Рабочая программа по внеурочной деятельности Волейбол для учащихся 5-7 классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
имени генерал- фельдмаршала М.С.Воронцова
города Ейска Муниципального образования Ейский район
Согласовано: Утверждено:
Руководитель МО учителей решением педагогического
физической культуры г. Ейск совета МБОУ СОШ №3 им. генерал-
МО Ейский район фельдмаршала М.С.Воронцова
__________________________ г.Ейска МО Ейский район
__________________________ протокол №1 от ______2016г.
__________ Мозговая Е.Х.

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(раздел: Спортивные игры «Волейбол»)
5-9 класс




Составитель:
Беззубова Елена Владимировна
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ №3
им. генерал- фельдмаршала
М.С.Воронцова г. Ейска

Пояснительная записка
Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Волейбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений, наиболее увлекательный, массовый вид спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою и ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательных систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,  увеличивают силу и эластичность мышц.  Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.  Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт.
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
«О недопустимости перегрузок обучающихся в школе» (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Данная программа составлена на основе:
1) Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 кл. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях; кандидат педагогических наук А.А.Зданевич. г. Москва «Просвещение» 2012 г.
2) Программ для секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. Авторы: Фенин.К.И; Данилов.В.А. г.Москва «Физкультура и спорт» 2010 г. Нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована  к конкретным условиям функционирования группы.

Цель данной авторизованной программы:
углубленное изучение спортивной игры волейбол;
комплексное овладение учащимися знаниями, умениями и практическими навыками в изучении «пляжного» и «классического» волейбола;
содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Достижение цели авторизованной программы обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний и умений в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развития психических процессов и свойств личности
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому
Комбинированные занятия Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка
Целостно-игровые занятия Построены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил
Контрольные занятия Приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5–9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.

Содержание программы
Материал программы даётся в трёх разделах:
1. Раздел «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
2. Раздел «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
3. Раздел «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приёмам игры.
Методы и формы обучения
5 класс
Теория:
История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Техническая подготовка:
Освоение техникой стоек и передвижений: Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперёд. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперёд. Двойной шаг вперёд. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приёма и передачи мяча сверху двумя руками; передача мяча подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнёра; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку; с собственного подбрасывания; подброшенного партнёром-с места и после приземления. Приём и передача мяча снизу, приём и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Приём мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах, тройках.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача, подача с расстояния 3-6 м, через сетку, подача с расстояния 9 м., нижняя боковая подача.
Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2,3 шагов разбега, удар кистью по мячу).
Тактическая подготовка:
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия: взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, 2 . Взаимодействия игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия:
Приём нижней подачи и первая передача в зону 3.
Тактика защиты: Выбор места при приёме подачи. Расположение игроков при приёме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка:
Упражнения для развития физических способностей: скоростных; силовых; выносливости; координационных; скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с гимнастической скакалкой, резиновыми мячами, набивными мячами из различных исходных положений. Различные выпрыгивания вверх, упражнения в положении сидя, лёжа.
Легкоатлетические упражнения: бег с ускорением до 30 м. Прыжки с места в длину, вверх, с разбега в длину и высоту. Метание малого мяча в цель, на дальность.
Подвижные игры: «День и ночь», «Салки без мяча», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», игры с элементами техники волейбола. Комбинированные эстафеты.
6 класс
Теория:
Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов.
Техническая подготовка:
Подача мяча: нижняя прямая подача на точность, нижняя боковая подача на точность.
Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3 шага) по мячу подвешенному на амортизаторах, через сетку по мячу наброшенному партнёром, нападающий удар из зоны 4 и передачи партнёра из зоны 3.
Перемещения и стойки: стартовая стойка в сочетании с перемещениями. Ходьба и бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; перемещения приставными шагами, скачок назад, вправо, влево.
Действия с мячом: приём мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5, и первая передача в зоны 3,2.
Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,2, стоя на подставке.
Тактика нападения: Чередование способов подач на точность, выбор способа отбивания мяча и подачи мяча.
Тактическая подготовка:
Действия в нападении: Взаимодействие игроков передней линии, приём нижних подач и первая передача в зону 3.
Действия в защите: Выбор места при приёме подач, при страховке партнёра принимающего мяч, выбор способа приёма мяча, взаимодействие игроков при приёме от подачи передачи.
Общефизическая подготовка:
Гимнастические упражнения: Упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног. Упражнения с набивными мячами гантелями, скакалками, упражнения на снарядах, прыжки в длину и высоту.
Легкоатлетические упражнения: бег с ускорением до 60 м, повторный бег 3х10,3х20м, бег с низкого старта, бег в чередовании с ходьбой до 2 км, кросс до 1000м. Передвижения приставными шагами по принципу челночного бега (с набивным мячом). Многоскоки, выпрыгивания из приседа, полуприседа вверх, вперёд, прыжки на одной и обеих ногах. Броски набивного мяча из различных исходных положений.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Мяч среднему», «Перестрелка», «Охотники и утки», «Борьба за мяч» и др., игры с элементами техники волейбола, комбинированные эстафеты.

7 класс
Теория:
Расстановка и переход игроков. Перемена подачи. Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней линии. Выход мяча за линию. Проигрыш очка и подачи. Счёт и результат игры. Правила и положение соревнований. Способы проведения соревнований: круговой, с выбиванием, смешанный. Подготовка мест соревнований.
Техническая подготовка:
Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами.
Действия с мячом: передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара; передача мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; верхняя прямая подача.
Нападающие удары : Нападающий удар из зон 4,3,2
Техника защиты: Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами игры в защите. Приём мяча снизу двумя руками. Нижняя передача на точность, приём мяча с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 4,3,2. Одиночное блокирование прямого нападающего удара.
Тактическая подготовка:
Выбор места для приёма нижней и верхней подач, выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения верхней прямой подачи. Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой. Приём мяча от подач и первая передача в зону 3.Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего удара. Расположение игроков при приёме мяча. Система игры расположение игроков при приёме мяча от противника « углом вперёд».
Общефизическая подготовка:
Гимнастические упражнения: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, ног и таза, упражнения с набивными мячами (приседания, выпады, прыжки. подскоки), с сопротивлением, с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, в парах.
Легкоатлетические упражнения: бег с ускорением до 40 м, 60м, повторный бег 3х10-20 м, 3х30-40 м., эстафетный бег с этапами до 40 лет, бег с препятствиями, бег в чередовании с ходьбой, кросс до 3-4 км. Многоскоки, броски набивного мяча из различных исходных положений.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Мяч среднему», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Вызов номеров». эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с преодолением препятствий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
и смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
« Учебник по физической культуре 10-11 класс». Лях. В.И., Зданевич.А.А «Просвещение» г. Москва 2007г.
«Волейбол». Клещёв.Ю.И. «Физкультура и спорт» г.Москва 2005г.
«Пляжный волейбол». Костюков.В.В. «Физкультура и спорт» г.Москва 2007г.
«Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов». Матвеев.Л.Н. . «Физкультура и спорт» г.Москва 2004г.
«Пляжный волейбол». С.Хёмберг; А.Папагеоргиу. «Терра Спорт» г.Москва 2004г.
«Упражнения для волейболистов» А.П. Якушев; А.В.Ивойлов. «Физкультура и спорт» г.Москва 2003г.
«Тактическая подготовка волейболистов». Ю.Фураев. . «Физкультура и спорт» г.Москва 2005г.
«Волейбол. Методическое пособие обучению игре». Ю.Д.Железняк; В.А.Кунянский; А.В.Чачин. . «Терра Спорт» г.Москва 2005 г.
«Волейбол» А.Б. Донченко. г.Москва 2005 г.