В русской литературе чаще изображается измена, чем верность. Героиня, осознанно отказавшаяся от любви и выбравшая верность, уважение и доброе имя, в русской литературе, пожалуй, одна. Неслучайно поступок Татьяны Лариной иногда оценивают как подвиг, хотя ничего особенного здесь нет – элементарная порядочность. Вопрос спорный. Женщин же, мучающихся от раскаяния после измены, невероятно много, начиная с Анны Карениной и Катерины и заканчивая героинями А. П. Чехова («Попрыгунья», «Дама с собачкой»). Возможно, речь идёт о «страждущих», но героиня Бунина вряд ли страдает, этого мы не видим. Скорее всего, в этом явлении сказывается призыв «не судить», ведь осуждение ближнего чуть ли не наша национальная черта? Может это урок-предупреждение? Вслушайтесь в себя, не пропустите своего счастья? И есть ли оно вообще счастье? Быть может, счастье лишь миг, «солнечный удар», а потом всю свою жизнь мучительное сожаление об утрате?
Рефлексия.
Сопоставьте теперь первое своё впечатление о произведении и те выводы, к которым вы пришли сейчас. Напишите эссе, в котором будут сопоставлены первые впечатления от произведения и окончательные представления о нём.
Домашнее задание:
Подберите материал по теме «Жизненный и творческий путь И. Бунина».
Напишите эссе о рассказе «Солнечный удар» с учётом первоначальных зарисовок.
Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», 2 рассказа из цикла «Тёмные аллеи»