Программа краткосрочных курсов Сценическая речь и актерское мастерство


Авторская программа курса
по сценической речи и актерскому мастерству
(4 занятия – 8 часов)
1 занятие :Знакомство с аудиторией.
Теория сценической речи – модельность слов (В.Г.Масалова) - 25 мин.
Разминка – ОПФ упражнения – 20 мин.
Вибрационная и артикуляционная разминки – 15 мин.
Работа со словами (произношение, звуковая подача, грамотность)- 15 мин.
Упражнения психо-физического тренинга (ПФТ) – 30 мин.
Работа с тестом: речь для кастинга – 15 мин.
2 занятие:
Разминка ОФП – 15 мин.
Речевая разминка (вибрационный массаж, артикуляционные упражнения) – 25 мин.
Упражнения ПФТ – отработка навыка снятия «механического» зажима, координация. – 40 мин.
Работа с текстом: читаем и произносим скороговорки, читаем новости. – 40 мин.
3 занятие:
Разминка ОФП – «Цифры» - 15 мин.
Речевая разминка (вибрационный массаж, артикуляционные упражнения) – 25 мин.
Упражнения на отработку подачи звука («стих для стены», «добавь громкость», «10 эмоций») – 20 мин.
Упражнения сценического движения («переключаем скорости», «передача слова») – 20 мин.
Работа с текстом: реклама товара – 30 мин.
Игра на актерское мастерство «Ассоциации» - 10 мин.
4 занятие:
Разминка ОФП – 15 мин.
Речевая разминка (вибрационный массаж, артикуляционные упражнения) – 20 мин.
Работа с текстом: гороскоп- 30 мин.
Упражнения актерского тренинга: Нахождение образа, работа в образе. – 50 мин.
Подведение итого курса – 5 мин.
Памятка для сохранения и укрепления голоса
1. Предпочтительно начинать разговаривать (тем более петь) спустя час после просыпания организма, т.к. голосовые связки начинают свою работу позднее всех мышц .2. Остерегаться переохлаждения организма, а также избегать полоскания в холодной воде, холодное или ледяное питье, частое употребление сильногазированых напитков, курения.
3. Правильное питание (витаминизированное меню)
4. Непосредственно перед работой голосом (выступление перед публикой, исполнение песен) выполнить базовые упражнения для разогрева голоса (артикуляционную разминку, вибрационный массаж).
5. При заболеваниях горла – пользоваться советами специалистов и врачей.
Основные разделы курса
Разминка – ОПФ упражнения
Перед началом каждого занятия обязательно проводится разминка с целью разогрева основной группы мышц, участвующих в процессе движения. Это набор базовых элементов разогрева «с головы до ног»:
# вращательные упражнения головы, «прокачка» мышц шеи, активирование подвижности шеи,
# упражнения для разогрева плечевого пояса, поднятие плеч к голове, сведение и разведение плеч с глубоким движением грудной клетки вперед и назад,
# вращательные движения запястий в положении «руки в сторону» в режиме внутрь и наружу, аналогичные движения в локтевых сгибах, затем в предплечьях, далее полное вращение рук, описывая окружность вдоль тела,
# упражнения на подвижность талии и таза – вращение «по спирали», наклоны корпуса вправо и влево, наклоны в стойке «свечка»,
# упражнения для разогрева ягодиц, задней и передней поверхности бедер- приседания «на стул», приседание «на стул» в положении «ноги на ширине плеч»,
# упражнение на подвижность коленных суставов и стоп – вращение коленями в положении «ноги вместе, руки на коленях», вращение стопами в положении «ноги на ширине плеч».
Вибрационная и артикуляционная разминки
Данные виды разминок являются обязательными в занятиях сценической речью. При работе с голосом необходимо произвести «настройку» резонаторов (брюшной, грудной, головной резонаторы), выполнить упражнения для установки брюшного дыхания, определения среднего голоса и опоры звука. Также выполняем несколько упражнений артикуляционной гимнастики с целью разогрева мышц лица и установления четкости и свободы произношения.
Упражнения вибрационного разминки:
«Баня» - прохлапываем ладонями тело с ног до головы, сила прохлапывания должна определяться легким ощущением зуда кожи.
«Массаж» - массируем легкими постукиваниями кулачками грудины, далее пальчиками выполняем массаж лица с подбородка до лба, особенно уделяя внимание верхней губе, носовым пазухам и межбровью. Затем пальчиками «простукиваем» макушку. Весь массаж выполняется под произносимый звук «м». Ощущение во время и после массажа – зуд и вибрация в области проделанного массажа.
«Мокрая собака» - Выполнить полное расслабление мышц, затем имитировать движения «собака отряхивается от воды» с выдыханием звука «бр».
«Горячая картошка» (необходимое упражнение на раскрытие гортани и укрепления брюшного дыхания) – имитируем ситуацию «схватили в рот горячую картофелину, обожглись и быстро вдыхая и выдыхая, остужаем рот»
Упражнения артикуляционной разминки:
Статические упражнения1. «Лопаточка»  широкий язык высунуть,  расслабить,  положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.2. «Чашечка» рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.3. «Иголочка» рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.4. «Горка» рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.5. «Трубочка» высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.Динамические упражнения1. «Часики» высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.2. «Лошадка» присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку Проделать 10-15 раз.3. «Грибок» раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.4. «Качели»  высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.   Упражнение  проводиться  под счет логопеда 10-15 раз.5. «Вкусное варенье»высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.6. «Змейка» рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.7. «Маляр»  высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.8. «Катушка» кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.
Работа со словами (произношение, звуковая подача, грамотность)
Данный раздел работы включает в себя комплекс работы с таблицой модельности слов В.Г. Масаловой. Отрабатывается навык произнесения слов в соответствии моделям при правильной постановке ударения, выполняются упражнения на активность голоса и звука, умение владеть силой голоса.
Упражнения: (выполняются стоя в кругу для полного ощущения звука)
«передача слова» - проговариваем друг другу слова на разные модели (лес, бег, тучи, заяц и т.д.). Аналогичное упражнение «передача слова мячом».
«стих для стены» - произносим фразу, находясь от стены в положении «шаг от стены», «2 шага от стены». Упражнение на усиление подачи звука.
«скороговорка» - произносим вслух скороговорки на трудно произносимые согласные.
«добавь громкость» - произносим фразу или скороговорку в режиме «1 громкость», «2 громкость» и т.д. до 10.
«10 эмоций» - произносим слово, придавая голосом эмоциональный окрас, используем 10 различных эмоций.
Упражнения психо-физического тренинга (ПФТ)
Элементы психо-физического тренинга (упражнения) нацелены на приобретение навыка обнаружения зажимов в теле, скованности в движении, устранение мышечного дискомфорта.
Упражнения.
1. Предложить группе учеников сесть поудобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Обратить их внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т. д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т. д., а потом объяснить разницу в состоянии и ощущениях.
2. Сесть на ручку кресла, определить зажимы и снять их.
3. Походить по комнате, определить излишнее напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а из шеи в плечи и т. д.
4. Прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т. д. и опять найти лишнее напряжение.
Лежа отдыхать на диване. Определить, где зажимы, снять их.
5. Сесть нескольким ученикам на диван, определить, где зажимы.
Все эти упражнения надо варьировать до тех пор, пока ученик не почувствует ощущения хотя бы частичной мышечной свободы.
Упражнения (на выявление индивидуальных зажимов и снятие их).
1. Измерить длину комнаты обыкновенным, спокойным шагом.
2. Открыть и закрыть дверь.
3. Поставить пять стульев к стене.
4. Приготовить комнату для приема гостей.
5. Открыть окно и протереть стекла.
6. Разобрать содержимое сумочки.
7.Завязать галстук, зашнуровать ботинки, повязать косынку.
Часто люди страдают индивидуальными зажимами. Педагог должен очень тщательно следить за учениками, делающими эти упражнения. И лишь только он заметит присущее кому-либо из них напряжение, он должен указать ему на это и добиться снятия зажима.
Упражнения на умение подчинять мышцы своему намерению
1. Посадить всех занимающихся в ряд или полукругом на стулья. По счету «раз» напрягать все тело до предела; по счету «два» полностью расслабиться. И так проделать несколько раз.
2. Сидя на стуле или прохаживаясь по комнате, поочередно напрягать то мышцы шеи, то плеч, то спины, то правой ноги, то левой, затем правой руки, левой руки. Напрячь одновременно мышцы правой ноги и левой руки и наоборот. Переводить напряжение с правой ноги на левую и т. д.
3. Сесть прямо и отвести плечи назад. Проверить, какие мускулы спины работают. Эти движения повторить несколько раз.
4. В той же позе отвести сперва правое плечо, потом левое, не помогая себе руками.
5. «Манекены». Упражнение на полное напряжение тела. Одному ученику принять любое положение и напрячь все тело. Другой ученик переносит занявшего позу (манекен) на другое место. Положение первого не должно измениться, тело не должно расслабиться.
6. «Тряпичные куклы». Упражнение на полное расслабление тела. Ученики — тряпичные куклы, повешенные на гвоздики. Их снимают с гвоздика и сбрасывают на пол.
7. Встать у стены и на счет 4, 8, 16, 32 постепенно сгибаться и так же, на тот же счет, разгибаться. Это же упражнение проделать в сидячем положении. Сначала падает голова, затем сгибается шея, первый позвонок, второй и т. д.
8. Проверить работу мышц кисти рук:
а) подвигать каждым пальцем руки в отдельности. Согнуть пальцы рук поочередно;
б) потрясти кистями рук, как бы стряхивая с них каплю воды. Помахать кистями рук на лицо, как будто бы жарко. Рисовать кистями рук лежачую восьмерку, делать «веер», как бы стрелять пальцами, хватать пальцами (в названных упражнениях работают только кисти);
в) сцепить кисти и сделать руками непрерывную волну — можно всем вместе, а можно по очереди, как бы передавая ее поочередно друг другу.
9. Оставляя все тело спокойным, действовать только од ной рукой, одной ногой, затем головой и т. д.
10. Положить правую ногу на левую и ступней правой ноги нарисовать буквы: О, Д, А и другие, а затем то же самое сделать левой ступней.
Работа с тестом
Данный раздел включает в себя практические задания по работе с текстом
1 занятие – речь для кастинга (отработка правильности произношения, подача звука)
2 занятие –скороговорочный рассказ, читаем новости ( делаем акцент на подбор эмоциональной подачи при помощи силы звука, отрабатываем навык правильной речи)
3 занятие - произносим рекламный текст ( учимся правильно определять обстоятельства, при которых необходимо произносить текст, учимся «входить в образ», отработка навыка правильной речи)
4 занятие – читаем гороскоп (произносим большой текст, правильно рассчитывая дыхание, силу звука, умение удерживать предлагаемый «образ»)
Упражнения актерского тренинга
В данном разделе используются упражнения, направленные на развитие воображения, координации движения. Участникам задаются этюды на предлагаемые обстоятельства и их изменения, умение продлевать действия героя (персонажа), отработка актерского навыка наблюдения, постановка движений в ПФД (памяти физического действия)- тело помнит как открывать дверь, как пить из стакана, как бывает холодно или жарко и т.д.