Статья Технология развития критического мышления через чтение и письмо


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Копанская основная общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
Статья
«Развитие критического мышления через чтение и письмо при изучении русского языка и литературы».

Разработал
учитель русского языка и литературы
Лозовая Наталья Евгеньевна
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при изучении русского языка и литературы.
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Мы постоянно думаем, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Я считаю, что применение технологии критического мышления через чтение и письмо помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторами были Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели, которая решает следующие задачи:
1. Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
2. Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.
3. Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
4.Социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз. Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:
Вызов осмысление рефлексия
Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию, осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
-искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия.
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы, используемые на уроках русского языка и литературы.
I.Прием “Написание синквейна”
Синквейн  – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Этот прием можно использовать и на стадии вызова. В начале урока, перед объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему следующего синквейна, то есть подобрать слово, стоящее в первой строке.
Этот прием является продуктивным на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинений-описаний времен года или по картине. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:
Весна
Яркая и теплая
Пришла, растопила, украсила
Дарит людям красоту и мечту.
II.Прием “Верные и неверные утверждения”
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Например: перед изучением темы «местоимение» в 6 классе.
1.   Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.
2.   В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
3.   В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
4.   Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5.   Местоимения изменяются по падежам и числам.
6.   В предложении « Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонились к ней» местоимение является подлежащим.
III.Прием « Знаю-хочу узнать -узнал»
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю(вызов) Хочу узнать(вызов) Узнал(реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации
Например: при изучении темы “ Составное глагольное сказуемое” в 8 классе перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: В мае зацвели тюльпаны – В мае начали цвести тюльпаны.
Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:- Найдите сказуемые. Чем они различаются?
- На какие вопросы они отвечают?
- Что обозначает глагол «начали»?
IV.Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы. Например: этот прием можно использовать при изучении рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник». Начать с тонких вопросов: Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?) и т.д.
Тонкие? Толстые?
Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Могли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...? Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?
Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса — относить его к "тонким” или "толстым”.
V. Прием «Кластер».Кластер – графический систематизатор, схема. Очень важное умение – компактно представлять изученный материал. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Не все дети могут составлять кластеры, несущие большой объем информации. Начиная с 5 класса, приучаю учащихся к составлению небольших схем к правилам.
Например: в 8 классе, изучая тему «Основные виды односоставных предложений», учащиеся сами составляют кластер по теории из учебника.
Предложения
Двусост. Односост.
[ ]

- о.-л. назыв.
- н.-л.
-об.-л.
- безл.
VI. «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера»
Используя прием «Чтение с остановками» чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы.
Примерные вопросы приема « чтение с остановками»:
- По названию предположите, о чем будет рассказ?
- Какие события могут произойти в описанной обстановке?
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
-Что будет с героем после событий рассказа?
Я перечислила лишь небольшую часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Считаю, что критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
Список использованной литературы

Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18
Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19
Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22
Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2000.