Разработка открытого занятия по предмету «Актёрское мастерство»

МКУ ДО «Дом детского творчества» города Новопавловска




ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Кружок «Золотой ключик»





Год обучения: 1 год
Возраст обучающихся 10-16 лет

Подготовила: педагог дополнительного образования
Сидорова О.Г.





Разработка открытого занятия по предмету «Актёрское мастерство»
Занятие: «Игра – превращение».
Тема: «Актёрское мастерство».
Цель занятия: обучение учащихся основам актёрского мастерства.
Задачи:
Познакомить с элементами актёрского мастерства;
Способствовать развитию веры в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);
Воспитывать навык коммуникативного общения.
Возраст детей – 10-16 лет.
Форма проведения – занятие – игра, репетиция.
Оборудование для педагога:
- музыкальный центр;
- фонограммы ;
- сценарий сказки «Кошелёчек».
Оборудование для детей:
- кукла гусеницы с загадками;
- перчаточные куклы;
- грим.


















Модель проведения открытого занятия
в кружке «Золотой ключик»
Блоки
Этапы
Этап
учебного
занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Результат

Подготовительный






Основной



























Итоговый





1 этап







2 этап






3 этап







4 этап












5 этап

Организационный







Подготовительный






Установочный







Ознакомительный












Итоговый

Подготовка обучающихся к работе на занятии





Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Обеспечение восприятия






Установление правильности и осознанности усвоения материала








Формирование целостного представления о теме. Анализ и
оценка результативности
Организация начала занятия, создание настроя.
Упражнение - приветствие.
«Доскажи словечко»
«Составь слово»

Сообщение темы:
«Актёрское мастерство»
Цель занятия: Обучение основам актёрского мастерства.

Использование приёмов, которые активизируют познавательную деятельность (беседа о театре и многообразии элементов театрального искусства)

Применение тренировочных упражнений к разделу сценическая речь:
Репетиция украинской сказки «Кошелёчек».

Педагог совместно с обучающимися подводит итог занятия. Оценка результативности через превращение (вручение бабочек).
Восприятие







Осмысление начала работы





Осмысление начала работы






Осознанное усвоение материала










Осмысление выполненной работы.
Самоутверждение детей в успешности


План - конспект открытого занятия.

- Добрый день! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете очень скоро. И прежде чем мы разгадаем эту несложную загадку, я предлагаю поприветствовать друг друга в необычной форме, а именно попробуйте найти рифму к строчкам и доскажите словечко.
Подготовка детей к работе на занятии. Создание настроя.
Упражнение - приветствие «Доскажи словечко».
- Я вас приветствую, друзья.
Грустить сегодня нам нельзя!
- Меня приветствуйте в ответ,
Скажите громко все: (дети отвечают) Привет!
- Учиться нам, друзья, не лень!
Вы говорите: (дети отвечают) Добрый день!
- Загадок много ждёт везде!
Вы говорите: (дети отвечают) Здравствуйте!
Здравствуйте, сегодня мы с вами познакомимся с основами актёрского мастерства. Актёрское мастерство – искусство загадочное. И сегодня мы попробуем его разгадать.
Упражнение – активизация внимания «Составь слово»
Писатель пьесу написал,
В театр он её отдал.
Получит роль свою актёр.
Поставит пьесу режиссёр.
Правильно, и первая буква, которая появится перед нами – это буква «Р».
Загадка № 2.
Чтоб за живое зрителя задеть.
Приходится актёру даже петь.
Он в творчестве своём атлант.
В актёре главное – талант!
И вторая буква, которая появляется у нас на доске – буква «Т».
Загадка №3.
Звенит звонок,
Закончен акт
И начинается антракт.
Третья буква «А», молодцы!


Загадка №4.
Сыграть в нём все мечтают дети.
И знают все его на свете.
Киножурнал любимый наш.
И он зовётся «ЕРАЛАШ»!
Отлично справляетесь с загадками. И вот перед нами появляется следующая буква, буква «Е».
И последняя пятая загадка.
Вот на спектакле целый класс.
Начнётся действие сейчас,
Чтоб не мешал нам перезвон,
Все отключили – телефон.
Последняя буква «Т». Ребята, все буквы перед вами, попробуйте составить слово. И вот перед нами появляется целое слово «Театр».
Действительно, сегодня благодаря вам, мы все вместе отправляемся в мир театра, и попробуем себя в роли кукловодов, гримёров, режиссёров и самых настоящих артистов.
Готовы отправиться в настоящий театр? (дети отвечают)
Тогда, ответьте ещё на один мой вопрос: «В каких театрах вы были, и какой театр вам знаком?» (дети отвечают).
- Правильно, драматический театр, музыкальный театр, театр кукол, театр пластики. Молодцы. Действительно, театральное искусство – искусство многогранное – оно соединяет в себе и музыку и изобразительное искусство и пластику и многое другое, и конечно это волшебное искусство, потому что оно способно превращать и превращаться!
- Обратите внимание, перед вами слово «театр» и сейчас я попробую превратить это слово (на доску крепится голова гусеницы). Перед нами появилась гусеница, она поможет вам узнать о превращениях, о тайнах и загадках актёрского мастерства.
Сегодня произойдёт несколько превращений, которое произойдёт и с гусеницей, а самое главное превращение – это ваше. К концу нашего занятия каждый из вас узнает очень много о театре и превратится в самого настоящего артиста. А чтобы стать настоящим артистом, что нужно уметь делать? Как вы думаете? (дети отвечают) А сейчас мы с вами проведём театральную разминку. Я попрошу вас ответить на следующие вопросы.
1. Как назывались первые актёры на Руси? (Скоморохи)
2. Кто готовит и осуществляет постановку спектакля? (Режиссёр)
3. Как называется разговор двух актёров на сцене? (Диалог)
4. Как называются специальные театральные краски для изменения лица? (Грим)
5. Как называется явление, когда зрительный зал переполнен, а в кассе нет билетов? (Аншлаг)
6. Как называются специальные осветительные приборы, используемые в театре? (Софиты, прожектора)
7. Как называются одним словом поддельные предметы, употребляемые в театре вместо настоящих вещей? (Бутафория)
8. Как называется актёр, работающий с куклами? (Кукловод)
9. Как называется искусство создания сценического образа при помощи пластики, мимики, жестов? (Пантомима)
10. Как называется лист, на котором даётся информация о предстоящем спектакле? (Афиша)
11. Как называется оформление сцены на спектакле? (Декорация)
12. Как называется изделие из искусственных волос, которое актёры надевают на спектакль? (Парик)

Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы.
Как вы знаете, актёр должен уметь двигаться на сцене, чётко проговаривать текст своей роли, наносить грим и многое, многое другое. И сегодня мы попробуем научиться правильно, проговаривать текст, двигаться на сценической площадке, попробовать себя в роли кукловода. Давайте обратимся к нашей загадочной гостье и посмотрим, какие сюрпризы она для нас приготовила. Первый элемент театрального искусства – это сценическая речь. Ведь каждый актёр работает над ролью и добивается чёткого произношения с помощью различных упражнений и тренингов. Я предлагаю вам попробовать выполнить несколько весёлых и одновременно полезных упражнений.
Сценическая речь.
Выполнение упражнений на разминку речевого аппарата.
Упражнение «Повторялки»
Дети повторяют за педагогом.
Вращательные движения кистями рук Лаки - луки
Движение рук по диагонали Коса – касса
Руки двигаются так, как будто открывают краны с водой Ралли – рулли
Тянемся руками так, как-будто что-то не можем достать Баки – буки
Немного размялись, а теперь переходим непосредственно к тексту нашей роли. Это стихотворение «Весёлый мяч».
Стихотворение «Весёлый мяч»
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь?
Синий, красный, голубой!
Не угнаться за тобой!
А теперь, попробуем с помощью стихотворения выразить разные эмоции. Например, попробуйте поругаться на меня с помощью стихотворения, спросить меня, напугать.
Молодцы, вы справились с этим заданием и потихонечку начинаете превращаться в артистов, а наша гусеница в кокон.

Дикционный тренинг.

Распевка: А-О-У-И-Ы.
Начинаем проверку ваших театральных способностей. Когда-то в театре существовало жестокое правило: у каждого актёра было своё амплуа, то есть актёры играли только те роли, которые больше подходили им по складу их характера. В современном театре нет жесткого деления на амплуа. И актёр, который вчера играл злодея, сегодня может играть романтического положительного героя. Разнообразие предлагаемых характеров требует серьёзной профессиональной подготовки. Я предлагаю вам по очереди произнести скороговорки, сначала громко и четко, а потом также дружно и шепотом.
Кружковцам выдаются карточки с текстами скороговорок. Ребята по очереди выполняют задание
1.Сшит колпак не по колпаковски. Надо его переколпаковать да перевыколпаковать.
2.На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
3.33 корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
4.Вёз корабль карамель. Налетел корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.
5. «Расскажите про покупки.»
«Про какие, про покупки?»
«Про покупки, про покупки, про покупочки мои»
6. Ехал Грека через реку
Видит Грека – в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.
Сценическое движение.
Упражнение «Мяч»
Сейчас все вы превращаетесь в мячи, но только мячи сдувшиеся. Я возьму в руки воображаемый насос и буду надувать вас со звуком «Ш-ш-ш», а вы будете расти, надуваться с нарастающим звуком «О-о-о». Затем я постараюсь поиграть с вами, как с самыми настоящими мячами.
Грим.
Ребята, скажите, а какие эмоции показывает на сцене актёр? Он может быть грустным? Весёлым? Злым? Добрым? Конечно! И я предлагаю вам сегодня попробовать показать несколько эмоций, но прежде чем мы приступим, необходимо размять наше лицо, а именно мимику лица. Попробуем!
Упражнение «Комар»
Представьте, что на ваше лицо прилетел и сел комар. Прогонять руками его нельзя, крутить головой нельзя и дуть тоже. Вы можете справиться с комаром только с помощью мимики, с помощью движения мышц своего лица. Я буду говорить, на какую часть лица сел комар, а вы будете прогонять его с помощью своей мимики.
Итак, комар на носу, на лбу, на щеках, на подбородке, а сейчас прилетела целая стая комаров и облепила всё ваше лицо!
Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь, попробуем показать несколько эмоций, например, грусть, злость, удивление, и конечно, радость!
Хорошо, ребята, вы молодцы, но ведь не всегда актёры могут выразить все чувства и эмоции, поэтому театральный грим приходит на помощь. Ведь с помощью грима, можно не только выразить человеческие эмоции, но и выполнить грим, имитирующий животное или растение.
Театр кукол.
В начале занятия, мы говорили, что театр может быть драматическим, музыкальным и кукольным. Сегодня я познакомлю вас с различными куклами (перчаточная, пальчиковая).
А хотите попробовать себя в роли кукловода?
Театральная игра «Ракетка»
Как вы думаете, для чего предназначена ракетка? А ещё! А мы попробуем поиграть ни мячами, ни ракетками, а настоящими словами с помощью стихотворения «Наша Таня». Я буду бросать вам первое слово, а вы отвечать мне следующим.
Стихотворение «Наша Таня»
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч!



Репетиция украинской народной сказки «Кошелёчек»

Действующие лица:
Дед
Бабка
Первый хлопец
Чумак
Второй хлопец
Рассказчик
Рассказчик: Жили-были бабка с дедом
Не в раю и не в аду
С Богом, чертом и соседом
В мире и с собой в ладу.
Жили скромно, небогато.
Вечно в хлопотах, в трудах.
Бабка прибирала хату,
Дед работал на волах.
Есть волы, но без повозки
Не поедешь никуда –
На спине воловьей жестко!
Только горе – не беда!
Чтобы родичей проведать,
Приходилось вновь и вновь
Брать повозку у соседа,
А ему – давать волов.
Бабка: Это как же, это что же,
Ты подумай только, дед,
Ведь волы едят дай боже,
А повозка кума – нет!
Мы в убытке, так нечестно!
Надо нам волов продать,
Чтобы каждый день воскресный
Ездить – свой черед не ждать!
Купим мы с тобой кобылу
И повозку купим к ней.
Поезжай-ка в город, милый,
Возвращайся поскорей!
Дед (поет): По дороге пан пойдет,
Рублик золотой найдет.
На него от радости
Купит деткам сладости.
По дороге поп пойдет,
Рубль серебряный найдет,
Да в карман положит –
Бог ему поможет!
По дороге я пойду,
Ничего-то не найду.
До меня здесь люди шли,
Все, что было – все нашли!
Рассказчик: А на ярмарке народ
Целый день толпится,
Покупает, продает,
Пьет и веселится!
Первый хлопец: Чем богат, что продаешь,
Что привез, дедуля?
Нынче спрос растет на рожь,
Бульбу и цибули!
Дед: Я волов хочу продать,
Да купить кобылку.
Второй хлопец (смеясь):
Добре, дед! Могу сменять
Живность на горилку!
Первый хлопец (Второму хлопцу):
Да отстань ты!(деду)
У меня лошадь есть, что надо!
Второй хлопец:
За такого бы коня
Я отдал все стадо!
Первый хлопец: Если хочешь, уступлю,
На волов сменяю!
Я же, дед, тебя люблю,
Чту и уважаю!
Скоро убедишься сам,
Как мой конь прекрасен!
Дед: Ладно, хлопцы, по рукам!
Второй хлопец (Первому хлопцу):
Видишь, он согласен.
Второй хлопец:
Конь хорош, да только вот
Выгодней корова!
Молоко она дает.
Дед: Говоришь толково!
Только где корову взять?
Второй хлопец: Я тебе сменяю!
Без коровы, дед, нельзя!
Дед: Знаю, хлопец, знаю!
Второй хлопец:
Ну, так что, дед, по рукам?
Дед: По рукам! Согласен!
Первый хлопец: Да сдалась корова вам!
Смысл ее не ясен!
Вот свинья приносит в год
Поросят с десяток!
Ну, а если повезет,
Двадцать поросяток!
Дед: Это точно! О свинье
Я давно мечтаю!
Первый хлопец: Повезло, старик, тебе.
Так и быть, сменяю!
Дед: Ладно, хлопец, по рукам!
Первый хлопец: По рукам, папаша!
Второй хлопец: Да к чему та хрюшка вам?
Лучше уж барашек!
Шерсти можно ведь с него
Понастричь немало!
А свинья что – пятачок
Да кусочек сала!
Дед: Правда, что и говорить,
Шерсть доход приносит.
Второй хлопец: А свинья вас разорит,
Жрать все время просит!
Ну, так что? Меняешь, дед,
Ты свинью?
Дед: Меняю!
Первый хлопец: Волк пришел – барашка нет,
Что тогда?
Дед: Не знаю!
Первый хлопец: Гусь в хозяйстве-то нужней –
Важная он птица!
Принесешь его жене,
Вот так удивится!
Дед: Что ты хочешь за него?
Первый хлопец: Твоего барана!
Дед: Забирай! Пасти его
Все равно не стану!
Второй хлопец: Гусь хорош, но вот петух
Вдвое лучше будет!
Голос у него и слух –
Мертвого разбудит!
Дед: За него тебе отдам
Я гуся без спора!
Второй хлопец: Хорошо, дед, по рукам!
Первый хлопец: Ну, а если воры
Украдут с плетня его
Или съест лисица?
Дед: Да, остаться без всего –
Это не годится!
Первый хлопец: Вот, дедуля, посмотри,
Кошелечек новый!
Спрячешь у него внутри
Кровный свой целковый!
Дед: Эх, прощай мой петушок,
Будет понадежней
Прятать деньги в кошелек!
Первый хлопец: Все в нем спрятать можно!
Ну, прощай без лишних слов!
Дед (озадаченно): Что же здесь творится?
Разве стоит двух волов
Эта вот вещица?
На мякине провели
Старого, хитрюги!
Это точно москали –
Все они ворюги!
Дед: Ладно, надо мне домой
К бабке возвращаться.
Чумак: Эй, поехали со мной!
Дед: Что ж не покататься?!
Чумак: Что на ярмарке продал?
Дед: Да волов упряжку
На кобылу променял.
Чумак (весело):Где ж она, бедняжка?
Дед: Променял ее сперва
Хлопцам на корову,
А потом и на свинью,
Дурень бестолковый!
А свинью-то променял
Сразу на барана,
А барана – на гуся.
Чумак: Да уж, это странно!
Дед: За гуся мне петушка
Эти хлопцы дали.
Так дошло до кошелька,
И они удрали!
Чумак: Слазь-ка с воза, куманек,
Он и так нагружен!
Дед: Вот, возьми мой кошелек,
Мне пустой не нужен!
Дома ждет меня жена,
Скоро ночь настанет!
Чумак: Ну, тебе задаст она,
Все грехи помянет!
Дед: Повезло мне, кум, с женой,
В свитке я родился!
Скажет, рада, что живой
В хату воротился!
Чумак: Быть не может! Об заклад
Я готов побиться,
Что от этаких утрат
Баба разозлится!
Я к тебе пойду домой.
Коль она так скажет,
Кошелек отдам и свой
Воз со всей поклажей!
Чумак (весело): Здравствуй, Бабка! Торговал
Я сегодня мылом
И слыхал, волов сменял
Дед твой на кобылу!
Бабка: Это очень хорошо,
Нам нужна кобыла!
Чумак: Да не знаешь ты еще,
Что там дальше было!
Ту кобылу дед сменял
Сразу на корову!
Бабка: Вот так счастье для меня,
Счастье, право слово!
Чумак: Погоди, корова та
Превратилась в свинку!
Бабка: Ах, сбылась моя мечта
О такой скотинке!
Чумак: Нет, свинью он поменял
Тут же на барана!
Бабка: Молодец, не прогадал,
Прясть зимою стану!
Чумак: А барана на гуся
Променял, не глядя!
Бабка: Хорошо, не на лося!
Что же дальше, дядя?
Чумак: Дальше гусь стал петушком!
Бабка: Утром нас разбудит!
Чумак: Но петух стал кошельком.
Бабка: Денег больше будет!
Чумак: Кошельком за путь домой
Дед твой расплатился.
Бабка: Рада я, что хоть живой
В хату воротился!
Чумак (пораженно): Баба эта – просто клад!
Рассказчик: Долго он дивился.
И с поры той об заклад
Никогда не бился!
А дед с бабкою живут,
Лет не замечая.
Если гости к ним придут,
Всех напоят чаем!
Конец
Молодцы, вот так, путешествуя в мире театра, вы попробовали себя в роли актёров и кукольных героев. Узнали, что такое сценическая речь, игра, движение, грим. А что же произошло с нашей гусеницей. Как вы думаете, в кого она превратилась? (звучит загадочная музыка, педагог открывает кокон).
Только с помощью ваших усилий и веры в чудеса произошло это чудесное превращение. И в заключение я хочу сказать всем вам большое спасибо и подарить вам этих чудесных бабочек, которые позволят вам не забывать о нашей встрече, помнить о театре, верить в превращения и открывать для себя новые грани волшебного мира театра.





























Самоанализ занятия
«Актёрское мастерство».
Данное занятие знакомит обучающихся с разными видами театрального искусства.
Цель занятия: обучение кружковцев элементам актёрского мастерства.
Для эффективного достижения цели была выбрана следующая форма работы – игра - превращение, которая позволила наиболее полно и ярко дать представление детям о многогранности театрального искусства.
Сценическая игра – основной вид деятельности на занятии.
Во-первых, потому что играть принято, играть легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре (игра, есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придаёт весомость каждому моменту игры.
В-третьих, игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщения к ним.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Это придаёт интригу, держит интерес обучающихся на занятии на уровне высокого внимания, а деятельность, на уровне высокой активности
Занятие рассчитано на группу детей 10-16 лет. Подобранные упражнения соответствуют их возрасту, их потребностям, интересам и возможностям. При подготовке занятия были поставлены следующие задачи:
Познакомить с элементами актёрского мастерства;
Способствовать развитию веры в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);
Воспитывать навык коммуникативного общения.
В ходе занятия задачи были реализованы:
Образовательная – обучающиеся познакомились с элементами актёрского мастерства;
Развивающая – на занятии были созданы условия для развития творческого воображения, фантазии, мышления и чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
Воспитательная – предлагаемые упражнения и задания способствовали развитию навыков коммуникативного общения у ребят.



Занятие включало в себя 5 этапов:
Организация начала занятия, создание настроя. Активизация внимания.
Подготовительный. Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Установочный. Обеспечение восприятия.
Знакомство с основными элементами театрального искусства.
Практическая часть включала в себя: выполнение упражнений по основным элементам театрального искусства, репетиция.
Итоговый. Формирование целостного представления о теме. Оценка результативности через превращение (вручение бабочек).
Все этапы взаимосвязаны, а структура занятия рациональна для решения поставленных задач.
Для прослеживания всех этапов игры - превращения, были использованы следующие методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный;
Метод взаимодействия;
Метод физических действий.
Объяснительно-иллюстративный метод позволяет преподнести информацию по теме наглядно, в более яркой незабываемой и понятной форме.
Метод взаимодействия позволяет научить действовать согласованно, взаимодействуя с другими детьми и педагогом.
Метод физических действий является главным методом, формулу этого метода можно развернуть в несколько ключевых принципов:
Действие – язык театрального искусства;
Внимание, воображение, свобода и действие – важнейшие и взаимообусловленные элементы «системы Станиславского»;
Действие всегда целенаправленно и результативно;
Действие – единый психофизический процесс, следовательно, действие – путь к чувству;
Действие может совершаться только здесь, сейчас и впервые;
Овладение логикой действия героя – путь к перевоплощению;
Личностный характер действия – также путь к перевоплощению;
Творчество артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения.
Ни один из этих принципов не может быть опущен и проигнорирован в процессе педагогической работы по методу физических действий. Основная часть занятия была построена на взаимодействии с детьми, которая позволила активизировать и стимулировать их творческое мышление, воображение. В результате обучающиеся попробовали себя в роли мячей, кукловодов, зрителей, актеров, узнали о разнообразии театрального искусства.
Кружковцы на занятии были активны, организованны, сотрудничали друг с другом. Считаю, что поставленная цель достигнута, задачи реализованы, итог по теме подведён, получили удовольствие от проделанной работы.































1.Сшит колпак не по колпаковски.
Надо его переколпаковать
Да перевыколпаковать.


2.На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.


3.33 корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.


4.Вёз корабль карамель.
Налетел корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.


5. «Расскажите про покупки.»
«Про какие, про покупки?»
«Про покупки, про покупки, про покупочки мои»


6. Ехал Грека через реку
Видит Грека – в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.