Программа спортивной секции Волейбол


МБОУ СОШ №20 с. Линёво-Озеро
Программа секции по волейболу
Составил учитель Михайлов В ВОсобенности программы
Программа составлена из расчёта 204 ч. в неделю.
Программа создана на основе курса обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные игры, особенно волейбол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.Урок физической культуры является основной и ведущей формой физического воспитания в школе. Главными требованиями к его проведению являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в избранном виде спорта (в данном случае – в волейболе), достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), раздельное обучение юношей и девушек, воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся.Предусматривается систематическая контрольная проверка уровня физической подготовленности школьников – как специальной, так и общей – с применением методики тестирования. Тестирование осуществляется в начале учебного года в форме вступительного и в конце года – в форме выпускного экзамена по физической подготовке.
Задачи программы
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
1) укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;2) развитие двигательных способностей (кондиционных и координационных);3) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;4) приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;5) воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;6) воспитание нравственных и волевых качеств.
Разделы программы
Материал программы состоит из четырех разделов: «Основы знаний», «Общая физическая подготовка (ОФП), «Специальная подготовка», «Показатели физической подготовленности».
В раздел «Основы знаний» включен обширный материал об организме человека и его возможностях, о саморегуляции психических процессов, о гигиене, а также об особенностях различных видов спорта. Для соединения физического, психического и духовного начал человека в программу введены элементы йоги (асаны и хатха-йоги). Эти упражнения выполняются как во вводной, так и в заключительной частях урока.
Раздел «Общая физическая подготовка» соответствует аналогичному разделу программы физического воспитания учащихся и включает упражнения из различных видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, футбола, баскетбола, а также упражнения со скакалками и др.
Программа тестов включает следующие виды испытаний:
1) бег на 30 м;2) челночный бег 3?10 м;3) прыжок в длину с места;4) наклон вперед из положения стоя;5) 6-минутный бег;6) подтягивание на высокой перекладине (мальчики), сгибание – разгибание рук в упоре лежа (девочки).
Специальная подготовка
.
8-й класс
Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, вперед, после перемещения, сверху двумя руками за голову. Прием мяча с подачи в зонах 1, 6, 5 с доигрыванием в зону 3. Нападающий удар со второй передачи в зонах 2, 4, 3. Доигрывание мяча над сеткой. Одиночное и двойное блокирование. Индивидуальные, групповые и командные действия. Взаимодействие игроков линии защиты и нападения. Учебная игра, эстафеты и подвижные игры.
9-й класс
Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии. Одиночный и двойной блоки. Подстраховка нападающего и блокирующего. Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча. Прием мяча с подачи и нападающего удара. Взаимодействие линий нападения и защиты. Учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом, сетка закрыта тканью). Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола.
10–11-е классы
Совершенствование разученных технико-тактических приемов в упражнениях игрового характера. Групповые и командные тактические действия, взаимодействие игроков на площадке. Индивидуальные тактические действия: при подачах, передачах, нападающих ударах и приеме мяча с подачи. Функции игроков на площадке. Групповые и командные действия в нападении и защите. Системы игры «углом вперед», «углом назад», с выходом разводящего игрока из зоны 1. Учебные и контрольные игры, участие в соревнованиях различного ранга.
Методические рекомендации при обучении техническим приемам
Последовательность обучения стойкам и перемещениям
1. Выполнение стоек на месте.
2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках. Пробегание отрезков 15–20 м с ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или спиной вперед; приставными шагами; с прыжками. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8–15 м с изменением направления («елочка», челночный бег 9–3–6–3–9 м).
3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием стойки.
4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.
5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.
Последовательность обучения передачам мяча сверху
1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.
2. То же, но с мячом.
3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.
4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами.
5. То же, но с расстояния 5–6 м.
6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить внимание на остановку перед выполнением приема.
7. То же, но после перемещения влево и вправо.
8. Передача мяча с изменением траектории полета.
9. Передачи мяча на точность.
10. Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.
Последовательность обучения передачам мяча снизу
Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.
1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.
2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние – 4–5 м.
3. Прием мяча снизу после отскока от пола.
4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание, чтобы он попадал на предплечья, а не на кисти.
5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.
Последовательность обучения подачам
Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.
1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа (выполняется на три счета: 1 – замах; 2 – подбрасывание; 3 – удар по мячу).
2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения – научить правильно подбрасывать мяч.
3. Подача мяча в парах поперек площадки.
4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).
5. Подача мяча из-за лицевой линии.
6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.
7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.
Последовательность обучения нападающим ударам
В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое ударное движение по мячу на месте, затем – в прыжке и только потом – в прыжке после разбега.
1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.
2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага, который должен быть самым длинным и заканчиваться «стопорящим» движением стоп (ступни параллельны).
3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.
4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении (тумбочке, стуле и т.п.).
5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.
6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.
7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние – до 0,5 м от сетки).
8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению передач.
9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы разворачиваются в сторону движения мяча.
10. То же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо.
Методические условия:
Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование
учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
программа спортивной секции «волейбол»;
годовой план - график прохождения материала;
поурочные планы;
журнал учёта работы, посещаемости.
Занятия по волей болу должны носить учебно-тренировочную направленность.
В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора- общественника.
С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.
Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
Вся воспитательная работа в кружке волей бола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы школы.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г).
3. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт», 1978г.
4. Хапко В.Е., Белоус В.И. «Волейбол», Киев, «Радянська школа», 1988г.
5. Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», Киев, «Радянська школа», 1987г.
6. Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е, испр., доп., М.,
«Физкультура и спорт», 1982г.
Ожидаемые результаты работы:
- учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);
- учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;
- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;
- умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях,
таблицу учёта результатов;
- участвуют в спартакиаде школы по волейболу;
- комплектование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников
по волейболу,
- выполнение начальных спортивных разрядов,
Тематический план занятий
№ п/п Наименование темы
количество часов
всего теоретичес-кие занятия практичес-кие занятия
1 2 3 4 5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Физическая культура и спорт в России.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма
Основы методики обучения в волейболе
Правила соревнований, их организация и проведение
Общая и специальная физическая подготовка
Основы техники и тактики игры
Контрольные игры и соревнования
Контрольные испытания
Экскурсии, походы, посещения соревнований 1
1
1
1
1
2
19
142
20
6
10 1
1
1
1
1
2
1
1
1
-
- -
-
-
-
-
-
18
141
19
6
10
Итого: 204 10 206
Программа
Теоретические занятия – 10 (часов)
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Практические занятия –
194(часов)
Общая физическая подготовка.
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для туловища и шеи.
-Упражнения для мышц ног и таза.
Акробатические упражнения.
Легкоатлетические упражнения.
- Бег.
- Прыжки.
- Метания.
Спортивные игры.
Подвижные игры:
Ходьба на лыжах и катание на коньках.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
Подвижные игры:
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: -
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
Действия с мячом. Приём мяча:
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п Содержание требований (вид испытаний) девочки мальчики
1 2 3 4
1.
2.
3.
4.
5.
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:
сидя (м)
в прыжке с места (м) 5,0
11,9
150
35
5,0
7,5 4,9
11,2
170
45
6,0
9,5
Техническая подготовленность
№ п/п Содержание требований (вид испытаний) Количественный показатель
1 2 3
1.
2.
3.
4.
5. Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4
Подача верхняя прямая в пределы площади
Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3
Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах 4
3
3
8
3
План - график
прохождения учебного материала по волейболу

п/п Содержание материала Номер и дата занятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Теория:
1. Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. х х х х х х х 2. Техника безопасности на занятиях
секции волейбола х х х х х х х х х х х х х х х х х
Практика
2. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. х х х х х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.
3. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами х х х х х х х х х х 4. Передача мяча сверху двумя руками:
а) из глубины площадки для нападающего удара; х х х х х б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; х х х х х
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). х х х х 5. Подача мяча:- верхняя прямая х х х х х х х х х х х х х х х
6. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. х х х х х х х х х х х х х
7. Приём мяча:
а) снизу двумя руками; х х х х х х х х х х х х х х х
б) нижняя передача на точность; х х х х х
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; х х х х х г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. х х х х х 8. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.
9. Индивидуальные действия.
а) выбор места при приёме нижней и верхней подач х х х х х х х х х х х х х х х
б) определение времени для отталкивания при блокировании х х х х х х х х х х х х х
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) х х х х х
10. Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. 11. Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. 12. Контрольные испытания х х 13. Подвижные, учебные и
контрольные игры. х х х х х х х х х х х х х
14. Практика судейства х х х х х х х
План - график
прохождения учебного материала по волейболу

п/п Содержание материала Номер и дата занятия
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Теория:
1. Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. х х х х х х х 2. Техника безопасности на занятиях
секции волейбола х х х х х х х х х х х х х х х х х
Практика
2. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. х х х х х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.
3. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами х х х х х х х х х х 4. Передача мяча сверху двумя руками:
а) из глубины площадки для нападающего удара; х х х х х б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; х х х х х
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). х х х х 5. Подача мяча:- верхняя прямая х х х х х х х х х х х х х х х
6. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. х х х х х х х х х х х х х
7. Приём мяча:
а) снизу двумя руками; х х х х х х х х х х х х х х х
б) нижняя передача на точность; х х х х х
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; х х х х х г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. х х х х х 8. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.
9. Индивидуальные действия.
а) выбор места при приёме нижней и верхней подач х х х х х х х х х х х х х х х
б) определение времени для отталкивания при блокировании х х х х х х х х х х х х х
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) х х х х х
10. Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. 11. Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. 12. Контрольные испытания х х 13. Подвижные, учебные и
контрольные игры. х х х х х х х х х х х х х
14. Практика судейства х х х х х х х
План - график
прохождения учебного материала по волейболу

п/п Содержание материала Номер и дата занятия
35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Теория:
1. Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. х х х х х х х 2. Техника безопасности на занятиях
секции волейбола х х х х х х х х х х х х х х х х х
Практика
2. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. х х х х х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.
3. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами х х х х х х х х х х 4. Передача мяча сверху двумя руками:
а) из глубины площадки для нападающего удара; х х х х х б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; х х х х х
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). х х х х 5. Подача мяча:- верхняя прямая х х х х х х х х х х х х х х х
6. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. х х х х х х х х х х х х х
7. Приём мяча:
а) снизу двумя руками; х х х х х х х х х х х х х х х
б) нижняя передача на точность; х х х х х
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; х х х х х г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. х х х х х 8. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.
9. Индивидуальные действия.
а) выбор места при приёме нижней и верхней подач х х х х х х х х х х х х х х х
б) определение времени для отталкивания при блокировании х х х х х х х х х х х х х
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) х х х х х
10. Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. 11. Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. 12. Контрольные испытания х х 13. Подвижные, учебные и
контрольные игры. х х х х х х х х х х х х х
14. Практика судейства х х х х х х х
План - график
прохождения учебного материала по волейболу

п/п Содержание материала Номер и дата занятия
52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68
Теория:
1. Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. х х х х х х х 2. Техника безопасности на занятиях
секции волейбола х х х х х х х х х х х х х х х х х
Практика
2. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. х х х х х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.
3. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами х х х х х х х х х х 4. Передача мяча сверху двумя руками:
а) из глубины площадки для нападающего удара; х х х х х б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; х х х х х
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). х х х х 5. Подача мяча:- верхняя прямая х х х х х х х х х х х х х х х
6. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. х х х х х х х х х х х х х
7. Приём мяча:
а) снизу двумя руками; х х х х х х х х х х х х х х х
б) нижняя передача на точность; х х х х х
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; х х х х х г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. х х х х х 8. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.
9. Индивидуальные действия.
а) выбор места при приёме нижней и верхней подач х х х х х х х х х х х х х х х
б) определение времени для отталкивания при блокировании х х х х х х х х х х х х х
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) х х х х х
10. Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. 11. Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. 12. Контрольные испытания х х 13. Подвижные, учебные и
контрольные игры. х х х х х х х х х х х х х
14. Практика судейства х х х х х х х
План - график
прохождения учебного материала по волейболу

п/п Содержание материала Номер и дата занятия
69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85
Теория:
1. Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. х х х х х х х 2. Техника безопасности на занятиях
секции волейбола х х х х х х х х х х х х х х х х х
Практика
2. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. х х х х х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.
3. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами х х х х х х х х х х 4. Передача мяча сверху двумя руками:
а) из глубины площадки для нападающего удара; х х х х х б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; х х х х х
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). х х х х 5. Подача мяча:- верхняя прямая х х х х х х х х х х х х х х х
6. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. х х х х х х х х х х х х х
7. Приём мяча:
а) снизу двумя руками; х х х х х х х х х х х х х х х
б) нижняя передача на точность; х х х х х
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; х х х х х г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. х х х х х 8. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.
9. Индивидуальные действия.
а) выбор места при приёме нижней и верхней подач х х х х х х х х х х х х х х х
б) определение времени для отталкивания при блокировании х х х х х х х х х х х х х
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) х х х х х
10. Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. 11. Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. 12. Контрольные испытания х х 13. Подвижные, учебные и
контрольные игры. х х х х х х х х х х х х х
14. Практика судейства х х х х х х х
План
прохождения учебного материала по волейболу

п/п Содержание материала Номер и дата занятия
86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Теория:
1. Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. 2. Техника безопасности на занятиях
секции волейбола х х х х х х х х х х х х х х х
Практика
3. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. х х х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.
4. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами х х х х х х х х х х х х х х х
5. Передача мяча сверху двумя руками:
а) из глубины площадки для нападающего удара; х х х х х б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; х х х х х х
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). х х х х 6. Подача мяча:- верхняя прямая х х х х х 7. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. х х х х х х х х х х х х х х х
8. Приём мяча:
а) снизу двумя руками; х х х х х х х х
б) нижняя передача на точность; х х х х х х х в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; х х х х г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. х х х х х 9. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. х х х х х х х х х х х х х х х
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.
10. Индивидуальные действия.
а) выбор места при приёме нижней и верхней подач х х х х х б) определение времени для отталкивания при блокировании х х х х х х
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) х х х х х х
11. Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. 12. Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. 13. Контрольные испытания 14. Подвижные, учебные и
контрольные игры. 15. Практика судейства План
прохождения учебного материала по волейболу

п/п Содержание материала Номер и дата занятия
101 102 103 104 105 106 107 108
Теория:
1. Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. 2. Техника безопасности на занятиях
секции волейбола х Практика
3. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.
4. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами 5. Передача мяча сверху двумя руками:
а) из глубины площадки для нападающего удара; х х 6. б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; 7. в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). х х 8. Подача мяча:- верхняя прямая 9. Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. х х 10. Приём мяча:
а) снизу двумя руками; х х х б) нижняя передача на точность; х х х х в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; х х х х х г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. х 11.
Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. х х х х Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.
12. Индивидуальные действия.
а) выбор места при приёме нижней и верхней подач х х 13. б) определение времени для отталкивания при блокировании 14. в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) х х х х х х 15. Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. х х х х х х х Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. х х х х х х х Контрольные испытания х х х х х х
Подвижные, учебные и
контрольные игры. х х х Практика судейства х х х х х х х х