Методические рекомендации на тему Формы и методы контроля образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС


Контроль за достижением образовательных результатов

Планируемые результаты освоения ООП ООО











Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира
Метапредметныеосвоенные универсальныеучебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Личностные результаты освоения ООП ООО
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции,
правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
Метапредметные результаты освоения ООП ООО
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

Общеучебные
Логические
Действия постановки и решения проблем
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Управление поведением партнера
Умение выражать свои мысли

Предметные результаты освоения ООП ООО
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
Диагностика результатов освоения ООП ООО
Точное определение результатов педагогического процесса - диагностика
Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса
Диагностика включает:
контроль,
проверку,
оценивание,
накопление статистических данных, их анализ,
прогнозирование,
выявление динамики, тенденций педагогического процесса
Контроль в обучении это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков (формированием компетенций)
Контроль обеспечивает получение информации о результате учебной деятельности обучаемых
В ходе контроля обучающий (учитель):
устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний,
получает сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого,
понимает, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях
Учащемуся контроль:
дает возможность получить информацию о своей учебной деятельности,
помогает понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них,
помогает быть дисциплинированным, развивать волевые качества
Требования к контролю:
индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью);
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение научающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);
единство требований со стороны учителя
Виды контроля
предварительный контроль,
текущий контроль,
периодический контроль,
тематический контроль,
итоговый контроль,
отсроченный контроль
Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся
Приоритет письменной формы оценки знаний над устной
Суммирование результатов контроля
Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении
Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства
Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы
Использование аутентичного оценивания
Тенденции изменений в системе оценки результатов обучения
Уделяется МЕНЬШЕ внимания
Уделяется БОЛЬШЕ внимания

Оценке того, что легко измерить
Оценке того, что более значимо

Оценке отдельных знаний и умений, организованных по содержательно-деятельностной матрице
Оценке системы знаний и умений, представляющих основу предметной области

Оценке знаний, рутинных умений и алгоритмов деятельности
Оценке понимания, объяснения, установления причинно-следственных связей

Оценке того, что учащиеся не знают
Оценка того, что знают учащиеся

Оценке только образовательных достижений
Оценке образовательных достижений и возможностей освоения планируемых результатов

Итоговому контролю, проводимому учителями
Привлечению учащихся к оценке своих результатов и результатов своих одноклассников

Использованию системы оценки как простого подсчета баллов (правильно выполненных заданий), на основе которых выставляются отметки
Включение оценки как интегральной составляющей образовательного процесса

Использованию только тестов на бумаге
Использованию различных методов и форм оценки

Современные средства оценивания результатов обучения
1.Мониторинг
Коммуникационные, информационные, тестовые технологии

2. Рейтинговая система оценивания
Коммуникационные, информационные технологии

3. Педагогические тесты
Информационные, тестовые технологии

4. Портфолио учащихся
Аутентичные технологии

Основные принципы обновления системы контроля и оценки достижений школьников
Открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур оценки для всех участников образовательного процесса – учеников, родителей, педагогов, специалистов, общественности
Создание системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования
Переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях
Введение, дополнительно к традиционным, новых форм, видов, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности школьников






























13PAGE 15


13PAGE 14115



Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные

Метапредметные
(УУД)

Личностные

Результаты
освоения ООП




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 915