Рабочая программа по логопедической коррекции


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Икейская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных классов
_______ /И. В. Дунцова/
Протокол заседания МО
№ ____
от «____»__________2015г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ / Е.В.Буякова/
Протокол заседания МС
№ ____
от «____»________2015г. «Утверждаю»
Директор МОУ «Икейская СОШ»
_______ /М.М.Леонченко/
Приказ №____
от «____»_______2015г.
Рабочая программа
по логопедической коррекции
Разработала: Евсеенко Юлия Анатольевна, учитель-логопед
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по логопедической коррекции составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2009 г. №373; с изменениями (приказ Минобрнауки РФ №1241 от 20.11.2010 г));
Федерального закона №237 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012;
Образовательной программы начального общего образования МОУ «Икейская СОШ»;
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 4.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя / О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В основе создания этой
Рабочая программа логопедической коррекции предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися, обучающихся по УМК «Школа России». Рабочая программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.
Цель: создание системы сопровождения учащихся с речевым недоразвитием в освоении основной образовательной программы начального общего образования через профилактику и коррекцию нарушений устной и письменной речи.
Задачи:
- обеспечения своевременного выявления учащихся с трудностями обучения родному языку, обусловленными речевым недоразвитием;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории школьников в соответствии с индивидуальными особенностями каждого учащегося, структурой речевого нарушения и степенью его выраженности;
- разработка и реализация коррекционно-развивающих логопедических программ, организация индивидуальных и групповых занятий с учащимися с нарушениями речи;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) школьников, учителям, воспитателям.
Особенности организации учебного процесса
Формами организации учебно-коррекционного процесса с учащимися являются групповые и индивидуальные занятия. Основной формой являются групповые занятия. Периодичностью групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Занятия с учащимися, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР, проводятся не менее 3 раза в неделю. Индивидуальные занятия с учащимися, имеющие фонетический дефект, не менее 1-2 раза в неделю, с ОНР 3 раза в неделю.
Рабочая программа предполагает выбор учителем-логопедом методов, которые зависят от конкретных обстоятельств и условий организации процесса логопедической работы:
словесные, наглядные, практические методы, отражающие внешние формы деятельности учителя-логопеда и учащихся; метод дидактической игры;
репродуктивные методы в сочетании с элементами проблемных и частично поисковых методов управления самостоятельной работой учащихся;
методы контроля и самоконтроля.
Содержание разделов и тем учебного курса
Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми – дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого ребенка. От этого зависят методы и продолжительность обучения.
Рабочей программой предусматривается коррекция письменной речи по определенному плану, который учитывает механизм речевых нарушений и их соответствует какой-либо форме дисграфии: артикуляторно-акустической; дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания; дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматической дисграфии; оптической дисграфии.
В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии решаются также частные задачи: формирование фонематического восприятия; формирование навыков фонематического анализа и синтеза; формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; формирование навыков слогового и языкового анализа и синтез; формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях; развитие пространственно-временной ориентации; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие связной речи; развитие процессов чтения и письма.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению обучающимися правил грамматики. Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи). Дети наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих, правописание –ЧК-, -ЧН-, употребление Ь. Дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.
Слушание с нагрузкой, применение синхронных и асинхронных движений рук и ног в физкультминутках, работа с глазодвигательными мышцами и другие методы нейропсихологической коррекции существенно повышают эффективность логопедической работы.
Коррекционно-логопедическое воздействие носит комплексный и в тоже время дифференцированный характер. Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
Программа рассчитана на 90 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Тематическое планирование коррекционной работы
с обучающимися со смешанной дисграфией№
п/п Раздел. Тема Кол-во
часов
Звуко-буквенный и звуковой состав слова
Звуки гласные и согласные. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
1. Речь. Органы речи. 1
2. Звуко-буквенный состав слова. 1
3. Звуки гласные и согласные. Слоговой состав слова. 1
4. Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И. 8
5. Звуки согласные твердые – мягкие парные(2-й способ смягчения: буква Ь). Буква Ь 5
6. Звуки согласные звонкие и глухие парные. Буквы сходные по написанию. 14
Морфемный состав слова
1. Окончание. Основа. Корень. 6
2. Суффикс. 11
3. Приставка. 8
4. Проверяемый безударный гласный в корне слова. 8
Слово (грамматическое значение).
Словосочетание. Предложение. Текст 1. Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение.
Имя существительное. 10
2. Имя прилагательное. 5
3. Глагол. 4
4. Предложение. Текст 7
Итого 90
Система контроля и оценки планируемых результатов
промежуточный мониторинг состояния письменной речи детей, посещающих занятия, с целью выявления специфических ошибок и дальнейшей корректировки коррекционной работы;
итоговый мониторинг речевых процессов детей, занимающихся в течение года на логопункте, с целью отслеживания результативности коррекционной работы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся программа предполагает безоценочную систему проведения знаний.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля Начало учебного года I
полугодие Год Итого
Проведение диагностик речи и письма 1 1
промежуточная 1 3
Уровень сформированности умений и навыков
К концу коррекционного обучения учащиеся должны знать:
- слоговой анализ и синтез слова;
- мягкость согласных;
- морфологический состав слова (приставка, корень, суффикс);
- главные и второстепенные члены предложения;
- предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
- артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;
- части речи;
- как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
- главные и второстепенные члены предложения;
- сложное предложение и его состав, виды связи в сложном предложении.
К концу коррекционного обучения учащиеся должны уметь:
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков;
- различать понятия словоизменение и словообразование;
- распознавать части речи и их основные признаки;
- изменять слова по числам, родам и падежам;
- определять род, число, падеж сущ-х и прлаг-х;
- производить разбор слова по составу;
- устанавливать связи между частями сложного предложения;
- составлять и анализировать сложное предложение.
Перечень учебно-методического обеспечения
Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.
Ишимова, О. А. Логопедическая работа в школе. [Текст] / О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук. –М.: Просвещение, 2012;
Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методический материалы: пособие для учителя / О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. – М.: Просвещение, 2014;
Мазанова, Е. В. Школьный логопед: документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей – логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
Мазанова, Е. В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда[Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Мазанова, Е. В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
Мазанова, Е. В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших шк – ов: Кн. Для учителя [Текст ] / И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1983.
Календарно-тематическое планирование для учащихся
со смешанной дисграфией№
п/п Тема занятия
Кол-во
часов Дата проведения
по
плану по факту
Звуко-буквенный и звуковой состав слова
Звуки гласные и согласные. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
1. Речь. Органы речи. 1 16.09 2. Звуко-буквенный состав слова. 1 17.09 3. Звуки гласные и согласные. Слоговой состав слова. 1 4. Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И. Буквы А-Я в слогах и словах. 1 5. Дифференциация гласных А-Я в словосочетаниях, предложениях и в тексте. 1 6. Дифференциация гласных У-Ю в слогах и словах. 1 7. Дифференциация гласных У-Ю в словосочетаниях, предложениях и в тексте. 1 8. Дифференциация гласных О-Ё в слогах и словах. 1 9. Дифференциация гласных О-Ё в словосочетаниях, предложениях и в тексте. 1 10. Дифференциация гласных Ы-И в слогах и словах. 1 11. Дифференциация гласных Ы-И в словосочетаниях, предложениях и в тексте. 1 12. Проверочная работа по теме «Звуки гласные и согласные. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда» 1 Звуки согласные твердые – мягкие парные
(2-й способ смягчения: буква Ь)
13. Вводная тема. Звуки согласные твердые – мягкие (2-й способ). Письмо под диктовку. 1 14. Буква Ь (функция смягчения) 1 15. Буква Ь (функция разделения) 1 16. Буква Ь (различение функций) 1 17. Проверочная работа по теме «Звуки согласные твердые – мягкие парные (2-й способ смягчения: буква Ь) 1 Звуки согласные звонкие и глухие парные.
Буквы сходные по написанию
18. Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (парные). Письмо под диктовку. 1 19. Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П 1 20. Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т1 21. Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф 1 22. Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К 1 23. Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С 1 24. Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш 1 25. Дифференциация Б-Д1 26. Дифференциация Б-В 1 27. Дифференциация П-Т1 28. Дифференциация Л-М1 29. Дифференциация Х-Ж1 30. Дифференциация Ц-Щ 1 31. Проверочная работа по теме «Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы сходные по написанию» 1 Морфемный состав слова
Окончание. Основа. Корень
32. Вводная тема. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфкмный состав. Письмо под диктовку 1 33. Окончание и основа 1 34. Корень. Однокоренные слова 1 35. Корень. Корневая омонимия 1 36. Корень. Сложные слова 1 37. Проверочная работа по теме «Морфемный состав слова. Окончание. Основа. Корень» 1 Суффикс
Суффиксальный способ образования имен существительных
38. Правописание суффиксов –оньк- (-еньк-), -очк-
(-ечк-)1 39. Правописание суффксов–ушк- (-юшк-), -ышк- (ишк-) 1 40. Правописание суффиксов –иц- (-ец-), -ищ- 1 41. Правописание суффиксов –чик- (-щик-) 1 Суффиксальный способ образования имен прилагательных
42. Правописание суффиксов –ан-, (-ян-, -ин-), -н- 1 43. Правописание суфиксов–онн- (-енн-) 1 44. Правописание суффиксов –лив- (-чив-), -ист-, -ив-(-ев-) 1 45. Правописание суффиксов –оньк-(-еньк-), -оват-(-ева) 1 Суффиксальный способ образования глаголов
46. Правописание суффиксов –ыва- (-ива-,-ова-(-ева-) 1 47. Правописание суффиксов –а-, -я-, -и-, -е- 1 48. Проверочная работа по теме «морфемный состав слова.Суффикс» 1 Приставка
49. Правописание приставок, не изменяющих на письме 1 50. Образование слов при помощи приставок 1 51. Образование слов при помощи приставок 1 52. Приставка. Предлог. Способы различения 1 53. Дифференциация предлогов и приставок 1 54. Дифференциация предлогов и приставок 1 55. Дифференциация предлогов и приставок 1 56. Проверочная работа по теме «Морфемный состав слова. Приставка» 1 Проверяемый безударный гласный в корне слова57. Вводная тема. Проверяемый безударный гласный в корне слова. Гласный в корне слова: ударный-безударный. Письмо под диктовку 1 58. Безударный гласный А в корне слова. Способы проверки 1 59. Безударный гласный О в корне слова. Способы проверки 1 60. Безударный гласный И в корне слова. Способы проверки 1 61. Безударный гласный, обозначаемый буквой Е, в корне слова. Способы проверки 1 62. Безударный гласный, обозначаемый буквой Я, в корне слова. Способы проверки 1 63. Безударный гласный в корне сложных слов. Способы проверки 1 64. Проверочная работа по теме «Проверяемый безударный гласный в корне слова» 1 Слово (грамматическое значение)
Словосочетание. Предложение. Текст
Слово (грамматическое значение). Словосочетание. Предложение.
Имя существительное
65. Имя существительное. Употребление существительных в форме именительного падежа множественного числа. 1 66. Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода. 1 67. Предложение. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. 1 68. Предложение. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей. 1 69. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей. 1 70. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа. 1 71. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога. 1 72. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа. 1 73. Практическое употребление существительных в косвенных падежах. 1 74. Проверочная работа по теме «Имя существительное» 1 Имя прилагательное
75. Имя прилагательное. 1 76. Согласование прилагательных с существительными в числе. 1 77. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. 1 78. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 1 79. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» 1 Глагол
80. Глагол. 1 81. Словоизменение. Настоящее время глагола. 1 82. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. 1 83. Проверочная работа по теме «Глагол» 1 Предложение.Текст
84. Предложение (простое распространённое). Порядок слов 1 85. Предложение (простое распространённое). Деформированное 1 86. Предложение (простое распространённое). Определение границ 1 87. Тексты (типы: повествование, описание, рассуждение) 1 88. Текст. Деформированный 1 89. Проверочная работа по теме «Предложение. Текст». Изложение текста по вопросам учителя. 1 90. Итоговый диктант. 1 Итого 90