Доклад Современные подходы управленческой деятельности в системе образования

Быть сегодня завучем – привилегия
Нелегко ее заслужить:
Эффективную выбрать стратегию
И в детей свою душу вложить.

Быть завучем - наказание
Будто в бой идти на урок,
Сыпать пулями замечания,
Забывая взвести курок

Быть завучем – искушение
В центре коллектива личность твоя.
Неоправданное уважение,
Хуже неуважения.

Быть завучем – это культово!
Мы могучий тому пример,
Детских судеб искусные скульпторы,
Режиссеры людских премьер.

Школа, учитель, ученикКак емки и глубоки эти слова.
Для каждого из нас эти слова занимают определенное место – учились сами, учились наши дети и сегодня с этими словами связана наша работа.
Стаж моей педагогической работы 25 лет, из них 16 лет педагогический стаж руководителя: 11 лет в качестве заместителя директора по воспитательной работе и 5 лет заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Мне посчастливилось все эти годы работать в замечательном коллективе МОУ «Парканская ООШ № 2», под руководством Обручкова В.И.. Сегодня моим родным и очень дорогим мне коллективом являются сотрудники нашего интерната, руководит которым замечательный человек, педагог-профессионал В.Д.Устенко.
Это коллектив единомышленников (большая семья), благодаря которому в школе сложились прочные традиции, поддерживаемые и приумножаемые всеми. Интересные идеи, проекты подхватываются педагогами и претворяются в жизнь.
Многие из коллег работают в школе с первых дней. Ими и на их глазах складывалась многолетняя история нашей школы. А еще это выпускники школы, молодые специалисты, возвращающиеся к нам на работу.
Наша работа часто заставляет задуматься о сути деятельности.
Школа, учитель, ученикдом!
Анализируя свою деятельность у меня как у руководителя своего структурного подразделения возникают идеи, мысли, вопросы на которые не всегда можешь ответить самостоятельно.
Особенность современного общества – это огромный поток информации, рыночные отношения и свободная конкуренция. Однако эти процессы затрагивают школу по особому. Наблюдается кризис экономики образования, но в то же время много нового и интересного наблюдается в системе и содержании образования. Жаль только, что все это новое реализуется на голом энтузиазме педагога.
Учитель сегодня видит свою задачу в том, как организовать учебный процесс, развивающий личность ученика, его самосознание. Чтобы осуществить именно такое обучение, необходимо создать атмосферу свободы в классе, стимулировать творческую, познавательную активность.
Современный ученик стал другим – многознающим. «Это я видел, это я слышал, это я читал» и т.д. Он получает огромный поток информации вне школы, вне уроков.
Учитель перестал быть для ученика первоисточником получения знаний. Однако без учителя ученик не всегда способен получить информацию, осмыслить и переработать ее.
Современный школьник более рациональный, независимый, раскованный, имеющий собственное суждение о происходящем вокруг и ждущий востребованности его способностей и талантов.
Школа-это бесконечная гонка вперед. Урок за уроком, тема за темой, срезы, тесты, контрольные – все это формирует у детей повышенную тревожность, неврозы и конечно же негативное отношение к учебному процессу.
Нельзя сформировать знания, умения, навыки одинаково быстро и одинаково хорошо у всех ребят.
Обучение сегодня должно учитывать не только возрастные, но и функциональные возможности детей, их психические особенности, индивидуальный темп деятельности.
В нашей школе практически на каждой параллели есть классы компенсирующего обучения. Трудно этим учащимся усваивать программу, выдерживать темп быстро шагающего образовательного процесса. Особенности учебных занятий в классах ККО это их функционирование до 9го класса включительно. Дети, преодолевшие отставание в развитии и овладении необходимыми навыками учебной деятельности на основании решения педагогического консилиума школы могут быть переведены в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие дети нуждающиеся в педагогической поддержке.
Мы сегодня в целом наблюдаем рост неграмотности, не наученных и плохо наученных учеников. В наши дни утрачено домашнее, семейное образование и воспитание.
Все идет к тому, что коррекционная психолого-реабилитационная педагогика в ближайшей перспективе станет одним из приоритетных направлений в работе школы.
Сегодня хочу обозначить наиболее значимые проблемные вопросы, которые волнуют и настораживают педагогов всех образовательных учреждений.

Социальное сиротство - более 50% учащихся нашей школы социальные сироты, из них: круглых сирот – 20; детей из многодетных и малообеспеченных семей – 50; остальные дети из асоциальных семей.
Жизненные невзгоды заставляют родителей уезжать на заработки. Беспокоит то, что уезжая не оформляется опекунство, а дети зачастую остаются без присмотра и даже не у родственников.
Представленные сами себе, вне семьи, быстро теряют интерес к учебе, объединяются в разные группы, находятся в поисках работы.
Здоровье детей - сегодня наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению показателей состояния здоровья детей. Низкий уровень здоровья сказывается на процессе адаптации к учебным нагрузкам. Хочу отметить, что одним из приоритетных направлений учебно – воспитательного процесса нашего учреждения является работа направленная на формирование здорового образа жизни. У нас прекрасно оборудован медицинский пункт, кабинет для проведения занятий по лечебной физкультуре и с детьми занимающимися в спец.группе. 72% учащихся занято в системе дополнительного образования в о внеурочное время. Функционируют спортивные кружки по баскетболу, легкой атлетике, настольному теннису, волейболу, борьбе и футболу.
Воспитание – перестроечное время свернуло старые идеалы, не создав новые. В результате особую остроту приобретает проблема бездуховности молодежи. В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Наши дети – дети недополучившие родительской ласки и любви, внимания и заботы, это дети обиженные и обозленные на взрослых и на жизнь. Воспитательная работа в школе ведется по программам охватывающих среды необходимые для формирование разносторонне развитой, свободной и творчески мыслящей личности.
С 2008 года наше учреждение приняло участие в эксперименте по изучению факультативного курса «Основы православной культуры». Основу курса составляют три направления:
Православная культура как эмоциональное отношение к жизни предполагает понимание христианами правил поведения человека, данных Богом.
Православная культура как творческая деятельность предусматривает деятельность учащихся на уроке (сочинения сказок и стихов, лепка, пение, знакомство с биографией известных поэтов, скульпторов, художников).
Православная культура как язык (способ) выражения как язык православной духовной культуры и искусства.
Социальная защищенность педагогов - проблема архиважная. Вспоминаются слова А.П.Чехова: «Как России необходим образованный учительНелепо, платить гроши человеку, который призван воспитывать народ».
Сегодня именно педагог является главным гарантом социальной защиты ребенка. В школе остаются работать те, для которых, обучение и воспитание детей, является смыслом жизни, те кто готов несмотря на все реальности, инициативно, с интересом работать не жалея сил и времени, радоваться успехам своих учеников.
Сегодня необходимы государственные гарантии в помощь и поддержку труда учителя.
Сложившаяся ситуация настораживает еще и тем, что часть молодежи в школе задерживается с трудом. Ее пугает большой объем работы часто общественной, неоплачиваемой, пугает низкий заработок, непрестижность профессии. Многие приходят временно, пока не подыщут что-то другое, а еще страшнее, уезжают.
Кто же придет на смену нынешним профессионалам, энтузиастам своего дела?
Сегодня в условиях масштабных социокультурных реформ и коренной модернизации концепции развития общества, для решения проблем в образовательной среде на первый план выдвигаются требования к личности руководителя нового типа.
Кто он современный руководитель?

Управление современным образовательным учреждением это научно обоснованное воздействие на коллектив педагогов, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей школьного возраста.
Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла, профессиональное осуществление каждого из которых имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности учреждения.
Управление современным образовательным учреждением складывается из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; эффективного контроля и проверки исполнения.
Поэтому современные руководители учреждений образования должны обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Он должен обеспечивать целенаправленность (целеустремленность) совместной деятельности и организованность (сплоченности, скоординированности, интеграции, консолидации) для достижения общих положительных результатов, обладать определенными навыками менеджмента, знать и понимать сущности происходящих перемен в государстве и обществе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства в сфере образования. Также важна управленческая культура при формировании должного морально-психологического климата, складывающемся в том или ином рабочем коллективе. То есть, иными словами, в образовании складывается особый специфический менеджмент, который сводит в едино понятия руководитель и менеджер в образовании. При этом важно отметить, что в условиях, когда образовательные учреждения становятся более разнообразными, открытыми и гибкими, меняются содержание, формы и методы работы образовательного учреждения, необходима система подготовки, в полной мере способствующая реализации творческого потенциала личности будущего руководителя. Кроме того, возрастающая сложность процессов управления требует, чтобы управленческие функции в образовании осуществлялись подготовленными для этой деятельности специалистами, владеющими управленческой культурой. Управленческая культура руководителя является важнейшим элементом совершенствования и развития современного образования, поскольку выступает системообразующим компонентом функционирования образовательного учреждения, внесения сущностных изменений, определяющих содержание и темпы необходимых преобразований в образовании.

Осуществлять руководство педагогической деятельностью, педагогическим процессом наиболее сложное из управленческих занятий, так как руководитель выступает, с одной стороны, как исследователь людских ресурсов организации, с другой генератор передового педагогического опыта работы и руководства, достижений науки и практики.
В современных условиях к управлению педагогическим коллективом предъявляются строгие требования и прежде всего, направленность на социальный аспект, а именно проявление лояльности к работающим; создание атмосферы, способствующей раскрытию способностей; использование методов, обеспечивающих удовлетворенность работой
Методы управления это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Существуют несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации они делятся на три группы.
Первую группу составляют экономические методы управления, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива и общества.
Вторую группу составляют социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.
Третья группа представлена организационно-распорядительными методами управления, основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными).
Основой административных методов управления являются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.
Управление современными организациями многими исследователями в области теории управления рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей организации это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий (процессный подход). Каждое из этих взаимосвязанных действий само по себе является процессом и называется функцией управления.
В настоящее время получил широкое распространение подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции, которые применимы ко всем организациям. Согласно этому подходу процесс управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.
Ни одно из действий в организационных системах не начинается без соответствующего решения руководителя, так как эти действия несут не только материальную, но и юридическую нагрузку. Поэтому управленческому решению в деятельности руководителя и в процессе управления вообще принадлежит особое место.
Решения принимаются при наличии какой-либо проблематичной ситуации и выполняют ряд функций: направляющую (целеполагание), обеспечивающую (определение путей и средств достижения), координирующую и организационную (определение порядка и режима деятельности), стимулирующую (меры поощрения).
Управленческие решения различаются по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.
Так можно выделить следующие условные группы:
Перспективные решения (определяющие пути развития образовательного учреждения на относительно длительный период). К ним относятся нормативно-организационные, связанные с регламентацией всего распорядка текущей деятельности ОУ (правила внутреннего распорядка, Устав ОУ, графики работы сотрудников, должностные инструкции и т. д.).
Текущие решения (на достижение ближайших целей). К этой группе относятся оперативно-распорядительные решения, принимающиеся при наличии каких-либо отклонений от нормы (распоряжения, приказы), а также хозяйственно-распорядительные решения, касающиеся финансовых и материальных проблем.
В выработке управленческого решения можно выделить четыре этапа:
Выявление проблем и определение цели. Каждое действие должно основываться на знании обстановки.
Четкое изложение сформулированной цели и задач решения, условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге появляется письменное изложение основных позиций решения, которое может быть изменено.
Доведение до сведения исполнителей, обнародование решения, мотивировка в необходимости его исполнения.
Окончательная устная и письменная корректировка решения, придание ему официального значения посредством «перевода» в приказ, распоряжение и т. д. Организация его исполнения.
Решения в современных условиях, особенно творческого, перспективного характера, не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них. Следовательно, принятие решения это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Опираясь на вышеизложенные аргументы, можно смело дать характеристику портрета современного руководителя. Современный руководитель образовательного учреждения свою деятельность основывает на требованиях оптимальной организации труда, сформированном благоприятном социально-психологическом климате и высокой общей культуре управленческого труда. Детерминирующими компонентами портрета руководителя являются личностные качества, такие как профессиональные, коммуникативные, морально-волевые и организационно-управленческие. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.
Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть:
Дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.
Объективным – умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.
Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.
Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.
Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
Лидером – уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.
В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива. В качестве примера хочу поделится нашим подходом во взаимодействии с коллективом. Традиционным (за 5 лет) интересным и ожидаемым праздником в коллективе стал конкурс «Алло, мы ищем таланты» среди всех сотрудников школы: учителей, воспитателей, работников кухни и технического персонала. Форма проведения – концертная программа. Валентина Дмитриевна готовит дипломы и подарки. Причем спонсоры помогающие в проведении праздника являются гостями а иногда и участниками праздника. Формы выступления различны: вокальное и групповое пение; чтение произведений, исполнение танца, постановка переделанных сказок и произведении в юмористическом стиле. Призерами прошлого года стали технички учебного и спальных корпусов со своей постановкой «Золотая рыбка, на школьный лад». Полный зал зрителей, теплая дружеская атмосфера семейного очага и щедрое внимание администрации и гостей – это огромный и так необходимый в наше время стимул не только к творчеству, но и к осознанию того что « я нужен», «мне здесь хорошо», «здесь мой коллектив».
Кроме творческих встреч коллектив ежегодно выезжает на Днестровский лиман, на берег Днестра. В этом году день учителя отмечали на Днестре, с концертной программой, волейбольным мячом и отличным настроением.
В заключении своего выступления хочу сказать что от нас, руководителей своих звеньев зависит очень многое. Мы, встречая и провожая своих коллег, своим оптимистическим настроением заряжаем энергией, поддерживаем ту искорку учительского тепла, которая разгораясь ярким пламенем согревает детские сердца, поддерживает теплые и дружеские отношения в коллективе и вселяет уверенность и веру у молодых педагогов!!!
Завуч – это профессия,
Призвание иль дорога,
Иль творчества песнь совместная, Иль крест по веленью Бога? Устами Христа брошено, Что Путь победит идущий. Завуч имеет прошлое, Но только он весь в грядущем.






МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ «Парканская средняя
общеобразовательная школа-интернат»


Д О К Л А Д
на тему районного семинара заместителей директора по УВР
«Современные подходы
управленческой деятельности
в системе образования»

Заместитель директора по УВР
Т.Г.Владова



Парканы
2013г