Естественно-научный эксперимент как средство повышения эффективности домашнего задания по физике

Естественно-научный эксперимент
как средство повышения эффективности домашнего задания по физике

Учитель физики МБОУ СОШ №181
Махова Ирина Васильевна
1 категория

Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников школы. В связи с этим актуальной стала проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Необходимо не только сообщить систему научных знаний, но вооружить учащихся целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Практические занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений (т.е. ученик оказывается вовлеченным в познавательный цикл: Факты, проблемы( Гипотеза( Эксперимент( Выводы().
В практике обучения физике в школе сложились три вида практических работ:
- фронтальные лабораторные работы по физике;
- физический практикум;
- домашние экспериментальные работы по физике.
Как правило, лабораторные работы проводятся по описанию в учебнике и предполагают использование специального лабораторного оборудования. В связи с этим, у учащихся складываются стереотипы, относительно того, что изучение физики возможно только в стенах класса. А ведь физика- это наука о законах природы. И задача учителя - научить учащихся понимать, видеть и чувствовать собственными руками законы природы. К сожалению, не всегда есть возможность провести интересный физический эксперимент, пронаблюдать физическое явление в стенах класса (из-за продолжительности или специфики наблюдений). Поэтому одним из способов решения этой задачи является домашний эксперимент. В нем для изучения законов природы используются только предметы, которые есть в каждом доме, а также воздух и вода. (Главное требование – безопасность (!)). К сожалению, в школьных учебниках по физике очень редко встречается описание опыта, который рекомендуется школьникам для самостоятельного проведения дома. Соответственно, организация домашнего задания в практической форме требует от учителя подготовки материалов:
- перечень необходимых предметов для проведения работы
- описание работы (где в доступной для ребенка форме сказано, что нужно сделать, на что обратить внимание)
По степени сложности можно выделить следующие формы домашних практических работ:
- наблюдение
- опыт
- эксперимент (варьируются условия опыта)
- экспериментальная задача
Также в одной работе можно предусмотреть несколько уровней сложности.
Пример разноуровнего экспериментального домашнего задания
Тема: «Архимедова сила» (7 класс)
Цель работы: изучить действие архимедовой силы на тело, погруженное в жидкость.
Оборудование: тазик с водой, резиновый мячик
Ход работы:
- Налить в тазик воду до середины. Отметить уровень воды (Отметка «0»).
- Погрузить мяч в воду на половину. Отметить уровень воды
· (Отметка «1»).
- Погрузить мяч в воду полностью. Отметить уровень воды (Отметка «2»). .
Задания:
на «3»: Сделать рисунок опыта в тетради, обозначить действующие на мяч силы и их соотношение.
на «4»: Сделать вывод о зависимости объема погруженного тела и объема вытесненной воды.
на «5»: Измерить архимедову силу, действующую на мяч.
Для выполнения такого домашнего задания требуется знание теории, проведения эксперимента, использования экспериментальных данных для решения задачи.
За 3 четверти учебного года учащимся было предложено 3 практических домашних задания, соответствующих изученным темам:
Тема №1: «Первоначальные сведения о строении вещества»
Тема №2 «Взаимодействие тел»
Тема №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415

13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Как показал опыт применения домашних экспериментальных заданий, учащиеся с удовольствием выполняют такую домашнюю работу. И вопрос бездумного списывания домашнего задания также полностью отпадает, т.к. начальные условия задачи у всех разные.
Также практические задания по физике можно давать учащимся и на летний период, чтобы использовать богатейшую лабораторию - природу и разнообразные объекты техники, которых нет под рукой во время обучения на уроках в школе. Такие задания, даваемые учащимся на каникулы, должны быть краткими и простыми.
Если учащийся, живущий на даче, в деревне, подойдя за водой к деревенскому колодцу, обратит внимание (по заданию учителя) на устройство ворота или на устройство колодезного журавля да еще сравнит диаметр вала с диаметром колеса или “длины плеч” журавля, то выполнение уже этого простенького задания принесет пользу. Этот учащийся при изучении или повторении темы “Простые механизмы” будет воспринимать (или воспроизводить) материал гораздо сознательнее, чем тот учащийся, который никогда не видел или не обращал внимания на подобные механизмы.
Таким образом, значение домашнего эксперимента заключается в том,
что:
-учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение);
- у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п.
Также систематическое выполнение учащимися экспериментальных домашних заданий способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.








13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED Excel.Sheet.8 1415




Root Entry