Рабочая программа кружка Родное слово для 2 класса


Пояснительная записка
Рабочая программа по кружковой работе «Родное слово» составлена на основе:
- комплекса учебно-развивающих пособий курса «Русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам». Учитесь грамотно писать».
- авторскому пособию Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» М.:РОСТкнига,2010.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана для учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Этапы реализации программы кружка:
подготовительный;
непосредственно реализация (план прилагается);
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы кружка:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
Универсальные учебные действия. 2 класс.
Личностными результатами изучения курса «Родное слово» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Родное слово» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родное слово» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различатьударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
План реализации
программы кружка“Родное слово” 2 класс (34 часа)
№ Тема занятия, виды работ Форма деятельности Количество часов Дата проведения Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты
 1 Волшебная страна “Фонетика”.Игра «Подскажи словечко». Анкетирование Дидактические игры. 1 Уточнение понятия «гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие». Звуковой и буквенный состав слов Знать минимум понятий о звуках.
Уметь:
анализировать звуковой состав; выделять в словах звуки
 2 Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи словечко».
Дидактические игры 1 Отработка навыка нахождения гласных букв, обозначающих мягкость и твердость согласных звуков на письме; . нахождение согласных звуков. Упражнение в письме букв и слов. Знать минимум понятий о гласных и согласных звуках.
Уметь:
анализировать звуковой состав;выделять в словах звуки
 3 Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания.
Интонация. Эмоции. Слова помощники.
Дидактические игры 1 Уточнение понятия согласных звуков и букв, их обозначающих. Упражнение в списывании текстов Знать о признаках согласных звуков и их классификации.
Уметь списывать с печатного и прописного текстов
 4 Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра “Найди пару”. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение».
Дидактические игры 1 Систематизация понятий «звук» и «буква». Уточнение понятий звонкие и глухие согласные. Упражнение в списывании текста Знать признаки и классификацию звуков.
Уметь:
производить звукобуквенный анализ слов; оформлять предложения на письме
 5 Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются.Игра «Подскажи словечко» Дидактические игры 1 Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных Уметь:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие6 Звуки и буквы. Звуко - буквенный разбор слов. Викторина “Интересные буквы и звуки” Викторина 1 Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных Уметь:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие, выполнять звуко-буквенный разбор слов. 7 « Грамматическое домино”. Дидактические игры 1 Упражнение в правописании безударных гласных. Развитие умений писать слова с изученной орфограммой
Упражнение в подборе проверочных слов. Уметь действовать согласно правилу; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами
 8 Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн) 1 Отработка правил написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чнв словах Уметь правильно писать буквосочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн9 Алфавит. Дидактические игры. 1 Повторение русского алфавита. Уметь составлять азбуку из письменных букв, располагать слова – названия животных в алфавитном порядке. Знать речевые и неречевые звуки.
Уметь:
составлять текст с опорой на рисунки;
 10 Роль предложения в общении. Предлоги. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.
Дидактические игры. 1 Уточнение понятий «предлог», «предложение». Знать, что такое предлоги и какова их функция; признаки предложения.
 11 Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Шарады. Дидактические игры. 1 Составление и решение головоломок. Уметь составлять и решать головоломки, шарады.
 12 Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. Дидактические игры. 1 Совершенствование навыка деления слов на слоги.
Выполнение упражнений с использованием понятий «перенос слов», «знак переноса» Уметь:
делить слова на слоги;понимать и называть значение слова;писать прямые линии с нижним и верхним закруглениеманализировать свою работу
 13 Ребусы. Дидактические игры. 1 Технология составления ребусов. Уметь:
Решать и составлять ребусы.
 14 Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения Дидактические игры. 1 Работа над ударением в словах. Закрепление правила правописания безударных гласных в корне словаВыполнение упражнений с использованием слов, написание которых надо запомнить Уметьвыделить ударение в словах.
 15 Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Игра-путешествие 2 Работа над ударением в словах. Уметь выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова
 16 Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) Дидактические игры. 2 Закрепление правила правописания безударных гласных в корне словаУметь: выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова писать под диктовку, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы
 17 Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.Способы проверки безударных гласных в корне слова. Дидактические игры. 1 Выполнение упражнений с использованием слов, написание которых надо запомнить. Работа с орфографическим словарём. Знать написание словарных слов, способы проверки безударных гласных в корне словаУметь: пользоваться с орфографическим словарём.
18 Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Дидактические игры. 1 Знакомство с понятием «обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь» Знать: о различении согласных по твердости – мягкости; способах обозначения мягкости согласных
19
  Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. Конкурс. 1 Знакомство с ролью твёрдого знака. Знать: правила написания слов с твёрдым знаком.
Уметь: писать слова с Твёрдым знаком.
 20 Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “ Соревнование. 1 Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
Связь слов в предложении. Уметь ставить вопросы к словам-предметам.
Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?,обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные
 21 Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Дидактические игры. 1 Выполнение упражнений на написание слов с большой буквы. Уметь: писать заглавную букву в именах собственных.
22-23 Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.Анаграммы. Составляем схемы. Дидактические игры. 2 Выполнение упражнений на развитие орфографической зоркости. Составление и решение анаграмм. Знать правила переноса слов.
Уметь видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова
24-25 Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное. Дидактические игры. 2 Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы Уметь ставить вопросы к словам-призна-кам.
Знать определение части речи.
26-27 Дружба имени существительного с прилагательным. Фокусы. Дидактические игры. 2 Связь слов-названий и слов-признаков Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов
Уметь графически показывать связь слов; подбирать слова-признаки к словам-предметам
28 Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!
Словарный запас. Предметы, действия, признак.
Дидактические игры.
Презентация «Мои первые словари» 1 Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам Знать определение части речи.
Уметь ставить вопросы к словам-действиям
Уметь подбирать к словам-предметам слова-действия; установление связи между словами в предложениях с помощью вопросов
29 Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”
«Замени букву». Конкурс. 1 Выполнение заданий и упражнений на повторение всех правил. Знать: правила пользования словарями
30 Знаете ли вы значения слов? Игры со словами. «Вывески улетели».Определение значения слова с помощью толкового словаря. Дидактические игры. Экскурсия в школьную библиотеку. 1 Работа над лексическим значением слов. Уметь пользоваться толковым словарём
31 Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. «Прочитай записку». Дидактические игры. 1 Уточнение понятия «корень слова». Отработка умения находить однокоренные слова, выделять корень слова Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примерыУметь: находить и подбирать однокоренные слова. Знать написание словарных слов. Знать об одинаковом написании корней в родственных словах.
Уметь: писать однокоренные слова; выделять корень
32 Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов Дидактические игры. 1 Работа над составлением кроссвордов. Уметь составлять кроссворды
33 Крылатые слова и выражения. Урок-презентация 1 Составление презентации используя крылатые выражения. Знать о роли крылатых выражений и слов
34 Итоговое занятие.
Сочини пословицу, шутку, прибаутку. Тестирование 1 Выполнение тестов Уметь применять правила, которых изучали