Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»


Дополнительная образовательная программа
физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»
в МОУ «СОШ №2» г. Ухты для учащихся 8-11 классов.
Пояснительная записка
Представленная программа является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» в МОУ «СОШ №2» г. Ухты для учащихся 5-11 классов.
При составлении программы для учащихся 8-11 классов опирались на «Комплексную программу физического воспитания» для учащихся 1-11 классов 2009 года. Авторы: В.И.Лях и А.А.Зданевич. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. В программу включены: «Школа мяча» (овладение основами техники спортивных игр), национально-региональный компонент «Туризм и спортивное ориентирование» и «Лыжные гонки» (Указ Главы Республики № 301 от 13.07.2001 г.) Концепции образования этно-культурной направленности в республике Коми (http://minobr.rkomi.ru/left/dok/info_mat/).
Целью обучения является, повышение уровня физической подготовленности, самосовершенствование, формирование культуры движений, укрепление здоровья.
Задачи, которые должны быть решены введением занятий по баскетболу:- устранение мышечной скованности;- снятие физической и умственной усталости;- гиподинамия;- удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;- формирование установок здорового образа жизни;- ведение закаливающих процедур;- укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;- комфортная адаптация первоклассников в школе- воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде
-совершенствование техники и тактики двигательных действий игры в баскетбол
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45минут.
При составлении данной программы учитывались следующие принципы и особенности нашей школы:
принцип вариативности, который позволил подобрать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью школы (спортзал, стадион, парк с лыжными трассами городской лыжный стадион пос. УРМЗ), регионально-климатическими условиями Республики Коми.
ориентация на общеприкладную и спортивно-рекреационную подготовку учащихся 5-11 классов, соблюдая принцип объёмности и многообразия знаний, средств и форм физкультурной деятельности.
принцип достаточности осуществляется в следующих разделах программы:
1. Общая физическая подготовка.
2. Теоретическая подготовка
3. Основы техники упражнений с мячом.
4. Специальная физическая подготовка.
5. Основы тактических действий.
6.Участие в спортивных соревнованиях по баскетболу внутришкольной и городской спартакиады школьников.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий:
в настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Тем неменее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
В возрасте 14-18 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Отличительной особенностью элементов школы является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия, и отдельно не рассматриваются.
В рамках содержания второго раздела занимающейся получают теоретические знания о истории возникновения баскетбола. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий баскетболом и инвентарем, спортивной одежде и обуви. Знакомятся с оборудованием площадки для игры в баскетбол. В ходе бесед и лекции занимающейся знакомятся с основными правилами игры. Изучая таблицы и наглядные пособия учащийся получают представления о судействе игры, жестов судей. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой, таблицами.
При изучении разделов программы 1, 3-6 применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия.
Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся при изучении раздела программы 3. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации.
Учебное содержание каждого раздела программы излагается в соответствии с принципом «от общего к частному и от частного к конкретному», обеспечивая перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения.
Порядок проведения занятий может быть изменен из-за погодных условий.

Тематическое планирование, «Баскетбол», 1 год обучения.
Тема Количество часов
Теоретическая подготовка В процессе занятий
Общая физическая подготовка 5
Основы техники упражнений с мячом 10
Специальная физическая подготовка. 5
Основы тактических действий. 8
Участие в спортивных соревнованиях по баскетболу 6
Тематическое планирование, «Баскетбол», 2 год обучения.
Тема Количество часов
Теоретическая подготовка 1
Общая физическая подготовка 5
Основы техники упражнений с мячом 9
Специальная физическая подготовка. 5
Основы тактических действий. 8
Участие в спортивных соревнованиях по баскетболу 6
Содержание учебного материала, 1 год обучения, «Баскетбол».
Значение развития гибкости для профилактики травм(теория).
Жонглирование баскетбольными мячами, эстафеты
Бег до 2000м в равномерном темпе
Бег с ускорениями из различных исходных положений
Приседания с отягощениями
Теоретические основы техники выполнения и разновидности передач в баскетболе(теория)
Двумя руками от груди стоя на месте и с шагом вперед.
Двумя руками от груди в движении.
Теоретические основы техники выполнения и разновидности ведения мяча в баскетболе(теория)
Ведение мяча на месте и в движении шагом.
Ведение мяча с изменением направления и скорости.
Теоретические основы техники выполнения и разновидности бросковв баскетболе (теория)
Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
Основная стойка баскетболиста
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком с разной скоростью.
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком в одном и в разных направлениях.
Жонглирование малыми мячами
Жонглирование баскетбольным мячом
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
Взаимодействие двух и трех нападающих
Взаимодействие двух нападающих, заслоны
Взаимодействие трех нападающих
Нападение по принципу выхода на свободное место
Нападение с использованием ранее изученных групповых взаимод-вий
Нападение с использованием изученных груп. вз-действий (теория)
Участие в играх на первенство школы по баскетболу среди классов
Участие в соревнованиях по ОФП и СФП (зачёты)
Участие в играх на первенство города Ухты среди школ
Содержание учебного материала, 2 год обучения, «Баскетбол».
Упражнения для развития гибкости в парах
Подвижные игры для развития ловкости с мячами и без мячей
Бег по пересечённой местности
Челночный бег
Подскоки и прыжки
Организация и проведение соревнований по баскетболу (теория). .
Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой с шагом вперед.
Передача одной рукой с шагом вперед ,после ведения мяча.
Ведение мяча правой и левой рукой поочередно в движении.
Переводом мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Ведение мяча с переводом в движении
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
В прыжке одной рукой с места.
Штрафной бросок.
Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Значение умения правильно держать мяч в зависимости от расположения соперника(теория)
Жонглирование баскетбольным мячом
Жонглирование двумя баскетбольными мячами
Перехват мяча.
Борьба за мяч после отскока от щита.
Противодействие заслонам
Создание ситуации оправданного риска при попытке перехватить мяч
Постановка заслонов и противодействие им
Разновидности личной системы защиты в баскетболе
Позиционная система защиты, зонная защита
Учебная игра
Участие в играх на первенство школы по баскетболу среди классов
Участие в соревнованиях по ОФП и СФП(зачёты)
Участие в играх на первенство города Ухты среди школ
Контрольные нормативы по итогам 1 года обучения.
Развитие двигательных способностей. Контрольные нормативы.
1год обучения
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)
возраст пол Оценка высоты прыжка
средний Выше среднего высокий
11-12 лет Д
М 24-28
25-30 29-33
31-35 34 и выше
36 и выше
13-15 лет Д
М 25-30
28-33 31-35
34-38 36 и выше
39 и выше
16-17 лет Д
М 25-31
31-36 32-37
37-41 38 и выше
42 и выше
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
класс девочки мальчики
высокий Выше среднего средний высокий Выше среднего средний
11-12 лет 3,8 и менее 3,9-4,0 4,1 3,7 и менее 3,8-4,0 4,0-4,3
13-15 лет 3,7 и менее 3,8-4,1 4,2-4,4 3,5 и менее 3,6-3,8 3,9-4,1
16-17 лет 3,5 и менее 3,6-4,0 4,1-4,3 3,3 и менее 3,4-3,7 3,8-4,1
Контрольные нормативы. Техническая подготовка баскетболистов.
Передачи и броски мяча.
№ п/п Контрольные упражнения возраст
11-12 лет 13-15 лет 16-17 лет
1. Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз) 20 22 23
2. 5 штрафных бросков (попаданий) 2 2 3
3. 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий) 5 6 7
Контрольные нормативы по итогам 2 года обучения
Развитие двигательных способностей. Контрольные нормативы.
2 год обучения
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)
возраст пол Оценка высоты прыжка
средний Выше среднего высокий
12-13 лет Д
М 25-30
28-33 31-35
34-38 36 и выше
39 и выше
14-15 лет Д
М 25-31
31-36 32-37
37-41 38 и выше
42 и выше
16-18 лет Д
М 31-36
41-43 37-41
43-45 42 и выше
48 и выше
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
класс девочки мальчики
высокий Выше среднего средний высокий Выше среднего средний
12-13 лет 3,7 и менее 3,8-4,1 4,2-4,4 3,5 и менее 3,6-3,8 3,9-4,1
14-15 лет 3,5 и менее 3,6-4,0 4,1-4,3 3,3 и менее 3,4-3,7 3,8-4,1
16-18 лет 3,3 и менее 3,4-3,6 4,0-4,1 3,1 и менее 3,3-3,5 3,6-4,0
Контрольные нормативы. Техническая подготовка баскетболистов.
Передачи и броски мяча.
№ п/п Контрольные упражнения возраст
12-13 лет 14-15 лет 16-18 лет
1. Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз) 22 23 25
2. 5 штрафных бросков (попаданий) 2 3 4
3. 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий) 6 7 8