Технология изготовления сундуков и кубе, из истории домбры, особенности строения музыкальных инструментов, технология изготовления сувенирной домбры


Тема : Технология изготовления сундуков и кубе, из истории домбры, особенности строения музыкальных инструментов, технология изготовления сувенирной домбры
Цель урока:
Ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, орнаментами и их использованием в быту человека;
Повышать интерес к национальной культуре, как системе общечеловеческих ценностей;
Формировать умения и навыки при решении творческих заданий.
Оборудование и материалы:
слайдовый материал, альбом репродукций казахского декоративно-прикладного искусства, национальные изделия;
Казахские национальные мелодии;
Таблица с видами орнаментов.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный момент (3 мин.)
Эмоциональный настрой.
Выдвижение цели урока.
2. Слово учителя: сообщение теоретической части «Народные промыслы казахского народа» (презентация) (10 мин.)
3. Постановка учителем цели и задач урока. (5 мин.Общий вид сундука и шкатулки


Технологическая карта изготовления шкатулки.
Последовательность операций Эскиз Инструменты и приспособления
1.Для крышки необходимо подготовить выстроганную дощечку размерами 210х75х15 мм, для корпуса-210х75х25мм Измерительная линейка, карандаш, пилы:поперечная и продольная,рубанок,верстак.
2.Сделать сквозное выпиливание отверстия с помощью электролобзика или выкружной пилки. Делаем разметку на пласте. После этого сверлить отверстие для вставления пики лобзика Линейка, карандаш, коловорот, сверло, верстак, лобзик, циркуль.
3.Подготовить фанерку толщиной 2-3 мм и с двумя другими размерами, равными длине и ширине корпуса 210х75.С помощью клея ПВА, используя груз, приклеить фанерку, а грани ее обработать шкуркой. Линейка, карандаш, пила, верстак,клей ПВА,шкурка4.Полоска металла размерами 20х20мм сгибается пополам. В место сгиба вставить гвоздик и обжимать вокруг него металл в губках тисков. Так же сделать вторую половину петли. Разметить длину закругленной части обеих сторон петли на три звена. У одной из сторонок стачивать надфилем два крайних звена, оставляя выпуклой серединку. У другой наоборот, выпиливают серединку, оставляя по краям завитки. Закрученные части обеих половинок петли совмещают, вставляя внутрь гвоздик или проволоку. У петли обрезают по размеру обе сторонки и сверлят отверстия с последующей их зенковкой под головки шурупов. Линейка, тиски слесарные, кернер,молоток,надфиль, слесарная ножовка, чертилка, плоскогубцы,кусачки, коловорот, сверло, напильник.
5. Подготовив две основные детали шкатулки -крышку и корпус, соедините их вместе. Две накладные петли разметить и с помощью плоской стамески углубить места соединения на столько, сколько составляет толщина петель, и перекрутить их шурупами. Шкатулку шлифовать. Линейка, карандаш, стамеска плоская, отвертка, шурупы, шлифовальная шкурка.
6. Провести на крышке осевые линии, после чего выполнить разметку прямоугольника, ромба и дорожек, расположенных по краям шкатулки. Затем разметить то, что находится внутри ромба, - двойную рамку и малый ромб, куда писать «сияние». Двойная линия рамки показывает ширину канавки, которую резать «соломкой». Она равна 1мм. Линейка, карандаш.
7.Разметить «сияние». Поделить каждую из смежных сторон на три части (42:3=14мм). Поставить точки, из этих точек через центр повести лучи на противоположные стороны. Вписать в каждый треугольник «пирамиду» Линейка, карандаш.
8.Сделать построение для разметки маленьких «сияний», вычертив прямоугольники. Размеры прямоугольников разные. Выполнить деление боковых дорожек на пласте и кромки шкатулки. На пласте разместить 8 прямоугольников, а на кромке – 4.Размеры их по высоте несколько различаются, но это большой роли не играет, так как визуально из-за вытянутости дорожки они будут казаться одинаковыми. На дорожках вычертить ромбы, а в прямоугольниках провести осевые линии и диагонали. В данной работе используйте при разметке шаблон. Он наглядно показывает разметку малых «сияний». Ромбы, которые располагаются на двух дорожках по краям шкатулки, не режутся. Вырезаются ( сколышки) между ними, т.е режется фон у ромба.
Линейка, карандаш, ножи-косяки.
9.Для резания малых «сияний» необходимо использовать очень острый нож с большим углом заточки. Ножи- косяки
10.Сделать небольшую выточку на виде спереди у шкатулки для удобного открывания. Выполняется путем срезания грани на длине 20мм. Необходимо потом ограничить длину. Линейка, карандаш, нож-косяк.
5. Подведение итогов. Выставка работ (5 мин.)
6. Комментирование оценок (2 мин.)
7. Дом. задание