Программа кружка Родное слово






Авторская программа
кружка
«Родное слово»
(1 – 4 класс)














Введение
Одна из проблем нашего общества - неумение детьми использовать свободное время на пользу себе. Реализация данной программы позволяет решить эту проблему. Педагогика рассматривает досуг, как форму воспитания с точки зрения целенаправленного влияния на детскую личность. Учащегося привлекает курс "Техника речи" тем, что является свободным и основывается на интересе, принося радость и творческое удовлетворение.
К.С. Станиславский говорил:":У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которое должен почувствовать говорящий..."
Решение задач программы осуществляется линейно, от занятия к занятию задания усложняются. При работе по данной программе у воспитанников в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное. Что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышления), так и правого (отвечающего за образное мышление).
Программа помогает воспитаннику совершенствовать выразительность своего чтения, а также показывает пути и средства работы над правильной речью.
Эмоциональная память младших школьников достаточно богата. Поэтому программные разделы соответствуют эмоциональному опыту детей.
Погружение в мир сказок, былин, легенд открывает широкие возможности для приобщения ребенка к народным традициям.











Пояснительная записка
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерные, для младшего школьника. Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию.
Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка особое место отвожу развитию речи, работе со словом.
Цели:
содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
прививать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству.
Педагогическая позиция:
сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
живое общение , содействие эмоциональному пробуждению разума;
обеспечивание речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся;
создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи.

Педагогические средства:
эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение);
занимательность, наглядность, игра, юмор. Все курсы рассчитаны на 34 рабочих недели, общий курс 135 часов























Методическое обеспечение программы

Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, но особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми в 7 – 10 возрасте, когда у ребенка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда у него пробуждается потребность говорить правильно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.


В процессе реализации данной программы появляется возможность в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность детей вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.
Методы реализации программы

частично-поисковый;
«мозговой штурм»;
литературные игры;
диалог;
практическая работа;
логические упражнения (ребусы, кроссворды и т.д.).


Отличительная особенность данной программы в том, что она направлена на развитие речи именно младших школьников – как раз детей того возрастного периода, когда они еще обладают особыми способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи. Система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавая определенные высказывания и речевые произведения.

В целях нормализации нагрузки учащихся усиления их познавательного интереса и творческой активности применяются занимательные игры типа кроссвордов, шарад, ребусов, широко практикуется постановка задач проблемного характера, используются игровые приемы и сюжеты, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенно речевой ситуации.
В процессе работы по данной программе можно использовать информацию -методические материалы, литературу из прилагаемого к программе списка. Обучение ведется активными методами, указанными в пояснительной записке программы.
Формы проведения занятий

Коллективные и групповые занятия, викторины, олимпиады, экскурсии, походы, утренники, театрализованные представления.
Формы организации кружковых занятий соответствуют возрасту занимающихся в кружке детей (см. пояснительную записку).
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Дидактическое обеспечение программы:


раздаточный материал для проведения игр;
иллюстрированные материалы;
раздаточный материал по развитию речи;
дидактический материал по чтению.
Подборка материалов: "Внеклассная работа по русскому языку ", "Занимательная грамматика", «Занимательное азбуковедение».


Материально - техническое обеспечение программы.

Занятия кружка проводятся в кабинете начальных классов, на открытом воздухе и в библиотеке.











Организационно – педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми 7-10 лет и направлена на:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития младших школьников. Количество занимающихся в кружке – 10-15 человек. Программа рассчитана на 4 года обучения (135часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03».
Количество часов по годам обучения: 1 год обучения – 33 часа в год (1 раз в неделю по 35 минут); 2 год обучения- 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут); 3 год обучения- 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут); 4 год обучения- 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
Основные формы работы кружка: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В результате занятий по программе ожидается, что воспитанник:
определит систему ценностей;
овладеет профессионально-значимыми качествами: эмоционального восприятия речи, внимания, памяти, образного мышления, воображения;
будет стремится к реализации способностей и талантов, данных ему природой;
научится импровизировать;
полюбит процесс творчества;
получит навыки красивой речи;
сможет реализовать себя в разных видах творчества.
Методы отслеживания результативности
наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом на протяжении всех лет с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
открытые занятия на основе пройденного материала;
обсуждение с детьми результатов деятельности;
беседы с родителями помогают педагогу составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника.
1 класс. Содержание программы:
Ребенок и слово.
Звуковая культура речи. Игры с буквами. Звуки вокруг меня. Слова короткие и длинные. Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов. Игры со словами. Слово «друг» и «враг».
Разноцветные слова.
Словарный запас. Предметы, действия, признак. Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок – ассоциация. Когда я взрослым стану. Слова - мячики «антонимы», «синонимы» игра. Игра «шаги» деление на слоги. Слово – действие. Плохо – хорошо, из «плохого» в «хорошее». Общее предложение. Игра «Если вдруг». Родственные слова.
Грамматические навыки.
Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке. Множество предметов. Множество слов. Составные слова. Игра в слова. Роли слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение». Знакомство с текстом. Связная речь.
Фольклор.
Устное народное творчество. Загадки, песни, считалочки. Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу». Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами. Сочини пословицу, шутку, прибаутку. Знакомство со сказками народов. Расскажи свою любимую сказку. Инсценирование сказки. Распределение ролей. Показ детям детского сада. Фразеологизмы. Фразеологизмы – антонимы. Сравнение и выводы. Сказки загадки. Развитие творческого воображения.
Слово – творчество.
Общее слово. Фантастический префикс. Игра «Слово – сказка». Творческая ошибка. Анализ детских ошибок. Сказки наизнанку. Смешные истории. Азбука важных слов. Лингвистические кубики.
Программа занятий 1 класса – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2 класс. Содержание программы:
Язык – самое удивительное, что есть на свете.
Жили-были, или зачем отправляться в тридевятое царство. Каламбур. Игры со словами. Рифмы. Стихотворения для детей. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко». Слово – сказка. Можно ли сочинить свою сказку?
Учись говорить правильно и красиво.
Кто учит человека говорить? Какие слова нам больше всего нужны? Что такое язык? Зачем он человеку? Как мы общаемся. Интонация. Эмоции. Слова помощники. Информация. Виды и способы ее получения. Как говорят другие? Способы общения. Знаковые системы. Рисуночное письмо.
Язык один. Речь разная.
Ситуация. Цель речи. Акцент и ударение. Устная и письменная речь. Речь и ее хозяин. Мышление и речь. Где и как рождается речь? Учусь выбирать слова. Кто учит нас говорить. История. Мифы. Языки живые и мертвые. Старославянский язык, латынь. Иностранные языки. Переводчики. Могут ли машины переводить? Компьютерные программы.
Секреты орфографии.
Дорога к письменности. А начинали все медведи Рисуночное письмо и священные знаки. Как возникла наша письменность. Работа с древними письменами. Фонемы. Игры с фонемами. О кириллице и глаголице. Как придумали алфавит. О воображение. Что ты видишь, читая? Ошибкоопасные места. Зеркальные и незеркальные слова. Добрый волшебник – ударение. Выразительность и ее роль в предложении, в тексте. Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции? Память. Виды памяти. Память и грамотность. Вывески. Экскурсия в город. Наблюдение.
Программа занятий 2 класса – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

3 класс. Содержание программы:
Мир слов.
Как рождаются новые слова. Как слова стареют. Какие слова стареют и кто такие « архаизмы»? Путешествие по свету. Слово под копирку. Чужие слова. Можно ли без чужих слов? Слова-братья, слова-враги. Строим слова. Строительные блоки слова – морфема. Строительная работа морфем. Приставкина «смыслиночка», «смыслиночка» суффиксов, окончаний. Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии. Что такое «лингвистика». Приставки труженики. Обо всех приставках сразу. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками. Приставки-нарушители. Игры и упражнения с приставками. Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.
Слова родственники. Секреты родственных слов.
Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение. Основа слова хранительница смысла. Строим предложения. Память и грамотность. Понятие «словосочетание». Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма. Повторяющийся узор. Попробую себя в стихах. Знакомство со словарями синонимов и их содержанием. Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.
Текст и виды текстов.
Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений. Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю. Устный пересказ. Виды пересказов. Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями. Письменное изложение близкое к тексту. Творческое изложение. Сочинения и их темы. Накопление материала для работы. План. Особенности работы над сочинениями различных видов. Речевые ошибки и их устранения.
Программа занятий 3 класса – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


4 класс. Содержание программы:
Кто я? Немного обо мне.
Какого я роду, племени. Моя родословная. Как вас зовут. Тайна имени. Гороскоп. Верю, не верю, Я и моя семья. Что такое «хорошо»? Мои друзья.
Мой язык и его части.
Двести тысяч слов – вся жизнь и история народа. Слова сравнивают и подмечают сходство. Метафоры. Метафоры в поэзии. Кто поможет навести порядок в словах. Название частей речи. Что сказать о существительном. Склонения. Особые правила склонения. Друг существительного – прилагательное. Всегда заодно. Как привести все в движение. Глагол это действие. Когда все время что-то происходит. Как не запутаться в глаголах? У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие? Если что-то происходит, происходит в разное время? Наречия, Зачем наречия в стране чудес? Как ведут в предложении его члены?
Знаки на дорогах в мире слов.
Где поставить точку. Восклицательный и вопросительный знаки. Дорога в речи. Что указывают знаки при движении. Зачем две точки одна под другой? На что похоже тире? Хитрая пунктуация. Точка с запятой, а что это? Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко, будет. Что можно строить из абзацев?
Мое словотворчество.
«Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о . Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю. Пофантазируем. Игра «Я начну, а ты продолжи» Проверь себя. Выбери себе задание сам. Праздник «Мой родной язык»
Чем могу, тем помогу.
Изготовление карточек и тестов по русскому языку для 1-4 классов. Экскурсия в детский сад, ремонт книг.
Программа занятий 4 класса – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



Программа занятий 1 класса.

Вид
занятия
Содержание занятия

Количество часов

раздел

Ребенок и слово

4


Практическое
занятие
Звуковая культура речи.
Игры с буквами. Звуки вокруг меня.
1

Урок-игра
Слова короткие и длинные. Игра «Назови лишнее слово». Объяснение.

1

Урок-игра
Слова различные одним звуком. Вычитание букв из слов.
1

диалог
Игры со словами. Слово «друг» и «враг».
1


Разноцветные слова
6

Ролевые игры.
Словарный запас. Предметы, действия, признак.

1

Практическое занятие.
Вкус и цвет. Цветные названия. Рисунок – ассоциация.
1

Игра.
Когда я взрослым стану. Слова – мячики
( антонимы - синонимы) игра. Игра «Шаги»
(деление на слоги)
1

Урок -сочинялка.
Слово – действие. Плохо – хорошо, из плохого в хорошее.
1

Экскурсия.
Общее предложение. Игра «Если вдруг».
1

Практическое занятие. Работа с картинками.
Родственные слова.

1


Грамматические навыки.
6

Практическое занятие. Устно.
Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.
1

Игра.
Множество предметов. Множество слов.
1

Урок - диалог
Составные слова. Игра в слова.
1

диалог
Роль слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов.
1

Практическое занятие. Работа в паре.
Составление предложений по картинке.
Игра « Закончи предложение».

1

Слушание.
Знакомство с текстом. Связная речь.
1


Фольклор
13

Урок- слушание.
Устное народное творчество.
Загадки, песни, считалочки.
1

Урок – беседа.
Пословицы и поговорки.
Игра «Закончи пословицу».
1

Урок –
путешествие.
Сходные пословицы и поговорки. Знакомство с иностранными пословицами.
1

Творчество
Сочини пословицу. Шутки, прибаутки.
1

Литературное слушание.
Знакомство со сказками народов.
Расскажи свою любимую сказку.
1

Практика.
Инсценирование сказки.
Распределение ролей.
4

Урок – праздник.
Показ сказки детям детского сада.
1

Диалог.
Фразеологизмы.

1

Практическое занятие.
Фразеологизмы – антонимы.
Сравнение и выводы.
1

Развитие речи.
Сказки – загадки. Развитие творческого воображения.
1


Слово творчество
4

Урок - фантазия.

Ролевая игра.
Общее слово. Фантастический префикс.
Игра « Слово – сказка».
1


Творческая ошибка. Анализ детских ошибок (Салолет, пришел вчер).
1

Урок творчества.
Сказки наизнанку. Смешные истории.
1

Творчество.
Азбука важных слов.
Лингвистические кубики.
1






















Программа занятий 2 класса.

Вид занятия

Содержание занятия

Количество часов


Язык – самое удивительное, что есть на свете.
7

Урок знакомство.
Жили – были, или зачем отправляться в тридевятое царство.

1

Урок игра.
Каламбур. Игры со словами.

1

Урок творчества.
Рифмы. Стихотворения для детей.

3


Диалог. Игра.

Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко»
1

Сочинялка.

Слово – сказка. Можно ли сочинить свою сказку?

1


Учусь говорить правильно и красиво
6

Диалог -рассуждалка.
Кто учит человека говорить?
Какие слова нам больше всего нужны?

1

Урок – практика.
Что такое язык. Зачем он человеку?
Как мы общаемся.
1

Наблюдение.
Интонация. Эмоции. Слова помощники.
1

Экскурсия.
Информация. Виды и способы ее получения.
1

Диспут.
Как говорят другие? Виды общения.

1

Эксперимент-
творчество.
Знаковые системы. Рисуночное письмо.
1


Язык один, речь разная.
8

Занятие – наблюдение.
Ситуация. Цель речи. Акцент, ударение.
1

Слушание.

Устная и письменная речь.
Речь и ее хозяин.
1

Наблюдение.

Мышление и речь. Где и как рождается речь?

1

Практика.
Ролевая игра.
Учусь выбирать слова.

1

Урок – ознакомление.
Кто учит нас говорить? История.
Мифы.
1

Презентация.
Языки живые и мертвые.
Старославянский язык, латынь.
1

Диспут.
Иностранные языки. Переводчики.
1

Экскурсия.
Может ли машина переводить. Компьютерные программы.
1


Секреты орфографии.
13

Беседа
Дорога к письменности. А начинали все
..медведи.
1

Урок – исследование.
Рисуночное письмо и священные знаки.

1

Урок – исследование.
Как возникла наша письменность?
Работа с древними письменами.
1

Урок - игра.
Фонемы. Игры с фонемами.
1

Урок – путешествие.
О кириллице и глаголице.
1

Урок – творчества..
Игра в слова. Слоги.
2

Урок – игра.
Добрый волшебник – ударение.
1

Анализ.
Смысловое ударение. Что это?
1

Слушание.
Как придумали алфавит?
1

Урок – слушание.
О воображении. Что ты видишь, читая?
1

Практическое занятие.
«Ошибкоопасные» места.
« Зеркальные» и «незеркальные» слова.
1

Урок – сочинялка.
Инструкции и самоинструкции. Кто «сочиняет» инструкции?
1





















Программа занятий 3 класса


Вид занятия


Содержание занятия.


Кол-во
часов


Мир слов.
16

Урок – исследование.
Как рождаются новые слова? И как слова стареют.
1

Урок – загадка.
Беседа.
Какие слова стареют и кто такие «архаизмы»?.
1

Путешествие.
Путешествие по свету. Слово под копирку.

1

Расследование.
(Экскурсия в библиотеку)
Чужие слова. А можно ли без чужих слов?
1

Урок – игра.
Слова – братья.
Слова – враги.
1

Урок - игра
Строим слова
1

Урок - творчества
Строительные блоки слова – морфема.
1

Практическое занятие
Строительная работа морфем. Приставкина «мыслиночка», «смыслиночка», суффиксов, окончаний.
1

Беседа. Практическое занятие.
Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии.
1

Урок – исследование.
Что такое «лингвистика».
1

Урок – исследование.
Приставки труженики. Обо всех приставках сразу.
1

Урок – игра, сочинялка
Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками.
2

Урок – творчества
Приставки – нарушители. Игры си упражнения с приставками.
2

Урок – путешествие
Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.
1


Слова родственники. Секреты родственных слов.
9

Урок – загадка.
Беседа
Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение.
1

Урок - исследование
Основа слова хранительница смысла.
1

Практическое занятие.
Строим предложения.
1

Урок – путешествие.
Память и грамотность. Понятие «словосочетание».
1

Урок – загадка.
Беседа
Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма.
1

Практическое занятие.
Повторяющийся узор.
1

Практическое занятие.
Попробую себя в стихах.
1

Урок – загадка.
Беседа
Знакомство со словами синонимов и их содержанием.
1

Практическое занятие. Презентация.
Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.
1


Текст и виды текстов
9

Практическое занятие.
Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений.
1

Занятие – наблюдение.
Типы текста. Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю.
1

Урок – ознакомление.

Устный пересказ. Виды пересказов.
1

Наблюдение. Практическое занятие.

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями
1

Практика.
Ролевая игра.
Письменное изложение близкое к тексту.
1

Урок – ознакомление.
Творческое изложение.
1

Практическая работа.
Сочинения и их темы. Накопление материала для работы
1

Диспут.
План. Особенности работы над сочинениями различных видов.
1

Расследование.
Речевые ошибки и их устранения
1















Программа занятий 4 класса.

Вид урока

Тема занятия.
Кол-во часов


Кто я? Немного обо мне.
3

Урок- творчества.
Какого я роду, племени?
Моя родословная.
1

Урок – исследование.
Как вас зовут? Тайна имени.
Гороскоп. Верю, не верю.
1

Урок – беседа.
Я и моя семья. Что такое «хорошо»?
Мои друзья.
1


Мой язык и его части.
13

Урок – слушание.
Двести тысяч слов – вся жизнь и история народа.
1

Урок –игра.
Слова сравнивают и подмечают сходство.
Дождь идет, снег идет, время бежит, дни летят
1

Урок – исследование.
«Метафоры» - от греческого перенесение.
Метафоры в поэзии.
1

Беседа.
Кто поможет навести порядок в словах?
Имена частей речи.
1

Практическая работа.
Что сказать о существительном? Склонения.
Особые правила склонения.
1

Наблюдение.
Друг существительного – прилагательное.
Всегда заодно.
1

Урок –творчества.
Как привести все в движение?
Глагол – это действие.
1

Рассуждение.
Когда все время что-то происходит.
Как не запутаться в глаголах?
1

Беседа.
У кого какие заботы? Сколько лиц совершают действие?
1

Наблюдение.
Сколько спряжений у русских глаголов?
Как их отличить?
1

Наблюдение.
Если что-то происходит, происходит в разное время?
1

Беседа.
Наречия.
Зачем наречия в стране чудес?
1

Беседа.
Как ведут себя в предложении его члены.
1


Знаки на дорогах в мире слов.
5

Урок –игра.
Где поставить точку? Восклицательный, вопросительный.
1

Урок – чтение –беседа.
Дорога в речи. Что указывают знаки при движении?
1

Диспут.
Зачем две точки, одна под другой?
На что похоже тире?
1

Наблюдение.
Хитрая пунктуация.
Точка с запятой, а что это?
1

Повторение.
Разделители и выделители.
Раз словечко, два словечко – будет ....
Что можно строить из абзацев.
1


Мое словотворчество.
7

Урок – творчества.
«Круглый стол» вопросов и ответов.
Расскажи, что ты теперь знаешь о

1

Ролевая игра
Сегодня я учитель.
Вижу, знаю, исправлю, нет – мне помогут.

1

Игра.
Пофантазируем.
«Я начну, а ты продолжи»
1

Самоконтроль.
«Проверь себя» Выбери себе задание сам.

1

Урок –праздник.
«Мой родной язык»
3



Помогу, чем могу.
5

Урок – творчества.
Изготовление карточек, тестов по русскому языку для 1 – 4 классов
4

Экскурсия.
Дружественная встреча с ребятами детского сада. Совместный ремонт книг.

1











Литература.
Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1990.
Панов Внеклассная работа по русскому языку. М., 1992.
Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи Ч., КЛИО 1997.
Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995.
Гранник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991.
Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007. 13. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М; 1990 г. 14. Климанова Л.Ф. Обучение русскому языку через общение. // Начальная школа - 1993 г. - №12 15. Программа курса «Литературное чтение для II-IV классов». Авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова 16. Г.В. Бобровская. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа – 2003 г. - №4 17. Т.М. Вижанкова. Развитие устной монологической речи. // Начальная школа – 1991 г. №2 18. О.М. Степанова. Упражнения для устранения речевых ошибок. // Начальная школа - 1994 г. - №6 19. М.Р. Львов. Культура речи. Школьные проблемы. // Начальная школа – 2002 г. - №1 20. М.Н. Григорьева. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа – 2003 г. - №4










Заголовок 1 Заголовок 315