Технологическая карта учебного занятия по ОБЖ Современные защитные сооружения гражданской обороны

Технологическая карта учебного занятия

Преподаватель: Юнусова Л.Н., преподаватель ГБПОУ «СТПТ».
Дисциплина: «Основы безопасности жизнедеятельности».
Специальность: 08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Группа: 107
Тема занятия: Современные защитные сооружения гражданской обороны.
Тип урока: интегрированный урок.
Длительность: 90 минут.
СОТ (современные образовательные технологии):
– Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
- Методы проблемного обучения;
- IT – технологии.

Цель:
Познакомить обучающихся с организацией инженерной защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
Задачи:
Обучающие:
- изучить порядок организации инженерной защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за жизнь и здоровье своё и окружающих;
- прививать коммуникативные навыки публичного выступления.
Развивающие:
- совершенствовать умения по прогнозированию развития событий и оценки последствий;
- развивать интерес к изучаемым вопросам, умение сравнивать, выделять, анализировать;
- развитие внимания, культуры речи, логического мышления и коммуникативных способностей обучающихся.

Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Учебно-методическое обеспечение:
- Видеофильм «Современные защитные сооружения ГО» (15 мин.)
- Приложение № 1 Карточки-задания по группам (№ 1, 2, 3).
- Приложение № 2. Текст изучения нового материала.
- Приложение № 3. Памятки № 1, 2 «Правила поведения в защитных сооружениях».

Литература:
Основные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова. – М., 2010.
3. С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
2. Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
3. Федеральный Закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ
4. Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ
5. Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Ход учебного занятия
Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала
Методы
обучения
Средства обучения
Ориентиро-вочная норма времени

Организацион-ный момент
Построение группы. Рапорт командира группы.
Отмечаются отсутствующие. Обучающиеся знакомятся с темой и задачами учебного занятия, записывают в тетради число и тему.
Методы организации деятельности (требования к уроку)

1-2минуты


Вызов
Мотивация учебной деятельности.
Отметить значение и роль данного занятия для дальнейшего изучения дисциплины и в будущей практической деятельности обучающихся.
Мы продолжаем изучение достаточно обширного раздела «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».
Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы приступим к систематизации и обобщению имеющихся у Вас знаний, я предлагаю актуализировать материал прошлых уроков. Для этого вы поделились на три группы (по рядам). Каждой группе будет дано задание.
Обучающиеся работают с карточками-заданиями, которые лежат на столах.
2. Выборочная проверка знаний: работа с карточками (Приложение 1).
Карточка № 1. Составьте сигнал оповещения об аварии на химически опасном объекте.
Карточка № 2. Ситуационная задача. Вы глава администрации поселка. Какие технические средства вы выделите для передачи сигналов оповещения?
Карточка № 3. Вспомните по книгам и фильмам, в какой форме передавался сигнал о воздушном нападении противника. Какие технические средства при этом использовались?
Итак, давайте подведем итоги:
3. Фронтальный опрос:
- Когда и как передаются сигналы оповещения?
- Какие существуют сигналы оповещения? Перечислите их.
- Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения?
- В какой форме передаются сигналы оповещения?
- Что предпринимает население, получив сигналы оповещения и прослушав речевую информацию?
- Как различают эвакуацию по временным параметрам?
Информационно-развивающие.





Информационно-развивающие.
Практические.




Метод устного контроля
Рабочая тетрадь, ручка





Карточки-задания
на столах
1-2 минуты






10 - 15 минут

Осмысление
Сообщение темы, цели и задач занятия.
Вводная часть. Сообщение подготовлено обучающимися.
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года, соответственно) единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны. Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Малыш». Три дня спустя, 9 августа 1945 года, атомная бомба «Толстяк» была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром бомбардировщика B-29 .
По официальным данным, общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек в Нагасаки.
Проблемный вопрос: Почему погибло так много людей? Была ли возможность избежать такого количества жертв?
Ответы обучающихся.

Тема урока “Современные защитные сооружения гражданской обороны”
Цель урока:
Сегодня на уроке вы узнаете о средствах коллективной защиты населения.
Результатом нашего урока будет работа с «Бортовым журналом».
Объяснение нового материала.
Для того, чтобы изучить эту тему, нам нужно найти ответы на следующие вопросы.
1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты.
2. Убежища и противорадиационные укрытия.
3. Быстровозводимые убежища и простейшие укрытия.
4. Размещение и правила поведения людей в убежище.
Просмотр учебного фильма «Современные защитные сооружения гражданской обороны» .
По окончании фильма работа с «бортовым журналом» по следующей схеме:

№ п/п
Ключевое
понятие
Определение (толкование)
Графическое изображение, основные параметры, схемы, ри
унки,

1
Убежище
Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравля
щих веществ, бактериальных средст
, высоких температур и вредных дымов.
V не менее 1,5 м3
S не менее 0,5 м2
H не менее 2,2 м
Содержание СО2 не более 1%
Температура воздуха 230С
Вода 3 л в сутки на человека

2
ПРУ (противорадиационное укрытие)
Противорадиационное укрытие (ПРУ) – сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующего
излучения при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактер
альных средств.
V не менее 1,5 м3
S не менее 0,5 м2
H не менее 2,2 м

3
БВУ
(быстровоз-водимое укрытие)
Быстровозводимое убежище (укрытие) - защитное сооружение, возводимое в короткие сроки в период перехода с мирного на военное положение и в военное время с применением сборных ограждающих конструкций и упрощенного внутреннего оборудования, производство которого организуется на местах.
Вместимость 30 – 200 человек
Вместимость БВУ, как правило, составляет 50-350 чел. Строительство БВУ планируется на свободных участках между производственными зданиями на удалении 20-25 м от зданий и друг от друга.



4
Простейшие укрытия
Простейшее укрытие - это открытая щель, которую отрывают глубиной 180 - 200 см, шириной по верху 100 - 120 см, и по дну - 80 см с входом под углом 900 к продольной оси ее. Длина щели определяется из расчета 0,5 м на одного укрываемого.
В последующем защитные свойства открытой щели усиливаются путем устройства одежды крутостей, перекрытия с грунтовой обсыпкой и защитной двери. Такое укрытие называется перекрытой щелью
Вместимость 10 – 50 человек.




Проблемное обучение.
Информационно-развивающие.
Вводная беседа.



















Информационно-развивающие, словесные, метод иллюстраций (плакат «Защитные сооружения»)



Наглядные методы (видеометод, просмотр учебного фильма)
Работа с «бортовым журналом» (РКМЧП)






















Слайды





































5 -7 минут



















2- 3 минуты

Слайд №2



Слайд 3




Слайд 4
15 минут




15-20 минут
Слайд №5
Слайд №6





Выступления обучающих-ся

Рефлексия
Задание:
Работа по вопросам:
1. Каково предназначение и классификация защитных сооружений?
2. Что такое защитное сооружение?
3. Как классифицируются убежища и противорадиоционные укрытия по расположению?
Ответы обучающихся.

1.Правила поведения людей в защитных сооружениях.
Задание: Допишите в памятке недостающие требования.
П А М Я Т КА № 1 (на столах обучающихся)

П А М Я Т К А «№ 2 (на столах обучающихся)

Закрепление, повторение полученных знаний.

В начале урока было сказано, что результатом нашего занятия будет проверочная работа «Составление синквейна».
Вам предложено 7 понятий для составления синквейна:
Безопасность, авария, катастрофа, оповещение, сигнал, эвакуация, убежище.
После выполнения обучающимся предлагается провести взаимопроверку и выставить оценки друг другу, зачитываем варианты ответов, оцениваем их.

Подведение итогов.
Выставляю оценки за работу на уроке, за выполнение заданий.
Рефлексия проводится в режиме свободного микрофона:
- мне было понятно;
- мне было интересно;
- появился вопрос;
- появилось мнение.
Метод устного и письменного контроля и самоконтроля







Работа в группах с памятками.




Составление синквейнов
(РКМЧП)











Метод устного и письменного контроля и самоконтроля.
Рабочая тетрадь, ручка









Рабочая тетрадь, ручка






Слайд №10


15 минут

Ответы студентов





10-15 минут



3-5 минут






Слайд № 8,9
7-8 минут
Обсуждение и пояснение выбранных вариантов ответов.
Слайд № 11

3 минуты


Задание на дом:
- Ознакомить семью с памяткой “ Основные правила поведения в защитных сооружениях ”.
- Найти в интернете информацию о защитных сооружениях гражданской обороны в Самарской области.


1-2 минуты














Приложение 1
Карточки-задания по группам:

Карточка № 1.
Составьте сигнал оповещения об аварии на химически опасном объекте.
(Примерная структура сообщения «Граждане, произошла авария на химическом объекте заводе «Азот». Наибольшей опасности подвергается северная часть города. Просьба ко всем жителям не выходить из домов, загерметизировать квартиру, меньше двигаться, не пользоваться водой из открытых источников. Эвакуация жителей северной части города будет проведена в ближайшее время. Обеспечение жителей города противогазами и средствами защиты уже начато. Проявляйте спокойствие. Радиоприемники, настроенные на местные станции, телевизоры, настроенные на городской канал, держите постоянно включенными»).


Карточка № 2.
Ситуационная задача. Вы глава администрации поселка. Какие технические средства вы выделите для передачи сигналов оповещения?
(Радиосеть; передвижную звуковещательную установку; представителей администрации и добровольцев с переносными мегафонами, Местную телефонную сеть; посыльных (нарочных) для оповещения удаленных организаций, поселений, подчиненных поселку, общественных мест, детских и лечебных учреждений).


Карточка № 3.
Вспомните по книгам и фильмам, в какой форме передавался сигнал о воздушном нападении противника. Какие технические средства при этом использовались?
(Сигнал передавался путем многократного повторения фразы «Граждане, воздушная тревога!» и передачи сигнала сиренами и гудками предприятий. При этом использовались городская радиосеть через репродукторы в квартирах и учреждениях, уличные громкоговорители; электросирены (или обычные ручные сирены);
Системы подачи звуковых сигналов предприятий.
Приложение 2

Изучение нового материала (работа с текстом учебника)

В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже, в ряде случаев, невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов, значение этого мероприятия резко возросло.
Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.
Следует отметить, что в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций успешно используются защитные сооружения гражданской обороны.
- Что же это такое?
Защитные сооружения - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений, а также от воздействия современных средств поражения.
Итак, давайте перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:
- ядерного оружия (без учета прямого попадания);
- бактериальных (биологических) средств;
- отравляющих веществ,
- от катастрофического затопления,
- аварийно – химических отравляющих веществ,
-радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок,
- высоких температур и продуктов горения при пожарах
На какие виды делятся защитные сооружения?
2. Убежища и противорадиационные укрытия.
Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.
Убежища – защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.
В убежищах люди могут находиться длительное время, даже в заваленных безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Надежность защиты достигается за счет прочности ограждающих конструкций и перекрытий, а также за счет создания санитарно - гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей в убежище.
Противорадиационное укрытие (ПРУ) – сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующего излучения при радиоактивном заражении местности, от светового излучения, проникающей радиации, а также от попадания на кожу, одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.
При радиоактивном заражении местности ПРУ защищает людей от внешнего гамма излучения и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. При соответствующей прочности конструкции ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной волны ядерного взрыва и обломков разрушающихся зданий.
Противорадиационные укрытия устраивают с расчетом наибольшего коэффициента защиты. Они оборудуются, прежде всего, в подвальных этажах зданий и сооружений.











Приложение 3
Памятки для работы в группах

П А М Я Т К А № 1.
Укрываемые в убежище обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;
- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;
- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;
- поддерживать чистоту в помещениях.


П А М Я Т К А № 2.
Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:
- курить и употреблять спиртные напитки;
- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;
- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;
- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;
- применять источники освещения с открытым огнем.
- в убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).
- выход из убежищ производится только с разрешения коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).













15