Программа курса гражданского образования Родное Прикамье


«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы:………Пьянова Л.В. Зам. директора по УР:……БатуеваО.А.
«_______»__________ 2014….г. «_______»__________ 2014….г.


Программа
курса гражданское образование
«Родное Прикамье»
для учащихся 5 класса
Учитель: Сальникова О.П.
Пояснительная записка.
Сегодня гражданское образование является одной из приоритетных задач в государстве, а воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и духовность нации, развить и воплотить идею государственности.
Под гражданским образованием мы понимаем целенаправленный, сознательно осуществляемый воспитательно-образовательный процесс, направленный на организацию и управление деятельностью развивающейся личности по овладению социально-политическим и морально-этическим опытом. Целью гражданского воспитания как важнейшей цели образования является создание условий для полного раскрытия потенциальных возможностей учащихся, формирования их готовности к деятельности, направленной на достижение социально значимых результатов.
Гражданское воспитание может осуществляться через уроки по литературному краеведению.
Литературное краеведение - одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепления связи литературы с жизнью.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, становится стимулом для более глубокого постижения предмета. Она включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов Пермского края. Работа по данной программе помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности (поиск материалов, использование в работе сети Интернет, составление вопросов и т.д.), редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы (чтение текста, анализ произведений, работа в группах по определённой проблеме), грамотно строить свою речь.
Актуальность программы Гражданского образования «Родное Прикамье» заключается в том, что, расширяя и обогащая знания школьников о жизни и творчестве писателей родного края, она прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Программа включает в себя фольклорные произведения, записанные в пермском Прикамье, литературные произведения, основанные на устном народном творчестве и литературные произведения писателей и поэтов Пермского края.
Рассчитан курс на 34 часа, 1 час в неделю.  Преподавание  основывается  на книге для ученика Родное Прикамье: Учеб.хрестоматия по лит.краев. для 5-6 кл. ср. шк. Перм.обл. - Пермь, 2003. Автор-составитель Д.А. Краснопёров.
       
Цель курса: при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями Пермского края углубить и расширить знания учащихся по литературе и вовлечь школьников в активную познавательную деятельность по изучению произведений писателей Пермского края.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой учебного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций.
 Задачи:
1.  Познакомить учащихся с фольклорными произведениями народов Пермского края, раскрыть своеобразие литературы Прикамья.
2.  Развивать регулятивные УУД через организацию самостоятельной деятельности учащихся.
3.  Совершенствовать общеучебные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели и выбор эффективных способов их достижений.
4. Совершенствовать познавательные УУД  путем анализа объектов, установки причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждения.
5. Расширить содержание учебного материала за счёт дополнения  основной программы по литературы. 
6. Создать предпосылки для формирования эмоционально-нравственной культуры учащихся.
В результате обучения учащиеся должны знать:
известных писателей и поэтов Пермского края и их произведения.
Учащиеся должны уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Произведения читаются на факультативных занятиях, органично включаясь в общую программу предмета по литературе.
Содержание программы
Тема № 1. Введение - 1 ч.
Введение. Что такое фольклор. Собиратели фольклора.
Тема № 2. « Наш край в устном народном творчестве» - 5 ч.
Сказки народов Прикамья. Виды сказок.
Сказки о животных: « Хитрый козёл», « Волк-лекарь», « Ласточка и комар», « Волк и козлёнок», « Петух с лисой» (по выбору). Окружающий мир в народных сказках; мораль сказки; особенности языка.
Волшебные сказки: « Про царевича Петра и волшебного коня», « Топор-саморуб». Традиционные черты волшебной сказки, волшебные герои и волшебные события.
Бытовые сказки: « Хитрый солдат», « Жена ленивая», « Друг», « Кисель». Характеры героев. Элементы волшебной сказки и сказки о животных; поучительный смысл сказки.
Фольклор малых форм. Детский фольклор.
Колыбельные песни, считалки, насказульки, пословицы и поговорки. Особенности строения произведения. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка.
Народные песни Прикамья.
Игровые, святочные, масленичные песни, свадебные песни, хоровые песни девушек, величальные песни, бытовые песни. Обряды. Лиризм; прикамская « прописка»; традиционные для народного творчества образы и выразительные средства языка; функции песен в быту народа.
Тема № 3. «Современная пермская литературная сказка» - 7 ч.
Н.П.Вагнер. «Два Ивана», «Берёза». Сюжетные переклички, отражение просветительской веры в приоритет разума, философский и дидактический подтекст, сентиментально-религиозные мотивы. Параллель сказок Вагнера и Андерсена.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказки познавательны. Очеловечивание персонажей помогает ребенку живее и ярче представить характерные свойства животных, их жизнь. Сказки – это своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно-важных вещах. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами козявочки, мухи, собаки, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение.
П.П.Бажов. «Про Великого Полоза», сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ, как литературный жанр. Мастер слова, когда-либо живший на Урале, который воплотил в своих произведениях душу и дух этой земли; через творчество Бажова образ Урала раскрывается для жителя любого уголка России. «Живая» речь сказов.
Е.А.Пермяк. «Как огонь Воду замуж взял».
И.П.Христолюбова. «Топало». Фантастическое и реальное в повести-сказке. Взаимоотношения людей.
В.Воробьёв. «Капризка». Юмор. Сказка уральского писателя, написанная более 50 лет назад и по сей день не утратила своей актуальности. Читателя ждут захватывающие погони и приключения со множеством необычных персонажей и событий.
Тема № 4. Баллада литературная – 2 ч.
Б.В. Ширшов. «Предрассветная баллада».
А.М. Домнин. «Баллада о древнем мореходе».
Тема № 5. « Человек и природа в произведениях пермских поэтов и писателей» - 5 ч.
В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Капалуха», «Зачем я убил коростеля?» Слияние природы и человека; природа как жизнь, красота, любовь, вдохновение.
М. А. Осоргин.
«Егошиха». Новелла. Принцип контраста в основе композиции рассказа; роль оценочной лексики; образ речки Егошихи; отношение автора к родному краю, Кама. Приёмы создания образа реки; взаимоотношения героя и реки; образ Урала, подробности и приметы уральского детства.
«Известные по качеству».
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Чусовские скалы». Певец уральской природы. Мастер русского слова.
Тема № 6. « Воздух детства и отчего дома» - 3 ч.
Л. И. Давыдычев.
«Лёлишна из третьего подъезда». Жанр книги - циркового представления: роль заглавий как объявлений конферансье; элементы композиции: парад участников, завязка, развитие действия, репризы и т.д. Образы детей и взрослых. Взаимоотношения героев.
«Жизнь Ивана Семёнова».
Лев Кузьмин. «Чистый след горностая». Мир детства военных лет.
В. П. Крапивин. «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой». Авторская концепция детства как поры радости открытия мира, ребячьей дружбы, сказочного видения мира. Мир романтических идеалов. Изображение мира с точки зрения ребёнка. Взволнованный, приподнятый тон повествователя-взрослого.
Тема № 7 Лирические стихотворения уральских поэтов, ставшие народными песнями – 2 ч.
Тема № 8. « Родина и природа в произведениях пермских поэтов» - 8 ч.
Е.Ф. Трутнева. Лирика. Оптимизм. Бережное отношение ко всему живому, романтическое восприятие мира, доброта и непосредственность; изображение природы и труда людей.
Б.В. Ширшов.
В.Телегина. Весёлые и простые стихи заставляют задуматься, оглядеться вокруг, почувствовать себя частью природы.
А.Решетов.
А.Гребнев.
А.Гребёнкин.
А.Самойленко и А.Шевченко.
В.Радкевич. О подвиге народа в Великой Отечественной войне.
Итоговый урок-конкурс по изученным произведениям Пермских поэтов и писателей – 1 ч.
Календарно- тематическое планирование
№ Название темы Кол-во часов
1. Введение. Что такое фольклор. Собиратели фольклора. 1
2. Сказки. Виды сказок. Сказки о животных. 1
3. Волшебные сказки. 1
4. Бытовые сказки. 1
5. Фольклор малых форм. 1
6. Народная баллада. 1
7. Литературная сказка.
Н.П.Вагнер. «Два Ивана». 1
8. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказки. 1
9. П.П.Бажов. «Про Великого Полоза». Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». 2
10. Е.А. Пермяк. «Как огонь Воду замуж взял». 1
11. И.П.Христолюбова. «Топало». 1
12. В.Воробьёв. «Капризка». 1
13. Баллада литературная.
Б.В. Ширшов. «Предрассветная баллада». 1
14. А.М.Домнин. Баллада о древнем мореходе. 1
15. Человек и природа в произведениях пермских писателей. В.П.Астафьев. «Белогрудка» и др. рассказы. 2
16. Новелла (рассказ).
М.А.Осоргин. «Егошиха». 1
17. Очерк.
М.А.Осоргин. «Известные по качеству». 1
18. Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Чусовские скалы». 1
19. Повесть.
Лев Давыдычев. «Жизнь Ивана Семёнова». 1
20. Лев Давыдычев. «Лёлишна из третьего подъезда». 1
21. Лев Кузьмин. «Чистый след горностая». 1
22. В. П. Крапивин. «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой». 1
23-24. Лирические стихотворения уральских поэтов, ставшие народными песнями. 2
25. Поэзия. Евгения Трутнева. Стихи. 8
26. Борис Ширшов. Стихи о Родине. 27. Валентина Телегина. Стихи о природе. 28. Алексей Решетов. Стихи. 29. Анатолий Гребнев. Стихи. 30. Александр Гребёнкин. Стихи. 31. Стихи А.Самойленко и А.Шевченко. 32. Владимир Радкевич. Стихи о Родине. 33. Итоговый урок по произведениям Пермских поэтов и писателей. 1
Список литературы:
Д.А. Краснопёров. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению для 5 класса «Родное Прикамье». Пермь: «Книжный мир», 2007.
История Урала. Т. 1. – Пермь, 1976.
Литература Урала. Очерки и портреты. Книга для учителя. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, изд-во Дома учителя, 1998.
Литературное краеведение в школе: Сборник статей. Под ред. В.И. Шенкман. – Пермь, Изд-во ПОИПКРО, 2002.
Фольклор и литература Прикамья. – Пермь, 1976.
P.S. В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углублённого изучения литературы.
На мой взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе может явиться литературный кружок. Это добровольное объединение школьников, которое стремится к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности.