открытое занятие по ознакомлению с окружающим, экология в подг. группе Признаки весны


Занятие в подготовительной группе «Признаки весны».
Конспект занятия «Признаки весны»
Цель: 
1. Активизировать у детей все сенсорные системы (слух, осязание, зрение) .
2. Активизировать словарь детей (прилагательные, глаголы).
3. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление.
4. Развивать связную речь, учить составлять предложения и небольшие рассказы.
5. Учить ориентироваться на листе бумаги в клеточку, учить соединять точки на листе.
6. Учить работать со схемами, схематичными изображениями предметов.
7. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.
Материал: Три ведра, снег, лед, вода, свеча, ложка, спички, счётные палочки, бумажный кораблик, магнитофон, запись голосов птиц, схемы, мнемотаблицы, листы бумаги в крупную клетку, картинки о весне, картинки «перелетные птицы».Организационный момент:
Педагог детям: «Сегодня тема нашего занятия «Весна. Признаки весны». Мы с вами поиграем, поработаем руками, посмотрим и послушаем. Будьте очень внимательны. Постарайтесь запомнить все, о чем будем говорить».
Часть 1: «Вода, снег, лед».
Игра «Тактильные ощущения». Дети закрывают глаза ,педагог предлагает детям по очереди опустить руки в 3 ведра: первое с сосулькой, второе со снегом, третье с холодной водой. После того, как дети опустят руки в каждое из трех ведер, они по просьбе педагога рассказывают о своих тактильных ощущениях. После открывают глаза, педагог с детьми рассматривает снег, лед и воду.
Активизация и пополнение словарного запаса: твердая, мягкая, холодная, влажная, сырая, белая, прозрачная, острая, блестит, таит, переливается.Проведение опыта «Снег превращается в воду». Путем нагревания снега в ложке, он тает и превращается в воду.
Совместные рассуждения, логически - мыслительная деятельность педагога и детей: Как снег превращается в воду? — Тает под действием тепла — Почему тает снег на улице? Становится теплее, пригревает солнышко . Когда греет солнышко все теплее и теплее? - Весной.
Логический вывод: Весной солнце греет теплее, снег и лед начинают таять.
Составление предложения по мнемокартинкам.
Часть 2: Составление узора из счётных палочек.
Педагог предлагает составить узор «Кораблик» из счётных палочек. Дети аккуратно, двумя пальцами берут по одной счётной палочки, выполняют работу с опорой на образец. После завершения работы сравниваются поделки - у кого аккуратнее выполнено.
Практическая работа с бумагой «Кораблик».
Активизация и пополнение словарного запаса. Дид. игра « Какие бывают лодки?»
Из дерева — деревянныеИз металла - металлическиеИз пластмассы - пластмассовыеИз бумаги — бумажные.Проведение опыта «Бумажный кораблик не тонет в воде». Педагог предлагает опустить бумажные кораблики на воду - они не тонут, потому что бумага легкая.
Совместные рассуждение, логически — мыслительная деятельность педагога и детей : Где на улице можно пускать кораблики? - В лужах, в ручьях. - Когда появляются ручьи? — весной, когда тает снег, бегут ручьи.
Логический вывод: Весной тает снег, бегут ручьи, можно пускать кораблики.
Составление предложения по мнемокартинкам.
Часть3: Активизация слухового анализатора.
Детям предлагается сесть на пол в позу «лотоса», закрыть глаза, и послушать запись на магнитофоне. Звучит запись «Голоса птиц».
Совместная логически-мыслительная деятельность педагога и детей: Чем мы слышим звуки? Ушами. Что мы слышим? - Голоса птиц. Что происходит с птицами весной? - прилетают перелетные птицы, вьют гнезда, выводят птенцов.
Логический вывод: Весной прилетают перелётные птицы.
Рассматривание картинок «Перелетные птицы» (ласточка, журавль, дикая утка, кукушка, соловей, грачи).Составление предложений по картинке.
Часть 4: Рисование по клеточкам и точкам.
Дети садятся за стол. Им предлагается индивидуальная работа на листах в клетку по рисованию фигур путем соединения точек. Картинки: дерево, цветы, насекомое. После выполнения работы, дети рассматривают получившиеся картинки.
Совместная логически - мыслительная деятельность педагога и детей: Что происходит весной с деревьями? Набухают почки и появляются первые листья. - Что происходит с цветами? — Расцветают первоцветы. Что происходит с насекомыми? — Появляются насекомые,
Логический вывод: Весной оживает природа, появляются листья, расцветают цветы, появляются насекомые.
Составление предложений по картинке.
Физкультминутка «Ранняя весна»
Стало солнце пригревать - рисовать в воздухе указательным пальцем круг
И набухли почки - соединили предплечья рук, подушечки ладоней, пальцы полусогнуты
Скоро выйдут из земли — не меняя положения, поднимаем руки
Первые цветочки – разводим пальцы в стороны.
Часть 6: «Месяцы весны»
Работа со схемой и картинками
Рассказ педагога: «У весны 3 месяца — март, апрель и май. В народе март называют «капельник», потому что в марте пригревает солнце и начинают таять снега, сосульки. Второй месяц апрель – «водолей». Почти все снега тают, много воды. Третий месяц май - «цветень-травень». Природа оживает, появляется трава и цветы
Словарная работа: проговаривание основных слов капельник, водолей, цветень- травень.
Часть 7: Составление рассказа о весне «Весна в окно стучится» по мнемокартинкамРассматривание с детьми мнемотаблицы. Составление предложений. Составление небольшого рассказа о признаках весны. Пересказ рассказа детьми.
Подведение итогов: оценка работы детей на занятии,
Подборка дид. Упр. На тему Весна-кррасна.
С внедрением ФГТ мы должны строить свою работу с учетом комплексно-тематического планирования. Вашему вниманию хочу предложить дидактические игры, упражнения направленные на развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования у детей на тему "Весна".
«Приметы весны»
Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.) . Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их.
«Весенняя поляна»
Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.
В: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Н – р: день-весенний день.
(солнце, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)
«Назови ласково»
Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.
Ход: лист-листик, птица-птичка, дерево-деревце и т. д.
Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»
Цель: Продолжать расширять представления детей о весне, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя используя распространенные предложения.
Чтение стихотворений о весне
Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, обогащать речь детей образными выражениями.
«Шкатулка с весенними сказками»
Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.
Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.
Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.
«Скажи наоборот»
Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.
Ход: большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.«Подбери действие»
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ….
Знакомство с поговорками
Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.
Матушка весна – всем красна. В апреле земля преет. Февраль богат снегом, апрель водой. Весна и осень – на дню погод восемь.
«Чьи листья»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т. д.)
Похожие записи: