Презентация Мастер-класс Технология развития критического мышления


«Учитель в какой-то мере актер. Он, так же как и мы, актеры, не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, — какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда учитель с детьми, он обязан забыть обо всем. Это очень трудно» Вера Петровна Марецкая «Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил». Василий Александрович Сухомлинский Хотелось сравнить бы Вас с ними, УЧИТЕЛЬ: Садовник Гений Цветовод Провидец Психолог Созидатель Капитан Творец Штурман Волшебник Гид Воспитатель Учёный Наставник Президент Мама Айболит Спутник Мудрец Помощник Философ Советчик Не стоит равняться на них, Вам, УЧИТЕЛЬ…Судья ПрокурорСледователь СторожПолицейский ТиранНадзиратель КомандирПастух ТеррористКритик ЗаключённыйПалач КиллерКаратель Жертва Враг МстительМученик СтрадалецКаторжник Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом. - повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников. - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. В основе технологии РКМлежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление 1. Вызов Вызов Осмысление Рефлексия «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Кластер», «Загадка», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Да-нетка», «Дерево предсказаний», «Перепутанные логические цепочки» таблица – ЗХУ;маркировка текста – «Инсерт»;чтение с остановками;прием «Зигзаг»кластер сводная таблица;концептуальная таблица;синквейн;сочинение;эссе Во время этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.Некоторые приёмы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие. … слово притаившись-причастие?… в полных страдательных причастиях пишется нн?… вязаный(свитер)-причастие?… в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения пишется суффикс ущ(ющ)?… в причастии уважа?мый суффикс им?… причастие входящий образовано от сущ. вход?… в слове представленный пишется нн? 1 2 3 4 5 6 7 - + - + - - + Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Самостоятельная часть речи Не изменяется Как? Второстепенный член предложения Самостоятельная часть речи Как?, Где? Когда? Не изменяется Образуется от прилагательных Второстепенный член предложения Главный член предложения Признак действия или признака Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы. Знали Хотим узнать Узнали Работаю в паре: что я знаю о (по) теме урока? Ставлю цели Что я знал, а что узнал? Осмысление Знаю Хочу узнать Узнал 1.Определение-это…2 Бывает согласованное и несогласованное3.Обособление определений, выраженных причастными оборотами Нужно обосабливать другие определения?Когда ещё обосабливаются определения? «V» - я это знал« – » - я думал иначе«+» - новое для меня«?» - интересно, непонятно, нужно разобратьсяПрием «Бортовой журнал» Знал Новая информация тема Приём «Кластер» (гроздья) Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На рефлексии – при подведении итогов того, что стадии учащиеся изучили. обозначает часть обозначаетдействие предмета речи действие предмета изменяется глагол изменяется по числам по временам изменяется имеет отвечает на вопросы по родам вид что делать? что сделать?   простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?); уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?); интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?); творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);  оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);  практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?). Тонкие вопросытребуют фактического ответа Толстые вопросытребуют обстоятельного развернутого ответа Кто?Что?Когда?Может…?Будет…?Мог ли…?Как звать…?Было ли…?Согласны ли вы…?Верно ли? Дайте три объяснения, почему…?Объясните, почему…?Почему вы думаете…?Почему вы считаете…?В чём различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…? Это стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Факты Позитивное мышление Проблема Эмоции Творчество Философия Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Жёлтая. Позитивное мышление. Черная. Проблема. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось..Зеленая. Творчество. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы. 1 строка-1 существительное (тема)2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)4 строка- предложение (отношение к теме)5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы) Рефлексия Подлежащее,Главное, необходимое,Говорит, называет,указывает.Без него обойтись трудно.Предмет.  Сказуемое,Главное, необходимое,Сообщает, открывает, сказывает.Без него как-то скучно.Действие. «Мои предпочтения» Цель метода: расслабление для уставшей группы. Участники: вся группа. три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие; три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе. Метод«Мои предпочтения» * Ученик, который учится без желания, - это все равно что птица без крыльев                                                                                                                          Саади