Программа логопедической коррекции для обучающихся с ОВЗ (2 класс)


Муниципальное образовательное учреждение «Дубковская средняя школа»
СОГЛАСОВАНО
Протокол метод. объединения
№__________от______________
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______________ ______________
Приказ №________от____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Логопедической коррекции для
2 «А» класса на 2015-2016 учебный год

Составила:
Кротова О.В.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе «Программы коррекционной работы со школьниками со смешанными специфическими расстройствами психологического характера» П.Д. Лебедевой.
Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника.
В настоящее время у некоторых детей отмечается замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами, называемое смешанным специфическим расстройством психологического характера Одним из главных клинических признаков смешанных специфических расстройств психологического характера по М. Ш. Вроно является запаздывание развития основных психофизических функций: моторики, речи, социального поведения. Так же отмечается системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.
Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
5. развивать связную речь.
Формы работы:
1. Обследование:
фронтальное;
индивидуальное.
2.Диагностика, ИКТ тестирование.
3. Коррекционные занятия:
индивидуальные занятия по постановке звуков;
групповые занятия по темам, указанным в программе.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);
тестирование;
ИКТ диагностика.
Направления работы:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
Развитие связной речи.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
овладеть навыками построения связного высказывания.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной логопедической работы решает ряд специфических задач:
устранение дефектов звукопроизношения;
формирование фонематических процессов;
уточнение и расширение лексического запаса;
формирование грамматического строя речи;
формирование полноценной связной речи.
Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
активизация речевой деятельности учащихся;
развитие коммуникативных навыков;
формирование просодической стороны речи;
активизация внимания, памяти, мышления;
развитие мелкой пальцевой моторики;
развитие языковой интуиции;
индивидуализация коррекционного обучения.
Структура программы. Программа имеет определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы; этапы, в свою очередь, разбиты на периоды.
I этап программы «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» подразделяется на два периода:
1 период. Формирование фонематических процессов.
2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.
II этап программы «Развитие лексико-грамматической стороны речи» также подразделяется на два периода (для удобства нумерация периодов продолжается далее):
3 период. Формирование грамматического строя речи.
4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.
III этап программы «Развитие связной речи» включает в себя заключительный период:
5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.
Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И наоборот, во время прохождения программного материала II и III этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.
Работа по периодам внутри этапа протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).
Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.
Сроки реализации программного материала. Данная программа по коррекции СНР рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 34 занятия (1час)
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения рекомендаций логопеда и т.д.
Область применения программы При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность. Поэтому данная программа подойдёт для коррекции следующих нарушений:
общего недоразвития речи (ОНР). Сроки коррекции 1-2 учебных года;
фонетического недоразвития (ФН). Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии;
для коррекции фонематического недоразвития речи (ФНР), дислексии на фоне ФНР. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год;
фонетико-фонематичсекого недоразвития речи (ФФНР), дислексии на фоне ФФНР. Сроки коррекции: 0,5-1 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией, сроки могут продлиться до 2 лет.
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
К концу первого этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:
строение артикуляционного аппарата;
акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
о значении правильного дыхания;
основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.Обучающиеся должны уметь:
четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
называть отличия гласных и согласных звуков;
правильно обозначать звуки буквами;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
определять место ударения в слове;
К концу второго этапа коррекционной работы обучающиеся должны знать:
значения многих лексических единиц;
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
составлять предложения, пользуясь различными частями речи;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
пересказывать текст;
составлять текст на определенную тему;
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные СНР
№ п/пДата Тема занятия Примечания
Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов
(4 часа)
1 Синонимы.
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). 2 Антонимы.
Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. 3 Омонимы.
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. 4 Многозначные слова.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение. Тема II: Состав слова
II.1 Словообразование
Родственные слова. Корень
5 Родственные слова. Корень слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. 6 Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. 7 Родственные слова и слова с омонимичными корнями. 8 Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». 9 Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. 10 Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. Приставка
11 Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок. 12 Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. 13 Приставки, сходные по буквенному составу. 14 Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. 15 Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. Суффикс
16 Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. 17 Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. 18 Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. II.2 Словоизменение. Согласование слов
19 Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. 20 Тренировочные упражнения в выделении окончаний. 21 Морфологический состав слова. Закрепление материала. 22 Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. 23 Употребление имен существительных разного рода. 24 Употребление имен существительных в косвенных падежах. 25 Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. 26 Согласование прилагательных и существительных в падеже. 27 Согласование глагола и существительного в числе. 28 Согласование глагола и существительного в роде. 29 Согласование глагола и существительного во времени. Тема III: Предлоги
30 Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. 31 Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. 32 Предлоги у, около, к, от, по. 33 Предлоги на, над, под, с (со), из-под. Тема VI: Итоговая проверочная работа
34 Итоговый диктант.