Рабочая программа кружка Как хорошо уметь читать

Пояснительная записка.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Как хорошо уметь читать» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы: 
создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
формировать интерес к литературному чтению,
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
( Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. ( Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
( Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
( Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
( Формирование эстетических чувств
( Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
( Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
( Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты :
( Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
( Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
( Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать сво мнение и аргументировать свою точку зрения.
( Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений.
( Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно- эстетического цикла.
( Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
( Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты:
( Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
( Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
( Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
( Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
( Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
( Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
( Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными примами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
( Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы.
В содержание программы выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы «Как хорошо уметь читать»:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.


Календарно - тематический план.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.



п/п

Тема занятия
Кол - во
часов
дата
Основное содержание работы




план
факт


1
Литературные сказки
В.Берестов « Мастер птица»

1
2.09

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Пересказ сюжета по вопросам учителя.
Инсценирование одного эпизода по выбору:
Птицы посылают аиста и соловья учиться пению.
Аист у мудреца.
Соловей у мудреца.

2,3
Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

2
9.09
16.09

Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов.
Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок

4,5
«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

2
23.09
30.09

Учимся разгадывать загадки различной тематики.
Выделение тематических групп загадок, иллюстрирова-ние.
Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей

6,7
Русские народные потешки и прибаутки.
2
7.10
14.10

Учимся читать потешки и прибаутки


8-10
«Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке»

3
21.10
28.10
11.11

Слушание, чтение и рассматривание книги

11-14
«О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход».
Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»

4
18.11
25.11
2.12
9.12

Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника.

15
Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

1
16.12

Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам.

16,
17
Ш.Перро «Красная шапочка»

2
23.12
13.01

Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание.


Ш. Перро «Мальчик с пальчик»





18-20
«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи»
М. Пришвин «Ёж».

3
20.01
27.01
3.02

Чтение, рассматривание книги.

21-23
Сказки о животных
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»

3
10.02
3.03
10.03


Чтение и рассматривание книги

24
Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова

1
17.03


Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма».

25-26
Друзья детства.
К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»

2
24.03
7.04

Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин».

27,
28
Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит»
2
14.04
21.04

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

29
Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка»

1
28.04

Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки».

30-33
О наших сверстниках.
Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»

4
5.05
12.05
19.05

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев.











Лист внесенных изменений в рабочую программу кружка «Как хорошо уметь читать» на 2016-2017 уч. год.

п/п
Наименование раздела, тема урока.
Дата внесения изменений в рабочую программу
Причина внесения изменений в рабочую программу
Основание (приказ по школе)
Отметка заместителя директора по УВР

















































































































































































































































































































13PAGE 15


13PAGE 14815


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15