Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности «Звуки З, Зь ».


Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности.
Автор: Угорец Елена Львовна, учитель - логопед ЛГ МАДОУ ДСКВ №8 «Рябинка»
Тема: Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки З, Зь ».Цель: Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам  грамоты”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить детей давать характеристику звуков З, Зь в сравнительном плане;
Совершенствовать умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
Совершенствовать навыки звукового анализа слова «Роза»;
продолжать учить исправлять и составлять предложения;
Коррекционно-развивающие:
Учить дифференцировать звуки З, Зь в слогах словах, предложениях.
развивать дыхание и голос;
учить координировать речь с движениями;
Развивать фонематическое процессы, умение слушать друг друга;
формировать мелкую моторику средствами самомассажа;
способствовать развитию памяти, мышления, связной речи, воображения.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания;
Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование.Демонстрационный материал: Запись медленной, плавной музыки – полета для аутотренинга, ковер-самолет, музыка П. Чайковского “Сладкая греза. Изображения: Ученый кот, Фея звуков, Баба-Яга, Змей Горыныч, разноцветные бусы, Звукоград. Карточки для определения местонахождения звука в слове. Листы с заданием, цветные карандаши.
Методы и приемы: - Наглядный  (пособия, картинки); - Словесный (совместная речевая деятельность);  - Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический ( выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  закрепление понятий “звук”, “слово”, “предложение”.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов, знакомство с элементами массажа, артикуляционных упражнений.
Ход занятия
Организационный момент
Посмотрите, ребята, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними.
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Логопед: Ребята, у нас сегодня в гостях Кот Ученый.
Он прибыл к нам из Звукоградаза помощью и рассказал, что в городе случилась беда. Баба-Яга заколдовала и спрятала Фею звуков.
-Ребята, мы поможем спасти Фею?
– Для того, чтобы расколдовать Фею, нужно найти разноцветные бусы для Бабы – Яги, а бусы порвались и рассыпались по всему городу Звукограду. Найти бусы смогут, только самые внимательные, находчивые, самые дружные. Я думаю, что мы самые внимательные, самые находчивые, самые послушные и самые дружные.
Аутотренинг (спокойная музыка).
– Ну, что оправляемся в город звуков на ковре-самолете. Закройте глаза.
1, 2, 3, 4, 5 – в Звукограде мы опять.
Но для того чтобы мы с вами справились со всеми заданиями нам помогут специальные упражнения.
Самомассаж лица, ушей, ног, рук.
– Это глазки, чтобы видеть.Это носик, чтоб дышать.Это ушки, чтобы слышать.Это ножки, чтоб бежать.Это ручки, чтобы друг, друга, крепко обнимать.
Массаж су-джокомЯ мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
Артикуляционная гимнастика
«Заборчик», «Непослушный язычок», «Горка».молодцы все выполнили специальные упражнения и мы отправляемся искать бусины.
Задание 1
Ой, ребята посмотрите кто это?
-Змей Горыныч.
Ребята у Змея Горыныча есть несколькобусин ион отдаст нам их, если вы правильно ответите на вопрос.
Логопед: Назовите, какие звуки вы слышите в начале слов, которые я произнесу сейчас?
– ЗМЕЯ, ЗОНТ, ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯНИКА, ЗЕБРА. 
– Молодцы! Вот у нас появились первые бусины Змей Горыныч и отдал вам две бусины. Бусины нанизывают на ниточку те ребята, которых выбрал Змей Горыныч
Задание 2
Логопед: Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (Кузнечик) Кузнечик сможет помочь вам найти ещё несколько бусин, если вы все расскажите о звуках [з], [з'].
Характеристика звуков [З], [З'].
– Что вы знаете о звуке [З], какой он? (согл., зв., тв.)– А теперь расскажите о звуке [з'], какой он? (согл., зв., мяг.)– Почему эти звуки согласные? Что происходит с язычком, когда мы их произносим? Почему звонкие?– Обрадовался Кузнечик, что вы все о них знаете, и предлагает спеть веселую песенку вместе с ним:
Задание 3
Дети поют чистоговорку о козе Железновой. зы-зы-зы–зы стало скучно без козы.
Кузнечик отдает бусины - Молодцы ребята
Задание 4
Ребята к нам на встречу идет Буратино, а я знаю, у Буратино есть бусинки. Но Буратино упрямый, он не хочет просто так отдавать бусины.
Предлагает нам выполнить задания.
Возьмите простой карандаш в руки, покажем Буратино, что вы умеете правильно держать карандаш, поставьте руку на локоть, а Буратино посмотрит, как вы держите карандаш. А сейчас внимательно послушайте, какое задание вам скажет Буратино.
1.Назовите картинки, которые изображены на листе.
2.Зачеркните картинку в которой нет звуков З и Зь3.Назови картинки с твердым звуком, затем с мягким.4.Обведите, синим карандашом картинку с твердым звуком, а зеленым с мягким звуком Зь.
Задание 5 Звуковой анализ слова “Роза”.
1Сосчитай сколько звуков в слове «Роза». Выберите схему для этого слова. Покажите какую вы выбрали.
Сейчас мы с вами будем раскрашивать схему.
Назовите первый звук в этом слове, он согласный или гласный, в слове роза он твердый или мягкий, каким цветом мы его обозначим, назовите второй и т. д.
Посмотрите на схему, которую мы с вами раскрасили.
Какое слово обозначает эта схема. Слово роза. Сколько согласных? Сколько всего гласных.
Выполните звуковой анализ слова «Роза».
Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданиями – вот вам бусины от незнайки
Ну, что пойдем дальше Физкультминутка.Логоритмика «Я от тебя убегу»
Задание 6Игра с мячом «Исправь предложения».
– Ребята, посмотрите.Это Незнайка он придумал предложения, но его никто не понимает все над ним смеются, давайте поможем исправить предложения
Береза паслась под козой.и т.д.
- Ребята, Незнайка очень рад, что мы ему помогли и хочет нам подарить бусины. А они подходят к нашим бусам, которые мы собираем для Бабы – Яги!
Если останется время упражнение «Рассыпалось слово "Замок"»
Итог занятия.
Ребята вы выполнили все задания и собрали все бусины. Посмотрите, у нас получились настоящие бусы. Баба – Яга обрадовалась и освободила Фею звуков.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- А какие задания показались трудными?
VII. Рефлексия.
Ребята, выберите смайлик, который похож на ваше настроение и подарите Фее.