Урок математики Свойство противоположных сторон прямоугольника

УРОК МАТЕМАТИКИ ВО 2 «А» КЛАССЕ

«Свойство противоположных сторон прямоугольника».

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Черепаново
Погожева Светлана Павловна

Цели:
- Ознакомить со свойствами сторон прямоугольника;
- развивать навык устного счета, умение решать задачи;
- развивать логику мышления и смекалку;
- расширять знания об окружающем мире, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, вспомнить правила дорожного движения.

Планируемые результаты:
- учащиеся научатся выполнять устные вычисления;
- моделировать с помощью схематических рисунков; понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- анализировать объекты и выделять существенные и несущественные признаки;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Вид: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: учебник М.И. Моро и др. «Математика» 2 класс, 2 часть, презентация к уроку, геометрические фигуры – с примерами, модель прямоугольника, прямоугольники каждому ученику, светофор и. т.д.













ПЛАН УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Учитель: Дорогие ребята, как вы уже заметили в нашем классе много гостей. Давайте повернемся и поприветствуем их.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Устный счет. Работа с геометрическими материалами.
- Что вы видите на доске? (геометрические фигуры)
- Как называется каждая фигура?
- А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадайте отгадку.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины
Называется (МАШИНА)
- Правильно, машина. Значит, что можно построить из этих фигур? (машину)
Правильно, машину построим все вместе, но по очереди. А для того чтобы поставить деталь машины, нужно сначала решить выражение.
Примеры: 9+7, 8+4, 7+6, 6+6, 9+9, 7+8, 8+8, 7+7, 5+8, 9+6, 6+8.

- Вот у нас получилась хорошенькая машина.
Перед вами картинка автомобиля. Все машины сделаны руками человека на конвейере завода, за 1 минуту завод выпускает 3 грузовика. Собрали их сборщики. Эти люди соединяют детали в одно целое.
- Но все мы знаем, что машина на дороге - это опасно. А как нужно перейти улицу, не попав под машину? (Осторожно, сначала смотрим налево, переходим пол дороги, а потом направо и продолжаем свой путь).
- А что означает каждый цвет светофора?
- МОЛОДЦЫ!

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- А теперь рассмотрите автомобиль. Из каких геометрических фигур он состоит? (из кругов и четырехугольников)
- На какие две группы можно разделить эти фигуры? (Фигуры, имеющие и не имеющие углы, т.е по цвету и по форме.)
- Как называется четырехугольник, фургон автомобиля. (Прямоугольник)
- Можно ли четырехугольник кабины отнести к прямоугольникам? (НЕТ)
- Почему? (У него не все углы прямые)
- Какие фигуры называются прямоугольниками? (Прямоугольники – это четырехугольники, у которых все углы прямые).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним свойством прямоугольника.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


- Посмотрите внимательно на пол и крышу фургона (обозначены синим цветом). Они лежат друг против друга и называются противоположными сторонами.
Давайте проговорим, противоположные стороны.
Назовите цвета, обозначающие другие противоположные стороны (обозначены красным цветом)
- Можно ли назвать противоположными стороны, которые показаны красным цветом? (ДА)
- Как вы думаете, противоположные стороны у прямоугольника (кузова) должны быть равны или нет? (ДА)
- Как это можно проверить? (Измерить линейкой, способ наложения) УЧИТЕЛЬ НАКЛАДЫВАЕТ СТОРОНЫ ДРУГ НА ДРУГА.
- Сколько пар противоположных сторон у прямоугольника? (2)
- Проверим все ли углы прямые.
(учитель проверяет углы)

- СДЕЛАЕМ ВЫВОД: у прямоугольника противоположные стороны равны и все углы прямые.
- Прочитаем в учебнике правило. (Учебник с. 32)
Практическая работа
- У вас на партах есть геометрическая фигура.
- Как доказать, что эта фигура прямоугольник? (Измерить линейкой)
- Обведите каждую пару противоположных сторон вашего прямоугольника одним цветом.
- А еще можно проверить с помощью перегибания.
- Сравним противоположные стороны по длине. (Учитель показывает, как путем перегибания совместить каждую пару противоположных сторон прямоугольника)
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ОБ ИХ ДЛИНЕ: противоположные стороны прямоугольника равны.
- Измерьте противоположные стороны прямоугольника. (При помощи линейки).
- Что теперь вы можете сказать о противоположных сторонах прямоугольника? (Они равны)
- Так вот, прежде чем новая модель сойдет с конвейера, ее внешний вид придумывают дизайнеры на бумаге.
- Ребята, а кто из вас знает, кого называют дизайнером?
ДИЗАЙНЕР - это человек, занимающийся дизайном, то есть внешним видом, оформлением чего-либо.

ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ

- В одной сказочной стране дизайнеры изобрели такие автомобили. Но вот незадача, не могут изобрести грузовик, который не похож на данные. Помогите, ребята. Найдите, недостающий грузовик, который нужно нарисовать вместо пустого квадрата. Кто готов, поднимите руку.
Молодцы, ребята, мы тоже стали дизайнерами.




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы считали и устали,
А потом все дружно встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели – встали, встали – сели
И друг друга не задели.
Мы немного отдохнем
И опять считать начнем.


На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали по кочкам,
Спали темной ночкой,
А проснувшись по утру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка
Вместе весело всегда!






ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ
1. Решение задачи геометрического характера
- А теперь я вам предлагаю помочь мальчику Никите, ответить на вопрос. Поможем? (ДА)
- Откройте (учебники страница 28, № 1.) (Устное выполнение. Учитель заранее готовит такую же модель из деталей конструктора. Противоположные стороны измеряются.)
(Читают задание, отвечают на вопрос)

2. Практическая работа в тетрадях
- А теперь попробуем начертить прямоугольник (фургон) машины, со сторонами 5 см и 3 см.
Сделаем вывод:
- Какую фигуру мы с вами начертили?
- Почему эту фигуру мы назвали прямоугольником? (Имеет прямые углы и противоположные стороны равны).
- Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием.
- На этом наше время подходит к концу.

РЕФЛЕКСИЯ

- И предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью светофора.
Давайте, вспомним, что означает каждый цвет светофора. Итак, красный - это я сегодня ничего не понял(а), желтый –я понял(а) тему урока, но мне нужна помощь учителя, зеленый –я все понял(а) и могу работать самостоятельно.
- А теперь, возьмите карточки и подойдите к нашему светофору.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали о прямоугольнике?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось особенно интересным?

08.02.2013 год.