Конспект урока гражданской обороны.


Урок гражданской обороны во 2 классе.
Подготовила учитель начальных классов НОШ с.Казаклар-Кубово, филиал МОБУ СОШ им.Х.Султанова с..Копей-Кубово, Нафикова Разина МусавировнаТема: Действия при возникновении пожара в здании.
Цель:
Познакомить детей с основами пожарной безопасности, с порядком действия при возникновении пожара в здании. Рассказать о способах защиты во время пожара, о правилах поведения в этих условиях. Закрепить знания и навыки учащихся по правилам безопасного поведения во время возникновения пожара.
Задачи урока:
Ознакомить детей с основными причинами пожаров, с первичнымисредствами пожаротушения;
Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
Повторить телефон пожарной службы;
Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и жизнь, а также за здоровье и жизнь окружающих.
Учиться пользоваться противогазом.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Введение в тему занятия
Учитель: Отгадайте загадку:
Без него мы как без рук,Нам он самый лучший друг,Но порою он, ребята,Может стать врагом заклятым!. (Огонь)
Учитель:
Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом.
1. Выступление учащихся
Огонь – друг
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог людям расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг
Он оставил свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.
ІІІ. Цели и задачи занятия
ІУ. Работа над новым материалом
Причины возникновения пожара
Соберите из слов пословицу. Объясните её смысл.
Забава спички игрушка не огонь не (Спички не игрушка, огонь не забава.)
- Какие опасности дома вы знаете?
Соедините линиями предметы и опасности, которые они несут.
Обогреватель
Розетка
Тостер
Чайник
Таблетки
Стул
ожог
падение
пожар
удар током
отравление
повреждение пальца
Кротким пленником годамиЯ живу внутри печиИ варю супы с борщами,Выпекаю калачи.Я даю тепло для дома,Но во мне всегда, поверь,Пострашней раскатов громаКровожадный спрятан зверь.(Огонь.)
- Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Дети. Игры со спичками, непотушенный костер, не выключенный телевизор и т.д.
Учитель обобщает.
- человек не умело обращается с огнем в быту, человек оставил в лесу костер не потушенным и т.д.;
- не были соблюдены необходимые меры безопасности (не правильно использовался прибор, оборудование и т.д.);
- предметы и вещи сами возгораются, если их оставляют в "подходящей" среде (пропитанная ветошь была оставлена под прямыми солнечными лучами);
- взрываются опасные вещества на производстве или же дома;
- пожар может возникнуть по природным причинам - гроза, молния и пр.;
- умышленный поджог человеком чужого имущества, когда человек специально поджигает имущество человека с целью нанесения вреда;
- поломки и износ оборудования на производстве - неисправная система охлаждения, сильное трение поверхностей, разрушение рабочих узлов и элементов оборудования, присутствие посторонних предметов в механизме оборудования;
- не соблюдение мер противопожарной безопасности при производственных работах;
- неправильная установка и использование приборов отопления, газоснабжения и электросети;
2. Правила пожарной безопасности в городской квартире
Учитель: Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
Не сушите белье над плитой. Оно может загореться. Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
3. Игра «Доскажи словечко»
- А сейчас мы с вами, ребята, повторим причины пожара, я читаю стихотворение, а вы хором подсказываете причину пожара.
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с …(огнем)
Ты подумай ой, ой, ой,
Не играй с сестричками
Маленькими …(спичками)
Он всегда помочь успеет,
И огонь он одолеет,
Знай ребёнок и родитель
Это друг…(огнетушитель)
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать
Он победит огонь коварный,
А зовут его …(пожарный)
Дым, пожар, горит,
Не стой
Заливай скорей …(водой)
Дым увидел не зевайИ пожарных вызывай.
Помни каждый гражданин,
Спасенья номер…(01)
Если что-то загорится,
То пожарная примчится.
Вы запомните, друзья,
Что с огнем шутить …НЕЛЬЗЯ!
4. Работа в группах. Действия при возникновении пожара
Учитель. А знаете ли вы, что нужно делать при возникновении пожара?
Дети. Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 101 и т.д.
Учитель. Молодцы, правильно.
– Сейчас каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.
1 группа – ваши действия при загорании телевизора.
1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 101.
3. Если горение продолжается, накрыть телевизор
плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его
облить водой.
4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть
помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.
2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.
1. Позвонить в службу спасения «101».
2. Дышать через мокрую ткань.
3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.
3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.
1.Позвонить в службу спасения «101»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.7
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.
Учитель:
Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки вам пригодятся,
Затем чтобы знать, как с огнем обращаться.
5.Закрепление поведения при пожаре.
Физминутка - игра «Доскажи словечко, повтори движение».
Если всё-таки случился пожар, как мы должны поступить? Что делать?
Помни каждый гражданин главный номер – 101!
Панику не поднимай, адрес сразу сообщай.
Закрой все двери по пути - огню дорогу прегради.
А чтоб от дыма вам не сгинуть
Платок сырой на нос накинуть!
Убегая от пожара, всех о нем предупреди.
Когда огнем этаж охвачен,
Кнопку лифта ты не жми,
По ступенькам вниз беги.
- Какие правила поведения вы запомнили?
6. Практическая работа «Как пользоваться противогазом»
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!», если да повторяем эту фразу,
а если нет, то хлопайте в ладоши.
Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «104»?
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто, задорный и веселый, верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?
V. Итог занятия
1.Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Каждая группа нарисует свой рисунок, чтобы люди и дети знали, как опасен огонь!
2. Рефлексия
Ребята, что вам запомнилось?
Что нового вы узнали?
Какие выводы сделали?