Рабочая программа спортивной секции Баскетбол

Пояснительная записка

Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по баскетболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой баскетбол, придерживаться принципов гармоничности, прикладности, оздоровительной направленности. Данная программа направлена на привитие учащимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
Актуальность
В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Развивает двигательную активность, улучшает сердечно-сосудистую и дыхательную систему, укрепление иммунной системы организма.
Цели и задачи
Каждое занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Обучение школьников игре в баскетбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. Целью обучения игре в баскетбол является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника.
Достижение цели физического воспитания и, в частности, баскетбол, обеспечивается решением основных задач, направленных на:
1) закаливание детей;
2) содействие гармоничному развитию личности;
3) содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся;
4) привитие навыков здорового образа жизни;
5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
6) обучение двигательным навыкам и умениям;
7) приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в т.ч. баскетбола;
8) развитие двигательных умений и навыков;
9) умения выполнять технические приемы баскетбола в соответствии с возрастом;
10) играть в баскетбол, применяя изученные тактические приемы.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
1) укрепление здоровья;
2) развитие коммуникативных компетенций.
Возраст детей - 11-16 лет
В подростковом возрасте в основном завершается формирование всех функциональных систем. На этот возраст приходится период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности.
Сроки реализации программы – один год.
Форма обучения - групповая.
Режим занятий –1час в неделю.
Методы обучения – групповой, соревновательный.
Ожидаемые результаты: Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в баскетбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1) об особенностях зарождения, истории баскетбола;
2) о физических качествах и правилах их тестирования;
3) основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
4) основы судейства игры баскетбол.
Учащиеся должны уметь:
1) выполнять по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2) владеть технико-тактическими приемами баскетбола;
3) уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
4) организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и другое.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
1) школьные соревнования в 5-10-х классах;
2) участие в муниципальных соревнованиях.
Содержание программы, 70 часов:
Тестирование.6 часов
Общая и специальная физическая подготовка14 часов
Особенности использования средств общей и специальной физической подготовки в различных возрастных группах (объем, интенсивности и т.д.). В зависимости от периода подготовки (подготовительного, соревновательного, переходного). Особенности применения средств скоростно-силовой подготовки.
Техника и тактика игры. 36часов
- техника передвижений, остановок, поворотов и стоек, ведение мяча, защиты, перемещений.
- тактика игры, тактика особого нападения, позиционные нападения без изменения позиций игроков.
Контрольные игры. 8 часа
Анализ проведенной игры. Положение команды в календаре. Состав команды и установка на игру всей команде, а также отдельным игрокам в предстоящих встречах.
Подвижные игры на развитие ловкости и координации. 6 часов

Учебно-тематическое планирование

Содержание материала

Количество часов

1
Техника безопасности. Бег. ОРУ* совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек
2

2
Тестирование. ОРУ техника нападений. Игра.
2

3
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника нападений
2

4
ОРУ техника нападений, игра
2

5
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника нападений, игра
2

6
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника защиты, игра.
2

7
Бег. ОРУ специальные упражнения, передача мяча, техника защиты, игра.
2

8
Бег. ОРУ техника защиты, игра.
2

9
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника передвижений, остановок, поворотов, игра на внимание.
2

10
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника передвижений, техника передвижений, поворотов, остановок, игра.
2

11
Бег. ОРУ специальные упражнения, эстафеты, игра.
2

12
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника ведения мяча, игра.
2

13
Бег. ОРУ техника передачи мяча мячу. Игра
2

14
Бег. ОРУ удары по мячу в ворота, игра.
2

15
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника защитных действий ( действия против игрока без мяча с мячом выбивание, отбор, перехват), игра.
2

16
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника защитных действий ( действия против игрока без мяча с мячом выбивание, отбор, перехват), игра.
2

17
Бег. ОРУ специальные упражнения, техника броска мяча и остановок мяча, игра.
2

18
Техника безопасности. Бег. ОРУ специальные упражнения, техника ведения мяча, (варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника), игра.
2

19
Бег. ОРУ специальные упражнения, тактические действия: (индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападение и защиты), игра.
2

20
ОРУ контрольная игра.
2

21
Бег. ОРУ специальные упражнения, тактические действия; индивидуальные в защите. Командные действия в нападении.
2

22
ОРУ контрольная игра.
2

23
Бег. ОРУ специальные упражнения, развитие координационных способностей. Игра.
2

24
Бег. ОРУ специальные упражнения, комплексное развитие психомоторных способностей, игра.
2

25
Бег. ОРУ специальные упражнения, комплексное развитие психомоторных способностей, игра.
2

26
Бег. ОРУ специальные упражнения, овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей, игры.
2

27
Бег. ОРУ контрольная игра.
2

28
Бег. ОРУ закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей.
2

29
Бег. ОРУ освоение тактики игры, игра «33»
2

30
Бег. ОРУ контрольная игра.
2

31
Бег. ОРУ специальные упражнения, освоение тактики игры, игра на внимание.
2

32
Бег. ОРУ игра по упрощенным правилам.
2

33
Бег. ОРУ игра по правилам.
2

34
Бег. ОРУ игра по правилам.
2

35
Бег. ОРУ контрольная игра.
2

Итого
70

Примечание:
*ОРУ - общеразвивающие упражнения





































Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
Нормативные требования
для учащихся учебно-тренировочных групп

Контрольное упражнение
Возраст
Оценка



«3»
«4»
«5»



м
д
м
д
м
д

Общая подготовленность

Бег 30 м., с.
12
5.8
6.3
5.4
6.0
5.0
5.5


13
5.7
6.2
5.4
5.9
4.9
5.4


14
5.6
6.1
5.2
5.8
4.7
5.3


15
5.5
6.0
5.0
5.7
4.6
5.2


16
5.4
5.9
4.9
5.6
4.5
5.1


17
5.0
5.7
4.6
·
5.4
4.4
5.0

Челночный бег 30 м. (3 х10 м)
12
10.2
10.6
9.8
10.2
9.3
9.6


13
10.0
10.4
9.6
10.0
9.1
9.4


14
9.8
10.2
9.4
9.8
8.9
9.2


15
9.4
9.8
9.0
9.6
8.5
8.9


16
9.0
9.4
8.6
9.5
8.1
8.8


17
8.7
9.1
8.3
9.3
7.8
8.7

Тест Купера, м.
12
-
-
-
-
-
-


13
1800
1500
1900
1600
2000
1700


14
2300
1800
2400
1900
2500
2000


15
2350
1900
2450
2000
2550
2100


16
2450
2000
2550
2100
2650
2200


17
2600
2150
2700
2250
2800
2350

Прыжок в длину с места, см.
12
175
170
185
175
190
180


13
185
175
195
180
200
185


14
200
180
210
185
215
190


15
210
185
220
190
225
195


16
215
195
225
200
230
205


17
220
200
230
205
235
210

Бег 300 м, с



12
54.0
56.0
52.0
54.0
50.0
52.0


13
52.0
54.0
50.0
52.5
48.0
50.2


14
49.0
52.0
47.0
50.0
45.0
48.3


15
47.0
50.0
45.0
48.0
43.5
46.8


16
46.0
49.0
44.0
47.0
42.0
45.1


17
45.0
48.0
43.0
46.0
41.0
44.0

Специальная подготовленность

Броски мяча в цель, кол-во попаданий.
12
2
1
3
2
4
3


13
3
2
4
3
5
4


14
4
3
5
4
6
5


15
5
4
6
5
7
6


16
6
5
7
6
8
7


17
7
6
8
7
9
8


Контрольное упражнение
Возраст
Оценка



«3»
«4»
«5»



м
д
м
д
м
д

Бег 30 м., с ведением мяча, с.
12
5.9
6.2
5.7
6.0
5.5
5.8


13
5.8
6.1
5.6
5.9
5.4
5.7


14
5.7
6.0
5.5
5.8
5.3
5.6


15
5.6
5.9
5.4
5.7
5.2
5.5


16
5.5
5.8
5.3
5.6
5.1
5.4


17
5.4
5.7
5.2
5.5
5.0
5.3

Бег 5х30 м., с ведением мяча, с.
12
-
-
-
-
-
-


13
34.0
37.0
32.0
35.0
30.0
33.0


14
32.0
36.0
30.0
34.0
28.0
32.0


15
31.0
34.0
29.0
32.0
27.0
30.0


16
30.0
33.0
28.0
31.0
26.5
29.0


17
29.0
32.0
27.0
30.0
26.0
28.0

Броски мяча в цель, кол-во, кол-во попаданий
12


2
1
3
2


13
2
1
3
2
4
3


14
3
2
4
3
5
4


15
4
3
5
4
6
5


16
5
4
6
5
7
6


17
6
5
7
6
8
7

Ведение, обводка стоек и бросок в кольцо
12




+
+


13




+
+


14




+
+


15




+
+


16




+
+


17




+
+



Примечание: Знак «+» означает, что норматив выполнен при улучшении показателей.




Содержание и методика дополнительной образовательной программы

Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению испытуемого.
Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.
Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требованиями, как и предыдущее.
Челночный бег 104 м (рис. 1). Линией старта служит линия ворот. От ее середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой отметки, касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад. Далее он совершает рывок до 10-метровой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метровой отметке, возвращается к месту старта.
.
Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.
Отжимание в упоре лежа. Измерение проводится по общепринятой методике.
Бег 300 м. Проводится на стадионе. Результат испытуемого фиксируется по общепринятым правилам.
Тест Купера. Проводится бег на стадионе в течение 12 мин.
Фиксируется дистанция, которую испытуемый сможет преодолеть за это время.

Специальная подготовленность
Жонглирование мячом. Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой, двумя мячами. Удары, выполненные одной рукой дважды, засчитываются за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат.
Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает позицию за линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша. Ведение осуществляется любым способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет линию финиша. Учитывается время выполнения упражнения. Даются две попытки. Засчитывается лучший результат.
Бег 5x30 м с ведением мяча. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Финишировав, испытуемый каждый раз возвращается на старт. На это ему дается 25 с. Все старты выполняются с места. Сумма результатов пяти попыток определяет окончательный результат испытуемого.
Ведение мяча по «восьмерке» (рис. 2). На поле стойками обозначается квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стойки А. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема. Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается лучшая.


Рис. 2. Ведение мяча по «восьмерке»


Г













Ведение мяча по границе штрафной площади (рис. 3). Испытуемый с мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку, испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в обратном направлении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции.

Рис. 3. Ведение по границе зоны трех очковых бросков



Бросок мяча в цель. Испытуемый выполняет два упражнения. Первое упражнение: бросок одной рукой снизу Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч низом в ворота Д шириной 2 м, сооруженные из стоек в середине игрового поля. Для испытуемых 14 и 15 лет. Бросок выполняется из пределов зоны трёхочковых бросков, трех шагов разбега, не пересекая ее границы. Испытуемый выполняет 6 бросков. Учитывается сумма точных попаданий.
Второе упражнение: бросок одной рукой из-за плеча (или сбоку). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч верхом в круги А и Б диаметром 2,5 м. Испытуемые 14 и 15 лет посылают мяч в круги В и Г. Каждый испытуемый выполняет 4 броска в один круг и 4 броска - в другой. Во всех случаях при броске мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий.







Ведение, обводка стоек и удар в ворота
Вбрасывание мяча на дальность. Испытуемый осуществляет вбрасывание одной рукой из-за плеча (или сбоку) по коридору шириной 3 м. Сделав в штрафной площади разбег в 3-4 шага, он направляет мяч верхом так, чтобы он приземлился в пределах коридора. Переступать границу штрафной площади запрещается. Испытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат.

Самоконтроль в подготовке
Самоконтроль играет в подготовке юных баскетболистов важную роль. Для самоконтроля предлогается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных баскетболистов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с тренером и врачом.






























Литература:
1.Комплексная программа физического воспитания. Изд Просвещение 2008г.
2.М.Г. Каменцер «Спортшкола в школе» М. Физкультура и спорт 1985г.
3.Г.А.Васильков « От игры к спорту» М. Физкультура и спорт. 1990г.









13PAGE 15


13PAGE 141015





обратно 1 1 туда



15